Сериальные убийцы
С 1 июля многие казахстанцы рискуют лишиться ежедневного удовольствия - смотреть любимые телепередачи
Ровно через неделю вступают в силу замороженные на полгода поправки в закон о телерадиовещании, запрещающие распространение рекламы на иностранных каналах, транслируемых в Казахстане.
Напомним, поправки в названный закон были приняты в ноябре 2015 года и должны были вступить в силу с 1 января этого года. Однако кабельные операторы, особенно мелкие, оказались не готовы к такому повороту событий, поскольку специальное оборудование для вырезки рекламы стоит немалых денег - более 1 миллиона тенге на канал, и содержание его тоже встанет в кругленькую сумму. К тому же некоторую рекламу вырезать невозможно, потому что она транслируется, например, в виде бегущей строки или графического оформления эфира. В декабре прошлого года кабельные операторы попросили время на подготовку, и профильное ведомство - тогда это было Министерство по инвестициям и развитию - согласилось отложить исполнение закона на полгода.
На что теперь рассчитывать телезрителям? Или, может, вовсе убрать телевизоры в чуланы и кладовки?
Крупные кабельные операторы, судя по всему, готовы исполнять нормы закона, запрещающие рекламу на ретранслируемых иностранных каналах.
- Наша компания полностью готова к вступлению в силу закона “О телерадиовещании”, - сообщила вчера “Времени” руководитель пресс-службы АО “Казахтелеком” Сара БАКИРОВА. - С 1 июля в соответствии с законом реклама будет исключена из всех иностранных каналов в пакетах услуги ID TV и кабельного телевидения.
Как поведал на днях на своей странице в Facebook министр информации и коммуникаций Даурен АБАЕВ, были проведены переговоры с представителями иностранных каналов по вопросу очистки их контента от рекламы. И некоторые из них, в частности каналы группы Viasat (TV 1000, Explore, History, Viasat Sport и др.), уже сейчас передают в Казахстан очищенный сигнал. А в переговорах с компанией Discovery казахстанская сторона продвинулась еще дальше: 13 из 15 ее каналов закупили техническое оборудование для исполнения закона о телерадиовещании. Более того, сообщил глава Мининформкома (МИК), в скором времени Discovery откроет в нашей стране свое официальное представительство. Что касается других иностранных каналов, то крупные казахстанские кабельные операторы, по словам министра, уже готовы вырезать рекламу и на льготных условиях передавать очищенный сигнал другим, более мелким операторам, желающим остаться на этом рынке.
А вот представители более мелких, в особенности региональных кабельных операторов, коих у нас в стране порядка 80, к 1 июля особо и не готовились, поскольку не располагают нужными финресурсами. По словам руководителя Ассоциации операторов телерадиовещания Саята НУРАХМЕТОВА, сейчас они продумывают различные варианты решения этой проблемы. К примеру, есть идея об объединении кабельных операторов. Однако это сложно сделать, так как они разбросаны по всему Казахстану, а связь между городами не всегда хорошо отлажена и обходится дорого. Поэтому такой вариант приемлем лишь для операторов, находящихся в одном городе.
Еще один вариант - это, как уже говорил Даурен Абаев, покупка сигнала у крупных операторов. Но пока подобное предложение, по информации Саята Нурахметова, поступило только от “Алма ТВ”.
Однако в целом операторы планируют добиваться внесения изменений в закон о телерадиовещании.
- Конечно, раз закон есть, его надо исполнять, и мы будем пытаться это делать, - говорит руководитель Ассоциации операторов телерадиовещания. - Но даже его лоббисты в лице отечественных телеканалов признают, что он вряд ли достигнет результата в полной мере. Рекламодатель же не связан законами, он идет в рейтинговые ресурсы. И если его не устроят казахстанские каналы, он пойдет в интернет-ресурсы. Если же замысел закона был в том, чтобы запретить нам, кабельным операторам, самостоятельно делать деньги на рекламе, то ведь можно было к нам обратиться, чтобы мы этим не занимались. А вырезка рекламы, вмешательство в контент иностранного канала, на мой взгляд, нарушают авторские права и создают барьер для конкуренции.
Опять-таки на сегодняшний день нет определения, что подпадает под понятие рекламы, - продолжает Саят Нурахметов. - Трактовка вольная. Сейчас под рекламу подпадает все, включая анонсы телепередач, фильмов и прочие вещи. Но законодательство не позволяет вольностей, все должно быть четко и ясно. Мы будем постепенно добиваться внесения изменений в законодательство по уточнению этой нормы. Кроме того, с 1 января 2017 года все иностранные каналы должны будут открыть представительства в Казахстане. И было бы логично, чтобы вопрос очищения контента от рекламы не перекладывался полностью на нас, а решался совместно. Думаю, в этом направлении мы и будем работать.
- Ну а пока вы работаете, есть ли опасность, что некоторые кабельные операторы могут вообще уйти с рынка?
- Думаю, они будут до последнего работать, хотя и подвергаться штрафам. Сидит, предположим, в каком-нибудь поселке в Актюбинской области оператор, у которого нет никакой возможности вырезать рекламу. И, грубо говоря, ему остается либо воровать очищенный сигнал, допустим, у того же “Казтелерадио”, либо оплачивать его, либо брать со спутника неочищенный. Оплачивать - карман не потянет. И в итоге либо ему будет предъявлен иск со стороны “Казтелерадио”, либо проверяющий орган оштрафует его и отберет лицензию. Самостоятельно закрываться операторы, думаю, не будут.
“Конечно, отдельные сложности имеются как в техническом, так и в переговорном плане, - признает Даурен Абаев. - Однако наше министерство будет делать все, чтобы закон исполнялся максимально строго и без ущерба для казахстанского телезрителя. Сегодня различными кабельными сетями транслируется до 150 телеканалов, из которых 70 процентов иностранные. На них не распространяются многие ограничения, предусмотренные законами нашей страны “О телерадиовещании”, “О языках”, “О рекламе”. Согласитесь, это ставит наши СМИ в заведомо неравное положение. Кроме того, на многих иностранных каналах транслируется реклама товаров и услуг, не прошедших сертификацию и лицензирование, или вовсе запрещенная на рынке Казахстана, например алкоголя. Таким образом, отечественные каналы недополучали значительную часть средств с рекламного рынка. Хотя эти деньги могли бы существенно улучшить состояние казахстанского телевидения, пойти на развитие инфраструктуры, создание качественных казахстанских передач, фильмов, сериалов, шоу”.
Мадина АИМБЕТОВА, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы
От редакции В последних двух процитированных предложениях министра, на наш взгляд, квинтэссенция затеянных телеэфирных манипуляций: наши компании однозначно уступают по смотрибельности контента своим иностранным коллегам, и потому именно вторых предпочитает рекламодатель.
“А как же зритель?” - “Какой зритель? А, зритель... Да там в коридоре на диванчике. А если слушаться не хочет, тогда мы его веничком!” Все-таки прав был Барбос, к которому в гости заглянул Бобик.