Толеутай ЖАББАРОВ: Оградите нас от дилетантов!
Сегодня в Алматы состоится долгожданное многими гражданскими активистами заседание общественного совета южной столицы, специально посвященное проблемам ЖКХ и деятельности кооперативов собственников квартир. Не исключено, что его участники прислушаются и к мнению Толеутая ЖАББАРОВА (на снимке), председателя ПКСК “Куаныш мекени” - одного из лучших кооперативов южной столицы.
Как известно, общественный совет Алматы готовит пакет предложений по совершенствованию жилищного законодательства, включая деятельность объединений жильцов многоквартирных домов.
Так вот, Толеутай Жаббаров убежден, что наряду с созданием компаний, которые будут управлять хозяйством жилых многоэтажных комплексов и массивов (управляющие компании, УК), необходимо дать возможность продолжать работу кооперативам собственников квартир, снискавшим доверие и уважение жильцов. Кстати, идею создания УК, напомним, предложил обозреватель газеты “Время” Пётр СВОИК и нашел понимание среди многих экспертов.
В южной столице насчитывается 842 КСК, и работа подавляющего большинства из них вызывает недовольство граждан, как следствие - бесконечные судебные тяжбы. “Почему?” - спрашиваю у нашего собеседника.
- Потому что кухарка не может управлять КСК! - уверен председатель “Куаныш мекени”, в котором, кстати, сбор целевых составляет космические для многих кооперативов 95 процентов. - Почему КСК должна управлять некая баба Маша, единственное достоинство которой - громче всех кричать и драть глотку? Не может управлять КСК и добрый, честный человек, совершенно не имеющий никаких навыков управления. Я не пропускаю ни одной статьи в вашей газете о проблемах жильцов и КСК, и описанный у вас случай в микрорайоне “Самал-2”, где жильцы 19-го и 20-го домов решили создать свой отдельный кооператив, еще одно тому подтверждение.
Напомним вкратце: инициативной группе жителей двух указанных домов во главе с недавно вышедшим на пенсию Маратом РАМАЗАНОВЫМ удалось без каких-либо экономических обоснований и финансовых расчетов протащить нужное им решение для создания отдельного КСК. Для этого им, не собравшим кворумы на общих собраниях (как это очень часто бывает), оказалось достаточно собрать подписи владельцев квартир, большинство из которых ни сном ни духом не ведают о том, как им теперь придется самостоятельно содержать в надлежащем порядке свое общее жилое имущество и прилегающую территорию, и это при том, что сбор целевых с жильцов недотягивает и до половины положенной суммы (см. “Дилетанты в законе, или Может ли кухарка управлять ЖКХ?”, “Время” от 13.9.2016 г.).
- Есть нормативная база по оптимальному количеству жилых домов в одном КСК - 5-7 (550-600 квартир), расположенных в ближайшем периметре. Например, в нашем КСК 7 домов, 550 квартир, целевые взносы - по 50 тенге за один квадратный метр. И этого хватает нам на все! При ежемесячном бюджете в 2 миллиона 700 тысяч тенге нас сполна обеспечивает своими услугами круглосуточная аварийная служба, обслуживающие наши дома два сантехника получают зарплату 95 тысяч тенге каждый, а два дворника - по 70 тысяч тенге. В прошлом году за счет экономии целевых мы построили спортплощадку на месте огромной свалки.
Толеутай Жаббаров считает: схема “один дом - один КСК” без должного управления обречена на провал. Один дом не может отделиться от целого жилого комплекса и организовать свой КСК с собственным управлением, как это сейчас пытаются делать жильцы, недовольные работой своего управдома.
- Я не понаслышке знаю: у одного-двух домов не хватит средств на содержание дома. Простой пример: насос для подачи воды стоит 250-300 тысяч тенге. При выходе его из строя и без запаса финресурсов жильцы останутся без воды. Нереально за один-два дня собрать такие деньги с собственников квартир, купить новый насос и заменить им сломанный. В нашем ПКСК за счет резервных средств семи домов мы заранее приобрели в запас два насоса. А если выйдет из строя общедомовой прибор учета (ОПУ) тепла, который стоит 500-600 тысяч тенге, а жильцы два года в рассрочку рассчитываются за него? Тогда как быть? Спустя время прибор восстановят или заменят на новый, но плата за отопление за это время без прибора учета возрастет в разы! А что делать тем жилым комплексам, где у нескольких домов единая система энерго- и водоснабжения?
Поэтому представители власти должны серьезно озаботиться вопросом подготовки людей на должности председателей КСК, открыть для них бесплатные курсы, - отмечает Толеутай Жаббаров. - Кстати, в законе о жилищных отношениях предусмотрены квалификационные требования, предъявляемые к рекомендуемой жилищной инспекцией кандидатуре председателя правления кооператива собственников помещений (квартир). Но эти требования носят лишь рекомендательный характер, о них мало кто знает. А если бы эти требования были обязательными (их перечень см. на этой странице), то подавляющая часть нынешних председателей КСК оказалась бы профнепригодной!
Кстати, Толеутай Жаббаров в свое время получил образование по специальности “управление и организация производства”, имеет опыт работы финансовым директором предприятия “Казахкабель” в Семее.
В заключение отметим, что Жаббаров согласен с предложением карагандинского общественника Дмитрия БОЙКО, ранее выступившего на страницах нашей газеты, включать в общественные советы городов председателей успешных КСК.
Мы обязательно сообщим подробности заседания общественного совета Алматы.
Предложения Толеутая Жаббарова
- Отменить как неэффективную систему опросных листов по решению общего собрания членов КСК. При отсутствии кворума на собрании членов КСК объявить его несостоявшимся и определить дату повторного собрания через 10 календарных дней. При отсутствии кворума на повторном собрании составить протокол и снова объявить собрание несостоявшимся. А уже третье назначенное собрание провести с участием имеющихся членов и его решение считать обязательным для всех независимо от кворума.
- Законодательно закрепить норму расходов на оплату труда штатных сотрудников КСК в размере до 30-35 процентов от суммы общих доходов кооператива, за исключением средств накопительного счета на капремонт.
- Обязательным накопительным взносам на капремонт в банках второго уровня придать статус вкладов частного лица, так как эти средства принадлежат собственникам квартир, а не КСК как юридическому лицу. По данным накопительным вкладам установить процент банковского вознаграждения как по депозитам физических лиц. Включить эти депозиты в реестр государственного гарантирования вкладов физических лиц на случай банкротства банка, в котором открыт накопительный счет.
- Размер ставки (из расчета на 1 кв. метр жилья) накопительных платежей собственников квартир на капремонт общедомовой собственности подразделить на категории, исходя из возраста домов: строения, эксплуатируемые в течение 40 лет; от 31 до 40 лет; от 21 до 30 лет; от 11 до 20 лет; до 10 лет.
- Признать злостными неплательщиками собственников квартир, которые не платят тариф “расход на содержание жилья” более трех месяцев. При этом наделить правление КСК правом отказывать таким задолжникам в оказании услуг по обслуживанию с правом отключения квартиры от общедомовой сети подачи воды и электроэнергии.
Квалификационные требования, предъявляемые к рекомендуемой жилищной инспекцией кандидатуре председателя правления КСК:
1) высшее (или послевузовское) образование по соответствующей специальности;
2) стаж работы на руководящих должностях в организации не менее пяти лет и (или) опыт работы в сфере обслуживания объектов кондоминиума не менее двух лет;
3) наличие степени “Магистр делового администрирования” или дополнительного образования в области управления (менеджмента) (желательно);
4) знание действующего законодательства (положений Гражданского, Трудового и Кодекса об административных правонарушениях, законов “О жилищных отношениях”, “О естественных монополиях и регулируемых рынках”, “Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности”, правил предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества объекта кондоминиума, а также иных нормативно-технических документов в сфере управления объектом кондоминиума);
5) владение навыками оперативного принятия и реализации управленческих решений, планирования работы и контроля, ведения деловых переговоров, публичных выступлений, анализа и прогнозирования последствий принимаемых управленческих решений, организации работы по взаимодействию с государственными органами и поставщиками коммунальных услуг, практического применения нормативных правовых актов, разработки организационно-распорядительных документов, работы со служебными документами, владение компьютерной и другой организационной техникой.
Утверждены приказом госагентства по делам строительства и ЖКХ от 29 мая 2012 г. № 215.
Екатерина Тихонова, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы