Властелины кольца
На единственном кольце, которое соединяет четыре дороги Панфиловского и Уйгурского районов, автомобиль плавно притормозил. Водитель открыл окно и бросил через левое плечо несколько монет. Тотчас из темноты послышался чей-то голос, пожелавший нам удачной дороги.
- Кто это? Зачем? - стала я интересоваться у водителя, который вез меня от КПП таможни “Алтынколь” до Талдыкоргана.
- Не пугайтесь, это дядя Данил. Живет в поселке. Он здесь промышляет. Таких, как он, здесь много. Они существуют за счет наших пожертвований, - стал объяснять шофер. - Да, суеверные мы люди. В народе говорят, что участок, где сходятся четыре дороги, - это уникальное место: “Төрт жолдың торабы”. Здесь пересекаются не только пути, но и силы четырех сторон света. Верим в то, что его посещают могущественные духи (аруахи), и поэтому каждый раз, пересекая его, бросаем монеты, загадываем желание, просим Всевышнего избавить нас от болезней и неприятностей.
Вернувшись домой, я узнала подробнее о суевериях, связанных с перекрестками. Оказывается, во все времена на распутье дорог предписывалось соблюдать определенные ритуалы - уж слишком многое зависело от того, какой выберешь путь. Полагалось оставлять в этих местах деньги, золото, драгоценности, чтобы избавиться от порчи, различных проблем и неудач. А вот подбирать на перекрестке ничего нельзя, иначе найдешь чужие неприятности. Чем дороже предмет, тем крупнее проблема, которую можно подобрать с пыльной дороги вместе с ценной вещицей.
Но в эту примету не верят жители поселка Коктал Панфиловского района, промышляющие на самом оживленном и крупном кольце трассы Алматы - Чунджа - Жаркент - Хоргос - Китай и Талдыкорган - Сарыозек - Жаркент - Хоргос - Китай, куда я снова вернулась через три месяца.
- Да ерунда все это. Запреты придумали те, кто сидит в церкви и мечети, чтобы люди, у которых проблемы, пожертвования не выбрасывали на пересечении дорог, а носили к ним в храмы, - возмущается дядя Данил, один из тех, кто первым начинал здесь промышлять.
Этот дочерна загоревший человек, когда узнал о цели моего визита, отказался от интервью. Чем больше я его уговаривала, тем выше он набивал себе цену.
- Заплатите 500 тенге, я вам все расскажу, - неожиданно откликнулся один из тех, кто тихо дремал в середине кольца.
- Если заплачу 700 тенге, согласишься еще сфотографироваться? - предложила я.
- Фотосессия дороже стоит.
- У меня в кошельке только на бензин деньги и всего две купюры - 500 и 200 тенге. Или ты соглашаешься, или я уезжаю, - стала торговаться я.
- Сначала деньги! - не верил мне новый собеседник.
Когда я протянула ему деньги, мужчина соединил ладони и произнес очень хорошее пожелание, которое я давно хотела услышать.
- Меня зовут Талгат СУЙЕУБЕК. Мне 44 года. Живу в поселке Коктал. Раньше зарабатывал тем, что пас овец односельчан и помогал заготавливать им сено на зиму. Со временем пристрастился к спиртному и лишился этой работы. Не заметил, как оказался на дне, - признается мужчина. - В поисках заработка пришел на это кольцо и остался здесь.
Свою новую профессию Талгат называет бата беруши (“благожелающий”). Попросил не путать его с попрошайками.
- Наше отличие от них в том, что мы говорим людям свои пожелания, а они взамен дают нам пожертвования. А работа эта не из легких. Ведь надо столько хороших слов знать, тем более, очень трудно подобрать нужные, которые дающий подаяние хочет услышать, это все еще не считая молитвы, - напыщенно говорит он.
На кольце свои правила и свои законы, которым подчиняется каждый из них. У них есть даже свой график работы.
Первой на место промысла всегда приходит Ризван ГАИТОВА.
- Ее работа начинается очень рано, в шесть утра. Таможенники, пограничники, полицейские, проще говоря, все те, кто носит погоны и спешит на дежурство, “отмечаются” ей, - говорит Суйеубек. - Она читает им молитвы, если есть необходимость, чистит от порчи их машины и их самих. Примерно в 10 часов на рейсовом автобусе уезжает на рынок Жаркента. Там гадает людям на бобах.
Как утверждает Талгат, у Ризван на иждивении двое детей-школьников. Она одна их воспитывает, поэтому ей очень нужны деньги.
- Ближе к 11 часам приходим мы, я и моя девушка. С ней мы познакомились здесь. Ведь в молодости я был красив и избалован женщинами, однако счастья так и не нашел. Поэтому не женился. Теперь думаю остепениться, - добавляет собеседник, указывая на женщину, которая идет к нам из поселка, возмущаясь и размахивая руками.
Будущую жену Талгата зовут Назгуль УМБЕТАЛИЕВА. Она на 20 лет старше своего бойфренда. Она тоже, как и ее будущий муж, не успела создать семью. А кричала Назгуль, как позже выяснилось, из-за того, что ее суженый ушел на работу, не разбудив ее. Более того, не позавтракав.
- Я отличный повар. Люблю колдовать над плитой. Это моя вторая профессия, - гордится Назгуль. - Все прошлое лето готовила дорожникам, которые строят здесь международную трассу Западная Европа - Западный Китай. Бывало, уезжала с чабанами на отгонные участки и все лето готовила. Есть свои прелести в этой профессии - не знаешь голода.
Свою трудовую деятельность на “Казпочте” и 20-летний стаж эта женщина не хочет обсуждать: неприятно ей вспоминать, как с ней поступили ее работодатели, уволив и не дав доработать до пенсии.
- Сердобольные люди еще не перевелись. В будние дни здесь на кольце мы зарабатываем до двух тысяч тенге. Этой суммы хватает, чтобы купить всем домой продукты, - говорит подруга Талгата.
Ближе к вечеру на смену Назгуль и Талгату приходит Василий ЩЕРБАКОВ. Он тоже бедствует. У него в отличие от влюбленной пары жена и четверо детей.
Всю выручку за день дающие благословение делят поровну - кроме Ризван. Она никому из них не отчитывается. Самым хорошим днем на кольце считается пятница. В этот день суммы пожертвований достигают семи, а иногда и восьми тысяч тенге. Сейчас все, кто подрабатывает на этом перекрестке, большие надежды связывают с начавшейся оразой. По их словам, этот священный месяц самый денежный. На те пожертвования, которые люди выкидывают из окон своих автомашин, можно прожить безбедно несколько недель.
На этом месте мои собеседники резко прервали свой рассказ, так как мимо проезжала большегрузная машина, из которой посыпались монеты. Все, кто умничал, тотчас, позабыв обо всем, стали собирать с земли подаяние. А я с опустошенным кошельком двинулась своей дорогой, думая о том, что наши суеверия для кого-то становятся средством существования.
Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Алматинская область