5042

Билетов нету, гони монету!

11 июля системе “Оңай!” исполнилось ровно полгода. Наши корреспонденты проехали в общественном транспорте Алматы и посмотрели, как сегодня работает расхваленное властями города электронное билетирование пассажиров.

На лобовом стекле первого автобуса, в который мы входим, значится № 7. Внутри - толпа, все платят кондуктору. Достаю карточку, прикладываю к аппарату - успешно. Через три остановки выходим.
- Вы оплатили? - преграждает мне дорогу паренек в замусоленных шортах и китайских резиновых сланцах.
- Да, у меня карточка, - отвечаю, немного опешив от такого нажима.
- Покажите! - несколько агрессивно.
- А вы вообще кто? - иду в наступление.
- Кондуктор!
Достаю карточку - он моментально вырывает ее у меня из рук, запрыгивает в автобус и прикладывает билет к терминалу оплаты. Аппарат “крякает”, значит - оплата прошла. Без извинений и каких-либо объяснений паренек победно возвращает мне “Оңай!”. Сервис высочайшего уровня в действии.
А теперь отдельно о них, королях алматинских автобусов - кондукторах. Их нет - впрочем, и не было раньше - только в том общественном транспорте, который прежде принадлежал городу и считался муниципальным, а сейчас стоит на балансе компании Green bus (это относительно новые машины китайского производства синего цвета, работающие на газе и хорошо известные алматинцам). Во всех остальных - кондукторы есть. Представители той профессии, которой... нет (!) в штатном расписании большинства автопарков, но они по-прежнему катаются в автобусах, зазывая пассажиров. Ликвидация кондукторов как класса была одной из тех задач, которую ставили перед собой власти, ратовавшие за внедрение электронного билетирования пассажиров, но так ее и не выполнившие. В наших пенатах проще “вырубить” терминал, чем избавиться от кондуктора. Что, кстати, частенько и происходит.
К остановке подкатывает автобус № 78 Каскеленского автопарка.
- Терминал не работает, - тут же выкрикивает кондукторша.
Вроде как любезно предупреждает: не хотите платить - стойте дальше. Входим.
- А что, оба терминала не работают? - спрашиваю - и получаю утвердительный ответ.
Напомню читателям: по правилам и договору, который перевозчики подписывают с ТОО “Транспортный холдинг г. Алматы”, водитель должен прекратить движение, высадить пассажиров и вызвать техника. Но мы лихо мчимся по проспекту Райымбека в сторону проспекта Суюнбая. Взгляд невольно падает на объявление: “Доводим до вашего сведения, что с 11 января 2016 года оплатить проезд в общественном транспорте будет возможным только с помощью транспортной карты “Оңай!”. Все другие способы отменяются”. Эта филькина грамота выглядит как насмешка над пассажирами, которых обилечивает кондуктор. Все послушно достают монеты.
- Я не буду платить! Терминал отключен, поэтому я имею право этого не делать, - возражает одна из женщин.
Кондуктор начинает на нее напирать.
- Сказала: не буду! Я знаю, как у вас терминалы “ломаются”, - стоит на своем пассажирка.
Главная по билетикам не уступает: плати и все тут!
- Вы лучше не нарывайтесь - я... в акимате работаю!
Эта фраза действует на кондуктора магически. Она тут же переключается на следующего пассажира.
Каждый из нас получает билетик образца тех, что были в ходу еще в Советском Союзе. А ведь сколько копий вокруг них было сломано! Вспомните, как зимой представители “Транспортного холдинга” устраивали показательные рейды, выписывая штрафы и водителям, принимающим наличку, и кондукторам, раздающим такие бумажки. Но время идет, а билеты никуда не исчезают.
А что же контролеры? Да ничего! В автобусах мы катались почти два часа, переходя из одного в другой, меняя перевозчиков и номера маршрутов. С контролерами за это время столк­нулись лишь дважды: один раз они выходили из гринбасовского Yutong под № 50, второй раз представители той же компании стояли на остановке в районе бывшего автовокзала “Саяхат”. Это поначалу контрольно-ревизионная служба “Оңай!” была единой и подчинялась только “Транспортному холдингу”. С некоторых пор сотрудники, выполняющие контро­льные функции, появились у частных автопарков (несколько из них объединились и создали свою службу контроля), в компании Green bus, но никто не упразднял и контролеров “Оңай!”. Все они закреплены за своими автобусами и в “чужие” не суются. Впрочем, как не суются и не в свои дела, то бишь - не обращают внимания ни на кондукторов, принимающих наличку, ни на пассажиров, оплативших водителю.
- Вы почему никак не реагируете на кондуктора? Разве в автобусах можно собирать деньги? - как-то наивно пыталась я добиться ответа у двух контролеров, вошедших в автобус № 16.
Пока они проверяли электронные билеты, паренек с сумочкой на поясе преспокойно банковал бумажными. Никто не удостоил меня ответа. Если у тебя нет электронной карты, можно сказать контролеру: “Я заплатила водителю”, - и он преспокойно пойдет дальше. Причем касается это всех перевозчиков. Деньги берут все. Ну или почти все. Исключения, наверное, есть, правда, я с ними не сталкивалась. Например, наш фотокор несколько раз платил наличными, проверяя везде ли их возьмут. Взяли, не задумываясь.
А что же недавно внедренные терминалы для разовой оплаты проезда? Пока они есть не везде. Мы ездили в автобусах, двигавшихся по проспектам Райымбека и Суюнбая, и столкнулись с ними только в салоне маршрута № 71. Официальные билеты продавал опять же кондуктор - первый из попавшихся нам на глаза, кто не складывал наличку в карман. Правда, когда я протянула ему 80 тенге, взамен он попытался дать смятый билетик, который, судя по виду, до этого побывал в руках не одного пассажира.
- Дайте мне новый, - настояла я.
Парень перечить не стал. Зачем? Тот, старый, билет он наверняка благополучно всучил следующему пассажиру. На этот случай в общественном транспорте уже появились объявления: “На выходе возвращать билет (водителю, кондуктору) СТРОГО ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Так как на выходе из транспортного средства не имеющий на руках билета привлекается к административной ответственности, как не оплативший проезд”. Только кто, интересно, будет их ловить? Контролер? С этими ребятами уже все понятно. Кстати, тех, кто предпочитал платить наличными, в этом автобусе было большинство.
Итого, что мы имеем через полгода работы системы “Оңай!”? В общественном транспорте, в котором до недавнего времени был всего один законный способ оплаты проезда - безналичный, сейчас их сразу четыре. Можно воспользоваться картой “Оңай!” (аппараты в транспорте есть, пусть иногда и не работают) - раз, “одноразовым” терминалом (со временем, надеюсь, они появятся везде) - два, отдать 80 тенге водителю - три или обилетиться у кондуктора - четыре. Вот такой дружный саботаж работы электронной системы, который происходит с молчаливого согласия и владельцев автопарков, и чиновников, ратовавших за ее внедрение.
А какие золотые горы в виде сервиса, удобства и обновления автопарков нам сулили, внедряя этот проект! Сейчас же становится ясно: погнавшись за сроками, установленными акиматом, “отцы-основатели” “Оњай!” наломали столько дров, что разгребать проблемы придется еще долго. Да и удастся ли? А пока мы имеем систему, которой, бесспорно, нет аналогов в мире! Так что повод для гордости все-таки есть?

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Комментарий в тему

Садир ХАМРАЕВ (на снимке), директор ТОО “Транспортный холдинг г. Алматы”:
- Нам нужно, чтобы все работало - сегодня и сейчас. Но в транспортной сфере нельзя устанавливать какие-то временные рамки. Строители могут пообещать построить дом к 1 декабря и сдержать слово. Но эта схема в нашем случае не действует. Здесь может быть только планомерное развитие, и мы уже начали эти реформы.
Да, к электронному билетированию много вопросов. Но это та социальная сфера, которая не может восприниматься гладко. Сейчас основная проблема - законодательство, которое намного отстает от наших инноваций. Мы стали заложниками ситуации: из-за пробелов в законе мы не можем внедрить дифференцированные тарифы или ввести систему, когда в течение часа человек, один раз оплативший проезд, может сделать несколько пересадок. У нас есть техническая возможность все это внедрить, но нам говорят: “У вас есть тариф, так что работайте в его рамках”. Так что прежде, чем заниматься инновационными вещами, нужно создавать отвечающие нашим реалиям законы.
Сказано на V инновационном форуме Алматы

Поделиться
Класснуть