Урал-река не бурлива, не широка...
До сих пор не вступило в силу подписанное осенью прошлого года в Астане межправительственное соглашение Казахстана и России о сохранении экосистемы бассейна реки Урал. Два десятка лет, потраченные на разработку и согласование проекта документа, пока - увы! - так и остаются потерянным временем. А поскольку нет позитивных результатов в возрождении стратегически важной водной артерии, эта река продолжает мелеть и заиливаться, ее берега распахивают земледельцы, вымирают уральские флора и фауна. Ситуация усугубляется все больше и близка к катастрофической.
Проблемам реки Урал наша газета не раз уделяла самое пристальное внимание. Автор этих строк в прошлом году посвятила им большой материал (см. “Вилами по Уралу писано”, “Время” от 24.8.2016 г.).
Стоит напомнить, что общая протяженность Урала, третьей по протяженности реки Европы, уступающей по этому показателю только Волге и Дунаю, - 2428 километров. Почти половина ее находится в Казахстане, где река впадает в Каспий. Издавна бассейн Урала славился своими живописными берегами, обилием рыбы, в том числе и уникальных осетровых пород, а также прибрежными видами флоры и фауны, часть из которых занесена в Красную книгу. Многие века Урал жил полнокровной жизнью. Пока не наступил ХХ век. И река стала задыхаться…
В 30-х годах прошлого столетия была разработана схема комплексного использования водных ресурсов реки, согласно которой было запланировано строительство гидроузлов в ее верхнем течении в целях развития советской энергетики, промышленного водоснабжения и ирригации. В значительной степени эти проекты были реализованы. А через 40 лет советские ученые осознали, что с использованием реки, мягко говоря, переборщили: она начала мелеть, стали исчезать редкие виды животных, птиц и растений. Тогда строительство намеченных крупных гидроузлов в средней части бассейна Урала было приостановлено, по заданию Главрыбвода СССР началась подготовка обоснования увеличения его заповедной зоны до устья реки Илек, был создан атлас нерестилищ и зимовальных ям осетровых. Однако намеченные мероприятия реализовать не удалось - вместе с распадом Советского Союза распался и межреспубликанский комитет по реке Урал. Начались беспредельные распашка берегов Урала под примитивное орошаемое земледелие, забор его воды в промышленных целях.
- Урал - основной источник питьевого обеспечения Западно-Казахстанской области, в бассейне этой реки проживают 75 процентов населения региона, и состояние реки нас, конечно, очень волнует, - отмечают в областном управлении природных ресурсов. - Мы видим решение проблемы в повышении водности и улучшении гидрологического режима реки. Однако ситуация зависит не только от нас. Ведь река трансграничная, и ее среднее течение напрямую зависит от того, какое количество воды пропустит к нам с верховий наш северный сосед.
Самое большое из водохранилищ, расположенных в верхнем течении реки, - Ириклинское, построенное на территории Оренбургской области еще в 1958 году. Стоит отметить хотя бы тот факт, что этот водоем заполняли восемь лет, залив в него 3,257 кубокилометра уральской воды! Естественно, все эти годы именно россияне решали и решают, сколько воды пропустить в нижнее течение Урала.
Как правило, воды спускают значительно меньше, чем это необходимо казахстанской стороне, даже во время паводка. Например, в этом году, несмотря на то что разлившийся Урал топил Оренбургскую область, попуски из водохранилища вниз по руслу Урала составляли 60-80 кубометров в секунду. Лишь несколько дней, когда уровень воды достигал пика, сброс был в районе 100-120 кубов. Хотя, как сообщил начальник отдела предупреждения ЧС Западно-Казахстанского облдепартамента по чрезвычайным ситуациям Марс ОТАРОВ, 200 кубометров в секунду для Урала были бы в пределах нормы и даже полезны. В межевой же период сверху приходит максимум до 60 кубометров в секунду, а этого объема хватает лишь для того, чтобы русло не пересохло. Между тем из-за отсутствия весенних разливов высыхают местные озера, которые подпитывают Урал на протяжении всего летнего сезона.
Конечно, как в России, так и в Казахстане есть понимание, что без действенных мер обе страны могут попросту потерять Урал. Однако подписанные в разное время соглашения, приказы и договоры так и оседали в ящиках чиновничьих столов. Не грозит ли такая участь и подписанному осенью прошлого года межправительственному соглашению о сохранении экосистемы бассейна Урала? Почти 10 лет ушло на многочисленные переговоры сторон о необходимости такого документа вообще и еще 10 лет - на составление и различные согласования. Казалось, вот теперь проблемы реки начнут решать. Но не тут-то было...
- Это очень важное соглашение. Его принятия мы с нашими западноказахстанскими коллегами добивались более 20 лет, - комментирует ситуацию академик Российской академии наук вице-президент Русского географического общества, директор Института степи УрО РАН Александр ЧИБИЛЕВ (на снимке). - Но у подписанного документа до сих пор нет никакого механизма реализации, научного сопровождения и профессионального органа на постоянной основе.
Ученый утверждает: большинство современных документов и рекомендаций по Уралу в лучшем случае не несут ничего полезного, а если называть вещи своими именами - просто вредны для бассейна реки. По его словам, данные, которыми пользуются комиссии и госорганы обоих государств, устаревшие и потому их нельзя считать достоверными. В течение всего ХХ века уровень научных исследований в бассейне реки неуклонно снижался, существенно сократилось количество метеорологических и гидрологических постов. На смену наземным инструментальным измерениям пришли дистанционные методы.
- Отсутствие достоверных знаний об экологии реки, незнание ее гидрологических особенностей и специфики русловых процессов породили множество заблуждений и мифов, - отмечает Александр Чибилев. - Существуют неверные представления о роли водохранилищ и прудов, перспективности судоходства Урала, пользе и вреде дноуглубительных работ, противоприродных принципах лесомелиорации, противопаводковых мероприятиях, воспроизводстве рыбных ресурсов. Как это ни парадоксально, но схема комплексного использования водных ресурсов Урало-Эмбинского бассейна 30-х годов прошлого столетия выполнена гораздо профессиональнее, чем схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов, разработанные за последние годы в России и Казахстане! Главный их недостаток в том, что они не являются комплексными и объективными, а отражают состояние только российской или казахстанской части бассейна реки, то есть субъективны, причем еще и с устаревшими данными.
Для действенной реализации нового соглашения, подписанного на уровне правительств двух стран, академик предлагает создать межгосударственный орган и профессиональные госорганы по сохранению экосистемы бассейна Урала. Кроме того, ученый настаивает на создании независимой экологической экспертизы всех проектов в бассейне реки и высокопрофессионального научного сопровождения деятельности межгосударственного органа. С этими предложениями Александр Чибилев выступил на прошедшей недавно в Уральске международной конференции. Однако конкретного решения по этим вопросам пока не принято.
- Все упирается в волокиту и бюрократию, - считает академик. - Задача науки - изучать проблемы и искать пути их решения, задача власти - после тщательной экспертизы проектных решений воплощать их в жизнь. Вот в состав комиссии по сохранению экосистемы бассейна Урала включены только чиновники: министры, депутаты, руководители ведомств. И это не будет способствовать получению результатов, потому что все чиновники - люди временные. А для настоящего решения проблемы необходима постоянная фундаментальная основа - институт или даже лаборатория экологии Уральского бассейна!
Услышат ли в высоких кабинетах предложения ученых?
Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск
Из досье
- Урал протекает по территориям трех субъектов РФ - Оренбургской и Челябинской областям, а также Башкирии - и трем регионам Казахстана - Актюбинской, Западно-Казахстанской и Атырауской областям. Бассейн реки охватывает пять природных зон. По берегам этой важнейшей водной артерии в обеих странах проживают более 12 млн. человек.
- Межправительственное казахстанско-российское соглашение о сохранении экосистемы бассейна трансграничной реки Урал было подписано 4 октября 2016 года в Астане в рамках форума межрегионального сотрудничества двух стран в присутствии глав государств. Подписи под документом поставили министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей ДОНСКОЙ и министр энергетики Казахстана Канат БОЗУМБАЕВ. По имеющейся информации, соглашение не требует ратификации парламентами двух стран.
- В рамках соглашения стороны намерены совместно бороться с трансграничным загрязнением реки, содействовать снижению сбросов из различных источников, охранять животный мир, включая рыб и водоплавающих птиц, принимать меры по увеличению лесистости водного бассейна, предотвращению незаконных вырубок пойменных лесов, распространению вредителей и болезней леса, береговых пожаров, обмениваться оперативной информацией о состоянии реки.
- Для координации мер Казахстан и РФ договорились создать специальную казахстанско-российскую комиссию, которая должна работать под руководством двух сопредседателей, назначаемых сторонами. Комиссия проводит свои заседания не реже одного раза в год, а первое заседание должно состояться не позднее шести месяцев после взаимного уведомления сторон о назначении сопредседателей. Заседания комиссии проводятся поочередно на территории государств сторон.
- Соглашение вступает в силу со дня получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. По согласию сторон в документ могут вноситься изменения и дополнения.
- Соглашение заключено на пять лет и автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если ни одна из сторон не менее чем за шесть месяцев до истечения очередного периода не направит другой стороне по дипломатическим каналам письменное уведомление о своем намерении прекратить его действие.