3243

А если тряхнёт?

После мощного землетрясения в Италии, в результате которого погибли более 290 человек, в стране началось следствие по факту возможного нарушения строительных норм. Как пишет газета La Repubblica, прокурор провинции Аматриче Риети Джузеппе Сайева сказал, что при строительстве некоторых из обрушившихся зданий использовалось “больше песка, чем цемента”, и добавил, что здания не пострадали бы так сильно, если бы строились, как в Японии.
А как строят у нас: по-японски или по-итальянски? И готовы ли казахстанцы к ударам подземной стихии?

Сейсмологи утверждают: землетрясения могут происходить практически во всех областях нашей страны - от Тянь-Шаня до Алтая: в Алматинской, Жамбылской, Южной-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областях. Повышение сейсмической активности отмечают и на равнинных территориях страны - в Астане и Караганде. А южная столица Казахстана вообще относится к 9-балльной зоне сейсмической активности. По прогнозам специалистов, при землетрясении в 9 баллов и выше в городе будет разрушено до 60 процентов жилых домов, 50-60 процентов промышленных, административных, социально-бытовых и других зданий (см. “Две беды”, “Время” от 25.8.2016 г.). Для крупных городов в Институте сейсмологии РК составляют специальные карты сейсмического микрорайонирования, на которых отмечают разломы. Наиболее опасной зоной сегодня считается разлом к югу от Алматы. При разрушительном землетрясении в зоне особого риска окажутся районы выше проспекта Аль-Фараби, которые находятся между реками Малая и Большая Алматинка. 

Как будут действовать спасатели?

Руслан ИМАНКУЛОВ, официальный представитель комитета по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел РК:

- Существует утвержденный план ликвидации последствий землетрясений. В первые часы после катастрофы будет организован штаб, в который войдут представители городских властей и руководители служб, принимающих участие в спасательной операции. ДЧС выступит как орган координации работы различных служб. Главная задача - это спасение людей. Для этого будут привлекать городскую службу спасения, республиканский оперативно-спасательный отряд, противопожарную службу, полк гражданской обороны, войсковые части, врачей. Если в Алматы произойдет разрушительное землетрясение и все окажутся под завалами, то в город стянут силы из близлежащих регионов - Жамбылской и Южно-Казахстанской областей согласно плану поэшелонного выдвижения сил и средств.
Землетрясения в разное время года имеют свою специфику. Летом возрастает риск инфекций и эпидемий из-за трупов, которые в жару будут разлагаться под завалами. Зимой люди, оставшиеся без крова, могут замерзнуть. Всегда остро встает вопрос об эвакуации и расселении людей, чьи здания разрушились. Но с этим нам приходится сталкиваться и без подземных ударов: когда этим летом накренилась много­этажка в алматинском микрорайоне “Алгабас”, мы расселяли людей в гостиницы, устанавливали палаточные лагеря.

Сейсмоусиляйте сами

Завершить сейсмоусиление зданий в Алматы планируют к 2020 году. Об этом еще в ноябре прошлого года заявляли на региональной научно-практической конференции по вопросам эффективного управления сейсмическими рисками в Центральной Азии и на Южном Кавказе. Однако жилые дома не входят в государственную программу по сейсмоусилению. По словам директора Института сейсмологии Танаткана АБАКАНОВА, сегодня даже неизвестно, сколько домов в этом нуждается, ведь паспортизация объектов не проводилась в Алматы 30 лет. Как заявили в управлении архитектуры и градостроительства города, сейсмоусиление жилых домов - дело самих жителей и КСК. Сейсмоусиляют по госпрограмме только социальные объекты - школы, больницы, административные здания. Несмотря на то что с 2009 по 2015 год в Алматы были проведены работы по сейсмоусилению 60 школ и 19 больниц и поликлиник, еще 70 процентов зданий южной столицы требуют сейсмоусиления.

Комментарии в тему

Борис СТЕПАНОВ, доктор географических наук:
- Да, землетрясения в Алматы сопровождаются селями. Однако и сели, и оползни происходят каждый год и без всяких землетрясений по вине жителей Алматы. Почему? Дело в том, что массивы в низкогорной зоне практически все освоены под частные дома и дачи. Большая часть из них построена самостоятельно, с нарушением строительных норм и правил, полив огородов никем не контролируется. А именно в низкогорных районах Алматы почвы состоят из лесса - осадочной рыхлой породы. Глубина лесса может быть до 30 метров. Из-за избыточного увлажнения - от дождей или полива - лессы разжижаются, текут по долинам и провоцируют сели и оползни. А ведь у нас в низкогорных районах строится не только частный сектор, но и многоэтажки! И неизвестно, как там следят за тем, чтобы в подвалах не было воды. Если будет вода, то эти дома - первые кандидаты на разрушение при землетрясениях. На мой взгляд, готовность к селям определяется либо инженерными сооружениями, либо возможностью каких-то действий, которые уменьшат ущерб и гибель людей. Однако плотины у нас выстроены в среднегорной зоне, выше лессовых отложений, и они ничем не смогут помочь! А строить их ниже по правилам невозможно. Лучший способ сегодня - это жесткий контроль за увлажнением лессовых массивов и за строительством новых зданий. Другое нас не спасет.
Ринат АМИРЖАНОВ, руководитель алматинского городского эксплуатационного управления ГУ “Казселезащита” КЧС МВД РК:
- Существует пять действующих гидротехнических сооружений, которые защищают Алматы от селя, особенно во время землетрясений. Сейчас идет работа по скальному откосу еще на трех плотинах, городской акимат выделил на это 169 миллионов тенге. Выиграл подрядчик с 60-летним стажем работы ТОО “Казгидро”. Когда приезжал премьер-министр Карим МАСИМОВ, аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК ставил вопрос о выделении 17 миллиардов тенге на строительство гидротехнических сооружений на следующий год.
Жанат АЙТЛЕУ, руководитель управления архитектуры и градостроительства Алматы:
- Согласно закону об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности сегодня под запретом строительство домов из самана и контейнеров, а также в водоохранной и рекреационной зонах, которые обозначены на картах Алматы. Однако при землетрясениях наибольшую опасность представляют стеклянные здания.
Абайбек СУЛТАНОВ, директор строительной компании:
- За 12 лет работы мне нередко приходилось заниматься сейсмоусилением как в самом начале строительства, так и в уже возведенных зданиях. За это время я сделал для себя два открытия. Первое: очень многие здания в Алматы действительно нуждаются в сейсмоусилении! Второе: пытаясь сэкономить на строительных материалах, многие застройщики используют при сейсмоусилении дешевые и неразрешенные материалы, даже обычный мусор! Я встречал даже сейсмоусиление из кирпичей и глины, совсем как в Средние века. Такая конструкция не спасет здание при землетрясении. Вообще, сейсмоусилять уже построенные дома гораздо затратнее, чем при строительстве. По нынешним строительным нормам сейсмоусиление нужно предусматривать еще при составлении проектно-сметной документации. Однако мало кто об этом задумывается, а тем более контролирует. Даже разрешенные материалы при строительстве могут быть не самого лучшего качества: если бетон заливать в мороз, он может дать трещины, а значит, уже нарушена сейсмостойкость. Недавно в районе “Калкамана” мы сейсмоусиляли двухэтажный дом, стены которого частично построены из жженого кирпича, частично - из сплиттерного, связок и армирования в бетоне нет, несущие стены деревянные и сгнившие! Пока этот дом стоит, но поможет ли ему новое сейсмоусиление при нынешнем состоянии во время разрушительного землетрясения, сказать сложно. И таких домов в Алматы много. Изучая опыт японцев, мы два года назад запатентовали изобретение, которое могло бы работать в наших реалиях - “сейсмокомната”. Суть изобретения в том, что вдоль стен и потолка комнаты устанавливается специальная конструкция из металлического швеллера. Конструкция закрывается любым декоративным материалом типа гипсокартона или натяжных потолков, и ее не видно. Конечно, немного уменьшается площадь комнаты - со всех сторон теряется примерно 10 сантиметров, но зато увеличиваются шансы на выживание. Под бетонными завалами конструкция погнется, но примет удары на себя. Мы предлагали свое изобретение на конкурсе в Парке инновационных технологий в Алматы, но там решили, что есть более актуальные вещи, чем землетрясения. В планах показать наше изобретение местному акимату.

Цифры в тему
В Казахстане
53 сейсмостанции,
в Японии - 5 тысяч,
в Китае - 4 тысячи.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть