Синдром безразличия
Из-за несовершенной системы управления и госфинансирования психиатрической службы вынуждены страдать душевнобольные люди
Казахстанцы с психическими расстройствами с начала осени не могут получить препараты, которые они должны принимать на постоянной основе. А ведь при прекращении приема этих лекарств у людей возникает так называемый синдром отмены - обостряются заболевания, резко возрастает вероятность рецидивов, приступов, галлюцинаций, и их последующее лечение требует уже вдвое больше финансовых затрат государства. Не говоря уже о том, что агрессивный и неуправляемый душевнобольной опасен для окружающих.
Проблемой обеспечения психически больных фармпомощью первым обеспокоился общественный фонд “Аман-саулык”. На его “горячую линию” постоянно поступают сообщения преимущественно из Алматы, Алматинской, Актюбинской, Карагандинской, Жамбылской областей о нехватке лекарств. Сначала общественники руководствовались правилом не регистрировать анонимные заявления. Однако от правила пришлось отступить - люди звонили со скрытых номеров и отказывались представляться. Причины тому - стигматизация психически больных, неприятие их в казахстанском обществе, низкий уровень их социальной адаптации. Тех, кто открыто заявляет о своих проблемах, можно пересчитать по пальцам.
Одна из них - жительница Тараза Татьяна КОПЫЛОВА, страдающая маниакально-депрессивным психозом. Женщина принимает пять различных препаратов. Без них у нее пропадает сон и аппетит, начинаются приступы и галлюцинации, после чего она нуждается в госпитализации в психиатрическую больницу как минимум на месяц.
- Последнюю партию лекарств мне выдали в сентябре и сообщили, что до марта их не будет! - пожаловалась “Времени” Татьяна. - За свой счет приобретать их не могу: одна упаковка зипрекса стоит 60 тысяч тенге, а пособие по инвалидности - всего 45 тысяч, и на эти деньги надо еще как-то выжить. Приходится делить таблетку на четыре части, чтобы дотянуть до весны.
Главный психиатр страны, директор Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии доктор медицинских наук Сагат АЛТЫНБЕКОВ (на снимке) уверен, что такая ситуация возникла из-за неправильного бюджетного финансирования психиатрической службы.
- Разница в обеспечении регионов нашей страны бесплатными лекарствами психически больных семикратная! - сказал “Времени” Сагат Алтынбеков. - Дело в том, что сейчас психиатрические больницы финансируются из местных бюджетов, и если главврач - активный человек, который находится в постоянном контакте с управлением здравоохранения, акиматом, выпрашивая средства, то проблем с нехваткой лекарств, как правило, нет. А когда в кресле главного психиатра региона сидит безынициативный человек и думает: есть лекарства - хорошо, нет - ну, значит, не судьба, то откуда им взяться? Лучше всего сейчас препаратами обеспечивается Астана, хуже всего - Жамбылская область. Кстати, ни для кого не секрет, что лечение больных после синдрома отмены обходится вдвое дороже!
Когда мы говорим с министрами об этой проблеме, нам возражают: мол, никто же не умер, живут и живут себе. Но вопрос в том, как живут эти больные люди! - продолжает главный психиатр страны. - Проблема нехватки лекарств может решиться только тогда, когда региональные психиатрические службы будут финансировать на единых принципах из республиканского бюджета. Кроме того, нужна единая информационная база психически больных людей. У нас уже готовы электронные листы болезни каждого пациента, и к апрелю 2017 года будет создан единый регистр психически и наркобольных лиц, в котором будет четко указано, где и кто нуждается в каких лекарствах. Наряду с этим, как вам известно, мы намерены до 2019 года повсеместно перевести амбулаторную службу психиатрических больниц в обычные поликлиники. Это будет способствовать изменению в обществе отношения к людям с психическими расстройствами и, конечно, повысит выявляемость новых больных.
Между тем президент ОФ “Аман-саулык” Бахыт ТУМЕНОВА (на снимке) считает, что ситуация в этой сфере кардинально не улучшится, если не изменить подход к закупу лекарственных препаратов. Как следует из ее слов, сейчас они приобретаются по принципу “лишь бы было”:
- Революция в фармакотерапии для психически больных произошла с появлением аминозина. Но сегодня уже появились новые препараты более длительного воздействия, и это очень важно учитывать. Дело в том, что у многих хронических больных, а особенно у людей с психическими заболеваниями, притупляется стремление лечиться, хотя лекарства надо принимать на постоянной основе. Поэтому очень удобно, когда психически больному человеку нужно реже их принимать. Этот процесс уже можно и нужно контролировать. То есть я хочу сказать, что к нашим уполномоченным госструктурам нет требований закупать наиболее эффективные препараты.
Конечно, такие лекарства стоят на порядок дороже. Но, по мнению Бахыт Туменовой, экономически это все равно более выгодно.
- Когда заканчиваются лекарства, а болезнь обостряется, то выход только один - госпитализация больного. А помимо лечения его надо кормить, сам стационар - отапливать, ремонтировать время от времени, содержать персонал. Все это стоит государству немалых денег. Так зачем доводить до всего этого, не лучше ли закупать качественные и эффективные препараты? Не говоря уже об условиях: одно дело, когда больной находится дома, в кругу семьи, и совсем другое - в больнице, среди себе подобных.
Сейчас время пребывания больного в психиатрическом стационаре в нашей стране в среднем составляет 48 дней. Между тем в США срок лечения в клиниках - 12 дней, в европейских странах - 16. Потому что у них эффективная терапия! - продолжает Бахыт Ниязбековна. - Более того, у нас подтвердились факты, когда психически больным после больницы и перевода на амбулаторное лечение выписывали совершенно другие и даже ненужные препараты, уменьшали дозу.
Мы должны ориентироваться на пример развитых стран. Тем более что Всемирная организация здравоохранения прогнозирует: людей с психическими расстройствами будет становиться все больше, - резюмировала Туменова.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы