5725

Давайте мериться тарифами

Бывает и такое: 1226 членов алматинского садоводческого товарищества “Аксай-19”, которые установили водокачку и провели водопровод за свой счет и для своих нужд, по решению суда вдруг стали одновременно и потребителями, и… монополистами! Антимонопольное ведомство, прознав про их дешевый тариф, теперь намерено увеличить его в пять раз! А между тем действие закона “О естественных монополиях и регулируемых рынках” не распространяется на лиц, чья деятельность связана с эксплуатацией водных объектов исключительно для собственных нужд.

Это товарищество в Карасайском районе Алматинской области образовалось еще в 1968 году, когда не было никакой инфраструктуры, в том числе и поливной системы. Со временем арык, проходящий по району, превратился в полноценную реку Кыргауылды, а дома, построенные вдоль нее, стало затапливать. Власти обязали садоводческое товарищество урегулировать полноводие реки. На общем собрании собственники участков в 1972 году решили пробурить скважину для водокачки, чтобы уменьшить разлив реки и наладить систему полива. На участок, где стоит скважина, имеется госакт: дачники взяли землю в аренду у государства на 49 лет, а значит, все, что там есть, по факту принадлежит им. Пять лет назад члены кооператива “Аксай-19” решили провести воду прямиком в дома: в садоводческом товариществе 1226 участков, постоянно проживают здесь 600 семей. Они и скинулись на водопровод.

- Надо же было нам определить между собой, как пользоваться водой, - объяснила председатель потребительского кооператива садоводческих объединений “Аксай-19” Ирина АХМЕТОВА (на снимке). - У нас есть имущественные, то есть членские, взносы, которые мы платим раз в год. К ним добавили две тысячи тенге на обслуживание водокачки, замену оборудования, зарплату рабочим. Но водокачка работает постоянно и потребляет много электроэнергии. На общем собрании собственников дачных участков мы решили: 35 тенге в месяц за один куб воды будут окупать затраты на ее техническое обслуживание. Без ограничительного тарифа нельзя: иначе один дачник будет наполнять бассейны, а второму ничего не останется. Составили договоры на оказание услуг, подписали. Пользовались водой, все были довольны. Но в марте прошлого года выяснилось, что один дачник самовольно поставил себе три фазы электричества, из-за чего случались перебои света у его соседей, да еще и не платил за воду с 2013 года. Свет ему отрезали, и он пошел мстить: написал обращение в прокуратуру и в антимонопольный департамент по поводу незаконных тарифов на свет и воду. Прокуратура никак не отреагировала, а вот антимонопольное ведомство заинтересовалось.
В кооператив нагрянула внеплановая проверка, в ходе которой сотрудники департамента комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Миннацэкономики по Алматинской области заявили: тариф имеют право устанавливать только они. А в тариф они намерены включить расходы на зарплату председателя, бухгалтера, сантехника, оператора скважины (которая и так поступает им из членских взносов), к тому же увеличится налогообложение. И в итоге, по предварительным расчетам, тариф вырастет с 35 до 150-200 тенге за один куб воды. Напрашивается вопрос: где же были чиновники все эти пять лет? Не пожалуйся тот обидчивый дачник в их ведомство, члены “Аксая-19” и дальше бы пользовались водой по крайне низкой цене, а тут пришли госорганы и, как говорится, все только испортили. В ходе своей проверки антимонопольный департамент отметил: предприятие убыточное, прибыли не имеет.
- Мы не для извлечения прибыли провели воду, а для себя, потому что живем здесь постоянно! - поддержали председателя жители массива. - Мы же не продаем ее!
В июле этого года дачники подали иск в специализированный межрайонный экономический суд Алматинской области с требованием признать внеплановую проверку антимонопольного департамента недействительной, а действия самого госоргана - незаконными.

- Антимонопольное ведомство, как правило, проверяет субъекты предпринимательства и основывает эти проверки на законе об антимонопольной деятельности и на Предпринимательском кодексе, - пояснила член кооператива “Аксай-19” и юрист Лейла ГУСЕЙНОВА (на снимке). - Но какими мы можем быть предпринимателями, если пункт 1 статьи 2 Предпринимательского кодекса гласит: предпринимательством является самостоятельная инициативная деятельность граждан, оралманов, юридических лиц, направленная на получение чистого дохода. Мы потребительский кооператив, который является некоммерческой организацией! Наша деятельность направлена не на извлечение прибыли, а на удовлетворение собственных нужд! Тем не менее кооператив проверяли, хотя у нас нет дохода, мы сами потребляем эту воду и не продаем ее. А кому продавать - тут в каждом товариществе своя водокачка!
- В чем оказался абсурд судебного процесса? - продолжила юрист. - Интересы департамента представлял начальник юридического отдела департамента комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики по Алматинской области Арман АСКАРБЕКОВ. Он разделяет понятия “кооператив” и “члены кооператива”, считая, что кооператив продает воду… членам кооператива. Вы представляете? В ходе разбирательств судья специализированного межрайонного экономического суда Гульнара АМИРХАНОВА спросила у ответ­чика, были ли подобные прецеденты в Казахстане. Но у нас не английская система права, где судят по прецеденту. Тем не менее Аскарбеков принес решение суда по делу садоводческого товарищества “Ардагер - Ветеран”, которое дачники проиграли. Я нашла этих людей и спросила, почему так получилось. Оказалось, их председатель кооператива протянула водопровод в соседнее товарищество и там продавала воду! Вот они действительно монополисты.
Юрист не поверила, что было только одно такое дело, и нашла пять историй судебных разбирательств с решениями в пользу садоводческих товариществ.
- Мы спросили: неужели наш тариф выше тарифа, установленного по области? Оказалось, что установленного тарифа нет вообще, в каждом поселке он свой, а у нас даже ниже среднего.
Но Аскарбеков на суде в ответ на это заявил: потребительский кооператив “Аксай-19” самостоятельно установил тариф за предоставляемые регулируемые услуги водоснабжения по тарифам, которые утверждены не уполномоченным органом, а приняты на общем собрании, но так не положено.
- Согласно закону субъект естественной монополии обязан предоставлять регулируемые услуги по тарифам, утвержденным уполномоченным органом, - пояснил он на суде. - Субъекты естественных монополий подлежат включению в государственный регистр. По результатам внеплановой проверки “Аксаю-19” было рекомендовано обратиться в уполномоченный орган с заявлением о включении в регистр в течение 15 календарных дней со дня оказания регулируемых услуг потребителям, однако кооператив не сделал этого. В соответствии с законом “О потребительском кооперативе” ПК создается за счет имущественных взносов для выполнения отдельных функций, связанных с удовлетворением интересов своих членов. Ежемесячная оплата членами кооператива по тарифам за предоставляемые услуги водоснабжения не может являться имущественным взносом.
Судья посчитала доводы представителя ответчика обоснованными и отказала дачникам. Но они надеются на апелляцию. От таких же дачников, но из другого товарищества аксайцы узнали, что вышестоящий суд внимательно разобрался в обстоятельствах их дела. Апелляционная судебная коллегия Алматинского областного суда под председательством судьи Кульжибек КАРИМ постановила: “Приказ антимонопольного органа о включении ПК “Кристалл Эйр” в регистр субъектов естественных монополий, налагающий обязанности на кооператив, суд признал необоснованным, поскольку закон Республики Казахстан “О естественных монополиях и регулируемых рынках” имеет распространение на отношения, возникающие на рынке услуг. Суд же установил, что ПК “Кристалл Эйр” субъектом рынка не является, поскольку услуги по водоотведению не оказывает, производит эксплуатацию системы исключительно для собственных нужд”.
Получается, что вместо реального обеспечения населения питьевой водой и снижения тарифов до предельного уровня чиновники антимонопольного ведомства принимают карательные меры, отчего потребители, став не по своей воле монополистами, получат только сплошные убытки для своих и так небогатых семей.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть