3987

Нажми на кнопку - и где же результат?

В Алматы запустили портал по вопросам деятельности КСК, но он вряд ли будет полезен жителям многоэтажек

Kskportal.almaty.kz создан при поддержке официального органа - управления жилья и жилищной инспекции (УЖиЖИ) южной столицы.
Но пользователи находят его сложным и неудобным, а эксперты в сфере IT - еще и небезопасным.
На этом ресурсе по задумке его инициаторов должны размещаться отчеты различных кооперативов собственников квартир, ставки коммунальных тарифов, номера телефонов и адреса отделов ЖКХ акиматов южной столицы, сервисных компаний и поставщиков комуслуг. Пользователи смогут обсудить нормативные документы в сфере жилищного законодательства и внести в них свои предложения, сообщил в пресс-релизе акимат Алматы. На портале даже собираются публиковать рейтинги всех 824 КСК мегаполиса, и это, отметим, очень правильное решение, поскольку основная масса их участников недовольна тем, как обслуживают многоквартирные дома, а их в городе более восьми тысяч. В общем, что и говорить, такой ресурс давно ждали все, кто заинтересован и хочет позитивных перемен в многогранной сфере, как мы ее называем, ЖКХ & КСК.
Я решила проверить, как работает портал. Проблемы возникли с первых же кликов мышки.
Первым делом на сайте нужно “прописаться”, поскольку вся информация доступна только зарегистрированным пользователям. В предлагаемой форме надо ввести не только логин, пароль, свои ФИО и одноразовый код (предлагаемые цифры и буквы), но и… номер личного мобильника. С какого перепуга? Пополнить телефонную е-базу, чтобы в мою жизнь прочно вошел агрессивный маркетинг с назойливой рекламой взять банковский кредит?
Разработчики сайта - сотрудники ТОО “ЦИС г. Алматы” (более подробно о нем читайте чуть ниже) пояснили мне: номер телефона нужен не только для регистрации. Он действительно останется в базе и будет доступен модераторам портала.
- А зачем?! Это требование профильного госоргана? - интересуюсь у собеседника.
- Нет, форма регистрации была произвольной. Просто изначально было задумано построить портал на базе данных, - пояснил сотрудник е-компании по имени Егор. - Он планировался в том числе и для того, чтобы люди потом могли искать на нем работу, но эта область еще не разработана.
Еще один пункт регистрации, который вызывает недоумение и, на мой взгляд, отсечет от него еще одну довольно внушительную группу потенциальных пользователей: обязательно заполнить графу “Отчество”. Ведь всем известно, что в Казахстане отчество есть далеко не у всех, а во многих случаях оно является фамилией. А дальше еще курьезнее. Хотя сайт и требует прописать полностью ФИО, в базе сохраняются лишь ваши компьютерные ники - то, как вы себя обзовете: patron, например, или kiska. Причем за patron может скрываться грозный председатель КСК, а под kiska - бухгалтер этого кооператива.
Кстати, о КСК. При сохранении своего профиля в “Личном кабинете” название родного кооператива почему-то не сохраняется - его нужно вводить всякий раз при посещении кабинета. Какой смысл тогда указывать кооператив при открытии “кабинки”?
При всем при этом управление жилья и жилищной инспекции не будет обязывать председателей КСК регистрироваться на сайте.
- Как же тогда председатели кооперативов будут размещать там отчеты, если они не будут регистрироваться? - спросила я главного специалиста УЖиЖИ Алмаза НУСУПБЕКА.
- В законе о жилищных отношениях прописано, что они должны сдавать отчеты, но они могут сдавать их нам, а мы уже сами будем размещать их на сайте управления акимата и на портале КСК.
- А если пользователь захочет через сайт задать вопрос председателю своего КСК, отправить запрос, подать жалобу? На сайте же предусмотрены все эти возможности.
- Если председатель не зарегистрирован, он их и не получит. Пусть собственники квартир приходят в офис КСК, - отчеканил главный спец.
Мои сомнения по поводу не­удобств и конфузов сайта подтвердил IT-специалист Игорь КАСЬЯНОВ:
- Регистрация должна быть простой - логин и пароль. Для ввода персональных данных разработчики обычно предусматривают раздел “О себе”, где пользователь может при желании указать и номер своего телефона, и какую-то другую личную информацию.
- Само меню, может, и красивое, но сложное и непрактичное. Пользователи не сразу поймут, куда нужно нажимать мышкой, чтобы перейти в нужный раздел, - продолжает Игорь. - На месте разработчиков я бы выбрал пусть обычное, но практично скомпонованное меню, где все понятно без каких-либо особых мыслительных процессов. По крайней мере, так было бы понятнее для среднестатистического пользователя Интернета. И потом, всем известно, что вопросами КСК интересуются люди преимущественно старшего возраста и пенсионеры. А им с таким замысловатым меню будет просто не под силу разобраться - они запутаются, куда жать, куда зашли, где находятся...
- На мой взгляд, эти два больших минуса - навороченная регистрация и неудобное меню - сильно снизят посещаемость данного ресурса, даже если он и будет содержать какую-то важную информацию для многих людей, - резюмировал Игорь Касьянов.
Другие программисты и разработчики сайтов, которым я тоже предложила проинспектировать Kskportal.almaty.kz, констатировали еще один нонсенс: отчеты КСК размещены почему-то в облаке на… российском (!) мультипортале mail.ru, причем передача данных осуществляется по незащищенному каналу. То есть о конфиденциальности и неразглашении данных речи не идет вообще. Все на наш страх и риск, особенно учитывая, что информация о самом портале как таковая отсутствует. И это при том, что куратором КСК-сайта является... казахстанский госорган!
Да, о разработчике сайта. Вот как он представляет себя любимого: “ТОО “ЦИС г. Алматы” разработало и сопровождает более 15 автоматизированных информационных систем. За 15 лет информатизации Алматы сформированы уникальные базы данных государственных органов в Единой информационной системе города”. Это вам не в футбол с мальчишками гонять!
А если серьезно, то, считаю, тем, кто будет реализовывать архиважную в современных реалиях программу “Киберщит Казахстана”, целесообразнее начать с разработчиков сайтов госорганов. С такими ведь, как говорится, и врагов со шпионами не надо.
А вот контент сайта оценивать, пожалуй, еще рановато - он только заработал. Хотя кое-что меня как жителя многоэтажки уже смутило. В разделе “Законодательная база” есть тексты законов о защите прав потребителей, об энергосбережении и повышении энергоэффективности, различные правила и постановления, но нет самого главного документа собственников квартир - о жилищных отношениях. Просто забыли?
Те, кто внимательно следит за нашими публикациями на коммунально-жилищные темы, наверняка помнят материал, в котором мы рассказали о портале, разработанном алматинцем Шери-
затом ДЖАРБОЛОВЫМ, бывшим преподавателем кибернетики, академиком Международной академии информатизации (МАИН), кандидатом технических наук (cм. “Все - в сайт!”, “Время” от 20.7.2016 г.). Его КСК-ресурс показался достаточно удобным, простым в использовании и практичным. Чтобы нас не упрекнули в лоббировании интересов частного лица, мы тогда подчеркнули: разработчик готов передать свое детище чиновникам безвозмездно.
После нашей публикации Шеризат Джарболов вошел в общественный совет Алматы, там заинтересовались его идеей, а новоиспеченный аким Актобе Ильяс ИСПАНОВ через своего помощника Нурлана КУНТУОВА даже выразил готовность опробовать портал академика в качестве пилотного проекта (см. “Мое дело предложить, ваше - согласиться”, “Время” от 3.8.2016 г.). Казалось, все складывается удачно: чиновники проявили разумную гибкость - обратили внимание на инициативу представителя гражданского общества. Однако…
- Аким Актобе пригласил меня, я уже и билет на самолет купил. Но потом в их акимате встречу перенесли один раз, второй, а там все и заглохло... Встречался я с новым руководителем управления жилья и жилищной инспекции Алматы Ануаром УСКЕНБАЕВЫМ. Говорю ему: мне денег не надо, передам вам портал бесплатно - пользуйтесь! Расписал ему выгоду и пользу от этого сайта. Но Ускенбаев ничего мне толком не ответил. В общем, я пришел к выводу, что никто не хочет разбираться по существу в жилищно-коммунальном хозяйстве и с нерадивыми управдомами. Потому и вышел из общественного совета города.
Комментарии, думаю, излишни.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть