Ты согласен с этим кондоминиумом?
Мы продолжаем интервью с председателем правления АО “Казцентр ЖКХ” Маратом САДУОВЫМ (на снимке) о том, как именно его ведомство предлагает реформировать жилищно-коммунальное хозяйство страны. С первой частью беседы вы можете ознакомиться в предыдущем номере (см. “Ничего лишнего - только сервис”, “Время” от 15.8.2017 г.).
- Вы предлагаете ввести в сферу ЖКХ такой финансовый инструмент, как бюджетное планирование содержания каждого дома на предстоящий период (допустим, на год). Кто будет уполномочен утверждать/согласовывать эти планы: госорганы или сервисные компании? Если второй вариант, то есть опасность возникновения некоего бардака: сегодня может работать одна СК, а завтра в силу разных обстоятельств - другая.
- Утверждение годового бюджета и годовой сметы доходов и расходов, внесение в них изменений и дополнений относятся к компетенции общего собрания собственников квартир и реализуются через механизм голосования членов КСК. В действующем законе о жилищных отношениях статьей 47 предусмотрено, что правление КСК должно представлять общему собранию членов КСК проекты годовых смет, достаточных для покрытия ожидаемых расходов на содержание общего имущества объекта кондоминиума, а также финансовый отчет за каждый год.
Однако сегодня большинство управдомов, пользуясь низкой активностью собственников квартир, не занимается планированием, соответственно, не представляет членам КСК планы и отчеты. Эту проблему тоже планируется решить в рамках ЕИС ЖКХ, в которой будет предусмотрен модуль с необходимым функционалом и возможностью для председателей КСК в автоматизированном режиме рассчитать смету на содержание дома (в зависимости от его технических характеристик), направить собственникам для утверждения и впоследствии подготовить отчет о ее исполнении.
- Тогда такой вопрос вдогонку. По вашим же данным, в республике зарегистрировано в качестве кондоминиумов только 30 процентов многоэтажных домов, а это значит, что 70 процентов сегодняшних КСК работают незаконно. Из-за этой прорехи в законе многие жильцы уже многие месяцы не делают взносы вопреки законодательству в накопительный фонд для будущего капремонта общедомового имущества, полагая, что их платежи уходят в никуда или в чей-то личный карман. АО “Казцентр ЖКХ” рассматривает возможность упрощенной регистрации незарегистрированных как кондоминиумы МЖД. Если это предложение будет реализовано, обязаны ли будут незаконопослушные жильцы полностью погасить всю свою задолженность в этот накопительный фонд?
- Отсутствие регистрации дома как объекта кондоминиума создает в первую очередь проблемы для собственников квартир при необходимости разрешить вопросы, связанные с содержанием общего имущества. В этой связи готовятся предложения о наделении жилищной инспекции правом привлекать к административной ответственности руководителей органов управления за отсутствие регистрации объекта кондоминиума, а жильцов - за уклонение от исполнения действующей нормы закона по накоплению средств на капитальный ремонт на специальных накопительных счетах. При этом собственники квартир, которые добросовестно исполняют эту обязанность в настоящее время, должны проверить, поступают ли эти средства на отдельный накопительный счет для будущего капитального ремонта.
Вместе с тем отсутствие на сегодняшний день отдельного накопительного счета может быть расценено судом как уважительная причина для неисполнения обязанности перечислять средства.
- Кстати, многих председателей КСК волнует вопрос, будут ли утверждены единые тарифы расходов на текущее содержание МЖД, в особенности в зависимости от возраста строений. Пока в отечественном ЖКХ мы наблюдаем такой парадокс: целевые взносы из расчета за 1 кв. метр жилья жильцы новых домов платят от 100 тенге и более, а собственники квартир старых и ветхих домов - всего 10-15 тенге, хотя их обслуживание требует куда больших затрат.
- Согласно жилищному законодательству размер взносов на управление и содержание общего имущества объекта кондоминиума утверждается на общем собрании. Вместе с тем заниженный в некоторых случаях размер взноса не позволяет выполнять все технические и санитарные мероприятия, необходимые для надлежащего содержания общего имущества объекта кондоминиума.
В этой связи назрела необходимость предусмотреть в законе минимальный размер взноса на содержание общедомового имущества. Отправной точкой для расчета будет являться минимальный перечень - периодичность работ и услуг по содержанию общего имущества объекта кондоминиума. Стоимость этих работ и сформирует минимальный размер взноса, который будет утверждаться уполномоченными органами в регионах.
Касательно новых домов с высокими ежемесячными взносами и старых домов с низкими отмечу, что новые дома на сегодня представляют собой сложные технические сооружения, оснащенные современным оборудованием. В новых домах для собственников могут быть предусмотрены услуги, которые практически отсутствуют в старых домах: охрана, видеонаблюдение, консьерж, паркинги и т. д. Кроме того, для текущего ремонта в подъездах могут быть использованы материалы (плитка, кафель, мрамор), в которых нет необходимости в домах старой постройки. Все это отражается на размере взноса.
- Ну и последний вопрос наших читателей: как с учетом предлагаемой вами схемы (один дом - одно юрлицо - банк) должны будут делить единый дворовый участок расположенные вокруг него многоэтажки? Практика показывает: при нынешнем положении вещей расположенные в одном дворе дома, не являющиеся единым ЖК и относящиеся к разным КСК, зачастую не могут договориться о его использовании: одним хочется там автостоянку, другим - детскую площадку, третьим - сквер и т. д.
- Границы земельного участка, принадлежащего объекту кондоминиума, должны быть установлены государственным актом. Как правило, на сегодняшний день территория земельного участка составляет один метр по периметру жилого дома. Обязанность по благоустройству дворовой территории, установке малых архитектурных форм, детских площадок возложена на собственника земли, а раз земля относится к коммунальной собственности города, то это функция местных исполнительных органов. Собственники земли могут определять места для парковки, детских площадок и т. д.
Екатерина ТИХОНОВА, Наиль ИШМУХАМЕТОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы
ОТ РЕДАКЦИИ Вот такой довольно любопытный диалог состоялся у нас в эксклюзивном порядке с руководством инициаторов реформ в нашем отечественном жилкомхозе. В целях экономии газетной площади мы не стали повторять детали предлагаемых нововведений, с ними можно ознакомиться в наших предыдущих публикациях (см. “Ссылки по теме”). Но мы специально выделили жирным шрифтом фразы в ответах нашего собеседника, чтобы привлечь к ним внимание всех тех, кто будет рассматривать предлагаемую концепцию перемен на профессиональном и - отметим это особенно! - законодательном уровне. Ваш ход, отдохнувшие за время летних каникул господа парламентарии! Мы готовы предоставить свои страницы всем разумным мнениям.
Ссылки по теме:
“Ждите перемен!”, “Время” от 22.7.2017 г.
“Не можешь предотвратить бардак - возглавь его!”, “Время” от 25.7.2017 г.
“Учись, кухарка, управлять!”, “Время” от 3.8.2017 г.
“Ничего лишнего - только сервис”, “Время” от 15.8.2017 г.