Вы везите - вам зачтётся!
Ситуация с пассажироперевозками в городах страны, как выяснили корреспонденты нашего издания, настолько плачевна (см. наши публикации через “Ссылки по теме в газете “Время”), за исключением, пожалуй, лишь Астаны, что если и дальше ничего не предпринимать в этой архиважной сфере, то нам грозит всереспубликанский коллапс общественного транспорта. Информация комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию (МИР) только подтверждает выводы проекта нашей газеты: 60 процентов из 18,5 тыс. пассажирских автобусов требуют замены. Проблемы пассажирских перевозок обсуждали в Шымкенте на встрече представителей министерства и транспортных компаний четырех южных областей Казахстана.
Градус настроений в конференц-зале региональной палаты предпринимателей Южного Казахстана зашкаливал. Не скрывая недовольства, спикеры обменивались взаимными претензиями: перевозчики обвиняли чиновников в бездействии и создании административных барьеров, столичные же гости указывали предпринимателям на недоработки и нарушения законов и нормативных правовых актов.
Особенно жестким было выступление заместителя директора НИИ транспорта и коммуникаций Байболата БАЙМАХАНБЕТА. Эксперт изучил работу почти всех транспортных компаний страны и пришел к неутешительным выводам:
- Сегодня по пальцам можно пересчитать автобусные парки, которые придерживаются государственных норм и стандартов в своей работе. Вот автопарк в Караганде (ТОО “Автобусный парк № 3”. - Ред.): более 700 автобусов, подвижной состав постоянно обновляется, ремонтные мастерские есть, квалифицированные кадры, комнаты отдыха для водителей, пункты горячего питания. Человек (глава автопарка Артур ГРИГОРЯН. - Ред.) работает себе в убыток, но держит свой бизнес в порядке! Почему государству такого предпринимателя не поддержать?!
Нет же, складывается стойкое впечатление, что местным органам старающиеся честно работать фирмы не нужны. Так, одно из старейших и успешных в Шымкенте предприятий “Санжар моторс” сегодня оказалось на грани выживания. В 2014 году оно было признано лучшим перевозчиком региона, его руководитель получил из рук тогдашнего акима Южно-Казахстанской области Аскара МЫРЗАХМЕТОВА диплом. Однако руководство города заслуг передовика не оценило и в тот же год расторгло с ним контракт на обслуживание одного из самых прибыльных маршрутов. Сейчас по его маршрутам колесят автобусы компании “Грин бас сервис”.
- Оставили нам нерентабельные, да и на них работать толком не дают, - не скрывал обиды директор ТОО “Санжар моторс” Серик ТОКБЕРГЕНОВ. - Два года на 67-м маршруте делали дорогу, да так, что на этих ухабах и ямах легковушки за неделю в хлам превращались, а мы скрипели, но ездили. Такие расходы на ремонте машин несли! Только дорогу отремонтировали - и пошла у нас проверка за проверкой. Я не знаю, что с нами завтра будет…
- Хотя “Грин бас сервис” не имеет ни собственной базы, ни одного автобуса! - рубил правду-матку замруководителя исследовательского института Баймаханбет. - Непонятно, каким образом выиграл тендер на несколько маршрутов... Сдал их в аренду водителям с личными “ГАЗелями” и дореволюционными автобусами. Не вкладывая ни копейки, стрижет с этого выгодного дельца купоны. И ведь завтра наравне с карагандинцами тоже попросит субсидий у государства! -
резонно заметил эксперт.
Он предупреждает: если шымкентские чиновники купятся на просьбы таких перевозчиков и выделят им из госказны деньги, компетентные органы спросят не только с недобросовестного перевозчика, но и с официальных лиц, допустивших незаконное субсидирование. Подобное уже было в Актобе. Там прошлой зимой, как известно, арестовали директора городского автопарка Мейржана УНДИРГЕНОВА, чью обнаруженную наличность оперативники считали на машинке около пяти часов. Сумасшедшие деньги Ундиргенов сколотил благодаря госкомпенсациям за бесплатную перевозку льготников. Баймаханбет уверен: это стало возможным потому, что местные власти выделяли субсидии, не проверяя расчетов и представленной документации.
- Суд в отношении нескольких должностных лиц Актобе вынес частное определение, и они понесли наказание, - напомнил эксперт, отметив: - Нельзя в этом вопросе слепо доверять соискателям госдотаций! Должен быть особый контроль со стороны государства.
Отдельным пунктом обсуждения стал вопрос ценообразования. В той же шымкентской компании “Санжар моторс”, вооружившись исходными цифрами, таблицами и калькулятором, просчитали, каким должен быть перевозочный тариф. Расчет был произведен на примере двух городских маршрутов, и вышло, что на одном из них реальная цена одного проезда составляет 111 тенге, на другом - 129. Только при таких тарифах, утверждают счетоводы, перевозчики смогут не только оказывать качественные услуги, но и расширять бизнес: покупать новые автобусы, обновлять техническую базу, закупать новое оборудование для ремонта машин. А между тем в Шымкенте проезд в общественном транспорте стоит 70 тенге.
- Вот эту разницу и должны покрывать перевозчикам местные исполнительные органы, - полагает зампредседателя комитета транспорта МИР Ерлан ДЖУМАШЕВ. - Надо понимать, что пассажироперевозки всегда были убыточными. Это социально значимая отрасль, потому государство здесь регулирует тарифы. В Предпринимательском кодексе четко прописано: там, где государство регулирует тарифы, оно должно оказывать поддержку в виде субсидий. Только при таких условиях возможно развитие этой сферы, и мы над этим работаем.
Однако не только вопросы финансов волнуют предпринимателей. Они - элементарно! - не уверены в завтрашнем дне. А беспокоит их, если говорить конкретно о Шымкенте, отсутствие долгосрочных контрактов на обслуживание маршрутов. Если раньше горакимат заключал с ними договор на 10 лет, то сейчас только на три. Это сдерживает перевозчиков от покупки новых автобусов, ведь они окупаются только за 6-7 лет, и нет никакой уверенности, что за это время никто из конкурентов не отметет маршрут. Тот же “Санжар моторс” в 2006 году купил 20 автобусов в масле, в 2007-м выиграл тендер…
- Прошло пять лет, они еще не окупились. Несмотря на это, я привез еще пять машин, развиваться-то надо, - рассказывал директор этого ТОО Токбергенов. - Еще один год с небольшим прошел - и у меня маршрут отобрали. Теперь боюсь покупать автобусы. И я не один так сегодня осторожничаю.
Пользуясь редкой возможностью, транспортники четырех областей страны просили профильные власти решить вопрос с предоставлением топлива для городских автобусов по льготным ценам. Вместе с тем перевозчики сетовали на высокие цены отечественного - заметим, отверточного - автопрома, и это при том, что в Казахстане с конвейера съезжает довольно мало автобусов и очень мало штампуют запчастей к ним, хотя спрос высок.
Разговор о наболевшем и насущном длился часа четыре. Столичные гости записывали все просьбы, предложения и пообещали если не решить вопросы, то хотя бы разобраться.
Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото с сайта shymkent13.ru, Шымкент
ОТ РЕДАКЦИИ Мы завершаем проект-исследование о состоянии и проблемах городского общественного транспорта страны. В одном из ближайших номеров читайте интервью с руководством комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию.
А тем временем
Такая корова нужна самому
Настоящая сенсация случилась у павлодарских перевозчиков. После того как проданный в частные руки автобусный парк вернули в коммунальную собственность, он вдруг стал работать так прибыльно, что чиновники решили его больше никому не продавать!
Автопарк № 1, обслуживающий основные городские маршруты Павлодара, продали ТОО “Казахстанская строительная группа” ровно год назад за 1,1 млрд. тенге с главным условием - сохранить профиль предприятия и приобрести до 13 мая этого года 30 автобусов не старше 2013 года выпуска и вместимостью не менее 90 человек. 36 красивых МАЗов новый собственник торжественно презентовал на центральной площади досрочно, еще в декабре прошлого года. Однако время шло, а на городских маршрутах МАЗы все никак не появлялись. В марте руководитель городского отдела финансов Ольга КРУПНИКОВА, обязанная следить за выполнением условий купли-продажи автопарка, еще пыталась объяснить это тем, что автобусы находятся на техосмотре. Однако позже выяснилось: ТОО “Казахстанская строительная группа” просто не смогло взять кредит, чтобы полностью рассчитаться с белорусским поставщиком. Кроме того, после смены областного акима инвестор и вовсе почему-то охладел к местным пассажирским перевозкам.
В мае акимат Павлодара обратился с иском в суд о расторжении договора приватизации и возвращении автопарка в коммунальную собственность. И не прогадал! Едва вернувшись в августе под крылышко ГУ “Отдел финансов города Павлодара”, автоперевозчики вдруг стали получать прибыль.
- Продавать парк мы теперь больше не будем! - сообщил, радуясь такому обороту дела, аким города Нуржан АШИМБЕТОВ. - Мы узнали, как во многих городах перевозчики, борясь за тарифы, начали диктовать условия, а в Алматы и Астане власти пошли даже на то, что стали заново создавать новые муниципальные предприятия, закупать транспорт. Да к тому же белорусы теперь предлагают нам эти же автобусы совсем по другим ценам, да еще и в лизинг.
Как оказалось, 36 неприкаянных МАЗов продолжают сиротливо стоять на одной из павлодарских парковок. Белорусскому собственнику так и не удалось за семь прошедших с марта месяцев перепродать их кому-нибудь. Зато теперь, по словам Нуржана Ашимбетова, вместо 120 тысяч долларов за один автобус белорусская сторона уже просит 80 тысяч “вечнозеленых”. Причем без всякого залога, и поставщику не важно, кому будет принадлежать автопарк - государству или частнику.
К слову, как-то сошла на нет и идея внедрения в городских автобусах безналичного расчета за проезд, на который первые несколько маршрутов автопарка № 1 хотели перевести в сентябре уходящего года. На реализацию этого проекта в Павлодаре планировалось затратить 4,7 млн. долларов с окупаемостью в 10-12 лет. Но перевозчики дружно возмутились, заявив, что им это не по карману, и их пока оставили в покое.
Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар
Ссылки по теме:
“Зажравшийся автобус” (обзорный материал) - от 6.8.2016 г.
“Кто раньше шиковал - тот теперь забуксовал” (Алматы) - от 21.9.2016 г.
“Две столицы - два пути” (Алматы - Астана) - от 27.9. 2016 г.
“Пассажирам и карты в руки” (Астана) - от 28.9.2016 г.
“Лишь бы не хуже!” (Караганда) - от 15.10.2016 г.
“Антиобщественный транс-порт” (Шымкент) - от 19.10.2016 г.
“Зайцев нет!” (Петропавловск) - от 26.10.2016 г.
“Абсурд семейского масштаба” (Семей) - от 2.11.2016 г.
“Маршрут в зоне не утаишь” (Усть-Каменогорск) - от 12.11.2016 г.
“В погоне за длинным тенге” (Тараз) - от 10.12.2016 г.