4335

По системе Байбека

В минувший четверг в Алматы говорили о том, какие преобразования ждут город и общественный транспорт в следующем году

Это была не просто встреча экспертов - отчет по проекту ПРООН-ГЭФ “Устойчивый транспорт города Алматы”, специалисты которого шесть лет работали над тем, чтобы сделать южную столицу более комфортной для жизни. Конференция началась, как только в зале появился аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК (на снимке). Он, конечно, был главным гостем. Без его одобрения ни один из проектов (по внедрению электронного билетирования, ЛРТ, БРТ, созданию велоинфраструктуры, обновлению автопарков), которые все это время продвигали эксперты, внедрить было бы невозможно. 

С журналистами городской голова говорит крайне редко, а потому приходится внимательно слушать его на подобных встречах, чтобы уловить, что же думает непредсказуемый в своих высказываниях аким о преобразованиях в городе, которым он руководит.

- Алматы - большой город, и люди должны высказывать разные мнения. Если их нет, значит город неживой, - уверенно вещал Бауыржан Кыдыргалиевич. - Поэтому мы всегда этому рады и нормально воспринимаем критику. Для нас основной критерий - это удовлетворенность населения. Понятно, кто-то говорит: зачем платные парковки, и те же самые люди завтра рассуждают про экологию. Не понимая, что внедрение платных парковок, создание пешеходных улиц, это все и есть конкретная, а не на словах борьба (за экологию, как я понимаю. - О. А.). Мы движемся очень системно.
После этой фразы сразу вспомнились действия акимата, которые, скорее, говорят об обратном. Сейчас они закупают новые автобусы не на газе (вспомните, с какой помпой их презентовали пять лет назад, говоря о пользе для экологии Алматы), а на дизельном топливе. Власти, конечно, твердят, что это Евро-5, минимум выбросов, но почему же при системном подходе акимата газ сразу оказался не таким уж “полезным”?
А что до платных парковок: так ими недовольны не только и не столько потому, что и они теперь стоят денег. Алматинцев больше волнует вопрос, куда эти самые деньги уходят. И эксперты, выступавшие после Байбека, в очередной раз заявили, что предпочтительнее было бы создать муниципальную систему управления парковками, чтобы людям было понятно, на что тратятся средства, собранные за пользование ими.
Но аким продолжал не менее уверенно.

- Во всем мире все новое воспринимается очень плохо. Все хотят изменений, но когда это конкретно начинает затрагивать их жизнь, они начинают критиковать, - справедливо заметил он. - В нашей программе один из приоритетов - активные граждане. И мы гордимся тем, что алматинцы именно такие. В соцсетях обсуждают... И нам это в помощь. Мы можем оперативно реагировать.
Было бы хорошо, если бы реагировали на критику всегда - и не только на ту, что была высказана в Интернете, горожане-то не только в соцсетях сидят.
А потом снова про критику (видимо, для акима она очень важна), но теперь уже в свой адрес:
- Я часто слышу критику: аким ни на кого не реагирует, не слушает общественность, он двигается вперед. Но я хочу сказать: все, что мы делаем, мы обсудили два года назад (имеется в виду программа развития “Алматы-2020”, которую представляли на суд горожан. - О. А.).
А далее про экологию, транспорт: “он дает 80 процентов выбросов” (еще раз напомню про новые дизельные автобусы. - О. А.), строительство БАКАД, ТЭЦ.
- Мы рады, что ТЭЦ-1 перешла с угля на газ, теперь будут полностью строиться только газовые котлы, - говорил Байбек. - Со следующего года первые семь миллиардов будут вложены. Второй проект - ТЭЦ-2. Если 11 процентов загрязнений дает ТЭЦ, то мы на девять процентов их снизим.
И снова про автобусы:

- Мы покупаем более трехсот автобусов, - продолжалось выступление градоначальника. - Для простого человека реформа - это когда автобусы вовремя приходят, они удобные, а люди получают качественный сервис. Все остальное - это слова. У нас сейчас частная компания Green bus, которой мы отдали в доверительное управление (муниципальные автопарки. - О. А.), она показала свою эффективность. Но нам важно, чтобы был не один монополист на рынке, поэтому мы купили автобусы, создали второго крупного перевозчика.
И это опять к вопросу о том, насколько нашему акимату удается двигаться системно - не к самим проектам, о которых речь шла на конференции, а к их реализации и возникает больше всего вопросов. Конечно, не ошибается только тот, кто ничего не делает, и город все-таки меняется. Проект по развитию устойчивого транспорта подошел к концу. Что это означает для нас, простых горожан? По большому счету, ничего не должно измениться. Те преобразования, которые идут на протяжении последних нескольких лет - реформа общественного транспорта, реконструкция центра, развитие велоинфраструктуры, продолжатся. Например, уже к концу следующего года закончится прокладка маршрута первого этапа скоростных автобусов БРТ, который будет идти из микрорайона “Орбита”. Наконец-то есть подвижки в проекте скоростных трамваев ЛРТ - весной следующего года будет объявлен конкурс на определение частного партнера (финансирование не будет полностью государственным), а в 2019 году наконец-то уже должно начаться строительство - опять же, если даты в очередной раз не перенесут. И БРТ, и ЛРТ уже должны были вовсю работать, если бы все шло так, как обещали изначально.
Еще нас ждет более масштабная по сравнению с нынешней переделка центра города, которая коснется 18 улиц. Идти она будет в основном в квадрате проспект Достык - проспект Абая - улица Толе би - набережная реки Есентай. Никаких подробностей, макетов, по которым можно было бы судить, что именно здесь появится, пока нет. Речь, конечно, не идет о том, что все они станут пешеходными. В основном их будут менять, как улицу Гоголя или Кабанбай батыра в этом году: ставить лавочки, выкладывать брусчаткой, делать фонтаны. В общем, мы тоже движемся дальше. Но хотелось бы, чтобы это было чуть более системно и последовательно.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть