6368

Мимо Тараза не проскочишь

Аким Жамбылской области Карим КОКРЕКБАЕВ приглашает в путешествие

Лето сбавляет обороты, но фруктово-ягодный август в самом разгаре, а впереди бархатный сентябрь, еще не пройдены километры отпускных дорог, и сакраментальный вопрос школьного сочинения: “Как я провел лето?” - актуален как никогда. Есть у журналистов-отпускников традиционное спецзадание: побывать и описать. Но сегодня мы отступим от правила и впервые передадим “микрофон гида” первому лицу в регионе - акиму Жамбылской области Кариму Кокрекбаеву (на снимке). 

Прохладу! Дайте мне прохладу!

- Карим Насбекович, вы только что вернулись из отпуска. Куда ездили? Как отдохнули?
- Правду сказать? Я не гурман заморских путешествий и стабильно отдыхаю в Сарыагаше Южно-Казахстанской области. Просто поправляю свое здоровье. Потому что сарыагашская вода ни с чем не сравнима!
- А в нашей области не пробовали отдыхать?
- Всю жизнь отдыхаю в нашей области.
- В таком случае какие места для отдыха вы бы рекомендовали жителям и гостям региона?
- У нас есть хорошие места! Летом, при нашей жаре, доходящей до 40 градусов и выше, можно найти спасительную прохладу в живописных ущельях Кордайского, Меркенского, Рыскуловского, Жамбылского, Жуалынского и Таласского районов. Но более всего, конечно, инфраструктура отдыха развита у нас в Меркенском районе. Вот где можно провести отпуск! Там у нас настоящие курортные места: горные кручи, зелень, рокот прозрачного ручья… Прекрасные пейзажи, замечательный отдых.
В Жуалынском районе это Терс-Ащибулакское водохранилище, где собирается около 145 миллионов кубов воды. Вода там немного прохладная, но в жаркий день это то, что надо. Озеро Балхаш - необыкновенное озеро! Не поверите, как по линейке разделено: одной ногой можно стоять в пресной воде, другой - в соленой.
- Невероятно!
- Есть у нас озеро Тасоткель в Шуском районе, где в этом году мы собрали 500 миллионов кубов воды, есть водохранилища Какпатас, Каракумыз в Кордайском районе - возле этих озер люди отдыхают, хотя там и нет особого сервиса.
Но, кстати, есть у нас один проект с китайцами… Бизнесмены из провинции Шэньси, с которой у нас побратимские отношения, приезжали к нам, смотрели, прикидывали. Допустим, в области проживает 1 миллион 100 тысяч человек. И почти четверть всего населения - в Кордайском, Шуском, Мойынкумском, Меркенском и Рыскуловском районах, в сравнительной близости от Тасоткельского водохранилища. И почему бы не приобрести катамараны, лодки, чтобы люди могли в сезон отдохнуть? Они сейчас прорабатывают этот проект, и, возможно, в 2018 году у нас что-то будет для отдыха наших граждан.
Но там есть одна проблема: комары. В этом нет ничего удивительного - там же камыши. И вот, представьте, люди приедут отдыхать, а их начнет есть мошкара! Лезть в глаза, в уши…
- Да, приятного мало…
- Хорошо, москитные сетки поставим. Но вы же не будете целый день сидеть в помещении. Выйдете поужинать, погулять - и тут на вас комариная атака! Так повоюете с комарами и второй раз уже не приедете. Поэтому травить комаров надо нещадно. Но для этого нужен хороший бюджет. И в других районах: Мойынкумском, Байзакском, Жамбылском, Сарысуском - везде, где есть озера, существует проблема с комарами. А вот в Мерке и Жуалы никаких комаров нет. Там только свежий воздух и вечерняя прохлада!

Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей

- А можно простому туристу попасть в Аксу-Джабаглинский заповедник?
- Почему нельзя? Аксу-Джабаглинский заповедник - старейший в Казахстане, он был открыт еще в 1926 году. И сейчас ПРООН вкладывает туда колоссальную сумму денег, если я не ошибаюсь, 10 миллионов долларов. Почему я это знаю? Я когда-то работал вице-министром экологии, курировал комитет лесного, рыбного и охотничьего хозяйства. Так что заехать в заповедник никаких проблем нет, там сейчас построена гостиница, и любой желающий может приехать и увидеть все многообразие природы Западного Тянь-Шаня, сконцентрированное в северо-западной оконечности Таласского Алатау. Там богатейшая флора - 1737 видов растений. Редкие деревья, занесенные в Красную книгу, такие как каркас кавказский с необычайно твердой древесиной, дикорастущая яблоня и береза таласская, - узкоэндемичные виды. И конечно же, арча - уникальное дерево, природный антисептик. Ученые заявляют, что одного гектара насаждений достаточно, чтобы очистить от микробов целый город. Арча - это дерево-долгожитель, и наверняка в заповеднике есть экземпляры, возраст которых достигает тысячи лет. Но, конечно, эмблемой заповедника является знаменитый тюльпан Грейга, описанный еще в конце XIX века российскими учеными-ботаниками и тогда же удостоенный диплома первоклассного сорта в Голландии, где наш тюльпан стал родоначальником 200 садовых сортов.
- Интересно, можно во всем этом зеленом великолепии встретить снежного барса?
- И даже снежного человека! Шучу. Ну а если серьезно - писали как-то, что в южноказах­станской части заповедника в объектив видеокамеры попал ирбис! Так что возможна и такая встреча.
- А кого точно можно обнаружить в Аксу- Джабаглы? Какую-нибудь птичку или зверюшку краснокнижную можно увидеть?
- Безусловно, если побродить с фотоаппаратом. Там каких только птиц нет - их обитает 267 видов. Конечно, беркуты, орлы, сказочная синяя птица (так называют туркестанского лилового дрозда), райская мухоловка. И 52 вида животных: архар, горный козел, джейран, косуля, марал, кабан; хищники - волки, лисы, медведи, куницы и горностаи; зайцев полно, есть даже дикобраз!
- Куда бы вы еще посоветовали выбраться на фотоохоту?
- Да в любом направлении. В Мойынкумском районе, например, есть гора Жамбыл. Там водятся архары, джейраны, косули, волки. Есть небольшое стадо куланов. Не зря же глава государства во время телемоста с районом привел притчу: мол, там под каждым стволом саксаула по два килограмма мяса. То есть заяц под
каждым кустом. Фазанов много. Перелет птиц - уток, гусей - проходит через Мойынкумский район. Они там останавливаются на небольших озерцах, отдыхают, затем - на Балхаш, и дальше в путь.

Преданья старины глубокой…

- Но что-то мы все о туризме экологическом. Ведь есть же еще и познавательный туризм. Что бы вы в этом плане предложили посетить, поизучать?
- Вы, наверное, слышали, что из восьми казахстанских археологических памятников, в 2014 году включенных во Всемирное культурное наследие ЮНЕСКО, пять находятся на территории Жамбылской области. Это городище Актобе Степнинское, расположенное на берегу реки Аксу - при раскопках здесь были обнаружены фрагменты средневековой цитадели с минаретом, дворцовым комплексом и жилыми постройками. Другое средневековое городище Орнек находится между двух рек - Алтынсу и Шыбынды, рядом с ущельем Сулутор -
для него характерна прямоугольная форма, угадываются башни и мечеть. Еще одно городище Кулан славится своей обширной территорией - свыше двух тысяч квадратных метров, на которых расположен комплекс древних сооружений, датируемых VI-VIII веками, и присутствуют все составные части средневекового города-крепости: шахристан, цитадель и рабад. Резными терракотовыми плитками украшены стены четвертого уникального объекта Жамбылской области - городища Костобе, расположенного на берегу Таласа. Кстати, первые упоминания о городищах Орнек, Костобе и Кулан найдены в китайских источниках VI-VII веков. И, наконец, пятый объект - Акыртас -
большой археологический комплекс, объединяющий памятники разных периодов начиная с V века до нашей эры и до XV-XVIII веков.

Снова идут караваны

- Ну и сам наш Тараз с его двухтысячелетней историей, наверное, тоже заслуживает внимания граждан планеты?
- Безусловно! И мы делаем все, чтобы мир с интересом прочел эту страницу истории человечества. Мы, повторюсь, сотрудничаем с китайской провинцией Шэньси с численностью населения 38 миллионов человек, центром которой является город Сиань. Ему, как и Таразу, две тысячи лет. Оттуда берет свое начало Великий шелковый путь. А Тараз - это середина, центр Шелкового пути. С губернатором провинции мы решили реконструировать историческое прошлое, показать, как наши предки передвигались по этому пути, когда не было ни самолетов, ни поездов, ни машин. И на 550-летие Казахского ханства к нам пришел караван из Сианя: 100 китайцев на 136 верблюдах. На 12 повозках они привезли 4 тонны чая.
- Да, помнится, в Таразе ярко прошла встреча этого каравана.
- Вот вам один из туристических брендов - это само двухтысячелетие нашего города, стоящего на Великом шелковом пути. И не зря мы проводим сейчас раскопки в самом центре Тараза, где до этого находился рынок. Нам пришлось принять непростое решение о переносе рынка, кормящего тысячи наших жителей, чтобы провести на этом месте раскопки. И сейчас там музей под открытым небом на десяти гектарах земли.
Сам город у нас очень интересный - он трехкольцевой. Первое кольцо - древний Тараз, второе - период Караханидов, третье - аулие-атинский период. Есть что посмотреть. И не зря же глава государства всегда ставит перед нами задачу развивать туризм. В будущем - уж не говоря о том, что с EXPO мы ждем гостей, сюда будут приезжать туристы. Их поток уже увеличивается: китайцы готовы присылать сюда своих граждан, киргизы, узбеки - наши соседи - уже напрашиваются в гости. Россияне - наши инвесторы, они обязательно приедут.
А те, кто приезжает, должны проживать в хороших гостиницах, и мы их строим.
- Вот вы заговорили об аулие-атинском периоде. Обидно, что некоторые наши деловые люди интересы своего бизнеса ставят выше общественной пользы: правдами и неправдами они забирают здания, построенные еще в конце XIX - начале XX века, и начинают их перестраивать для своих нужд, стирая исторический облик, а то и вовсе сносят, чтобы поставить на освободившемся месте какой-нибудь очередной ресторан.
- В 2010 году мы утвердили генплан города Тараза. Не знаю, что было до этого, может, и сносили. Но сейчас что-то снести или тронуть не так просто. Это наказуемо.
- Жемчужиной аулие-атинского периода является старинный храм Рождества Пресвятой Богородицы, стоящий в селе Мерке, являющийся памятником республиканского значения. Но он нуждается в реставрации…
- И она обязательно будет проведена, я лично это проконтролирую! Второй момент. К нам как-то приезжал руководитель сената Польши с делегацией. У нас есть кладбища (в Меркенском, Рыскуловском и Жуалынском районах), где похоронены польские солдаты армии генерала Андерса, погибшие в годы войны. И поляки были приятно поражены состоянием захоронений, ухоженностью могил и очень нас, жамбылцев, за это благодарили. Вот что характерно для нашей области (видимо, такое воспитание): у нас отношение к храмам, мечетям, кладбищам очень уважительное и бережное. Есть у казахов хорошая пословица: “Оли риза болмай, тири бай бомайды” - в переводе она звучит так: “Пока покойные не будут довольны, живому человеку радости не будет”.

Под крылом самолета о чём-то поёт…

- Всего два месяца назад был торжественно запущен долгожданный рейс Моск­ва - Тараз - Москва, и уже мощные потоки пассажиров на данном направлении, что говорит о том, что люди хотят общаться, дружить, путешествовать, познавать мир. А недавно ведь еще открыли рейсы Худжант - Тараз и Тараз - Сургут.
- Мы почему раньше так активно не летали? Не позволяла наша взлетная полоса. Теперь полосу отремонтировали, улучшили ее характеристики, ее длина сейчас составляет
3,5 км, ширина 60 м - любой борт она может принять. Плюс наш аэропорт является запасным аэродромом для Алматы. Если там нелетная погода, туман - всегда можно сесть здесь и переждать непогоду. У нас появился новый терминал - авиакомпания “Скат” его построила за 1,5 миллиарда тенге в рамках государственно-частного партнерства. Вспомните, каким был аэропорт и каким стал. Современный, красивый, светлый. Супер! Ведь если мы хотим развивать туризм, нужна инфраструктура. Вот, допустим, трасса Западная Европа - Западный Китай. Кто сейчас к нам из Алматы едет или со стороны Южного Казах­стана, не нарадуется: широкая бетонная дорога, комфортная и, главное, безопасная. А какие сейчас поезда, сколько маршрутов: Астана - Атырау, Астана - Актау, Астана - Кызылорда! У нас около 30 маршрутов пролегает через Тараз. С любой стороны сядь - не промахнешься, мимо Тараза не проедешь. И вот аэропорт. Не будет аэропорта - никто сюда не приедет. Все богатые люди (те же японцы, американцы - потенциальные туристы), они обязательно полетят самолетом. К тому же у нас происходит регулярная дозаправка из-за хорошей взлетной полосы. А это доходы аэропорта. Вы помните, одно время у нас аэропорт стоял - не дышал. Сейчас все заработало. А это еще и налоги, которые получает город Тараз.

Галина ВЫБОРНОВА, фото Виктора БАРБАША и Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз

Поделиться
Класснуть