Пройдёмся пешком?
Как наш корреспондент изучал, насколько Алматы удобен и комфортен для жизни горожан и туристов
Вы часто гуляете по городу? А много ли внимания обращаете на то, что вас окружает? Почти никакого? Зря. Занятие это весьма увлекательное. К такому выводу я пришла, когда решила понять, насколько приспособлен Алматы для жизни. Первая моя, скажем так, осознанная прогулка состоялась, когда я возвращалась с концерта во Дворце Республики. Тогда я решила пройтись пешком вниз по проспекту Достык. Сначала считала скамейки. Точнее, пыталась это сделать - уж очень сложной оказалась задачка. Потом, свернув на улицу Казыбек би возле Парка 28 гвардейцев-панфиловцев, стала загибать пальцы, считая урны и валяющиеся на земле пустые бутылки. Угадайте, в чью пользу был счет? Шла и размышляла о том, смогли бы сориентироваться приезжие в городе, который борется за звание туристической столицы Казахстана. Вряд ли. Таблички с указанием улиц и некоторых объектов городской инфраструктуры есть лишь над проезжей частью - все для тех, кто за рулем. А что для тех, кто идет пешком, любуясь красотами центра Алматы? Ничего. Чиновники грозились установить специальные информационные столбы, но сделали это лишь в рамках пилотного проекта, и то с недоработками (помните, какой разразился скандал, когда выяснилось, что на этих указателях неправильно переведены на английский названия городских объектов). Радуюсь тому, что пока везде есть тротуар. Даже в этом районе, напичканном достопримечательностями, дорожки, по которым могут спокойно пройти пешеходы, встречаются далеко не везде: они могут внезапно прерваться, упираясь в припаркованные машины или какой-нибудь магазин, так что порой приходится идти по проезжей части. Ни одной сувенирной лавки и туристической будки, предлагающей информацию и экскурсии. Но это я уж совсем размечталась, лучше вернемся к нашим подсчетам.
Сначала про скамейки. Вдоль тротуара, идущего от Дворца Республики до Парка 28 гвардейцев-панфиловцев, не установлено ни одной лавочки, зато кафешек и обменников - как грязи. Что касается бутылок и урн, количество которых я подсчитывала в промежутке от проспекта Достык до улицы Кунаева, счет 6:1 в пользу пластиковой тары.
***
Примерно такие же исследования, как и я, только в другом масштабе, проводит в Алматы центр урбанистики. Три месяца назад он запустил проект “Городские исследования”, первым этапом которого стало изучение парков и скверов Алматы. Это первый шаг к тому, чтобы понять, какие проблемы в организации общественного пространства есть в городе. Пока у нас только красиво рассуждают о том, какой должна стать южная столица (не буду перечислять эпитеты, которые при этом используются - они перекочевали из уст одного градоначальника к другому), но никто не может сказать, какой Алматы сейчас. Никто пока не изучил, не конкретизировал и не систематизировал информацию, касающуюся того, насколько алматинцам в родном городе жить хорошо. Вместе с директором Центра урбанистики Алматы Натальей ЛИВИНСКОЙ и архитектором Ерканатом ЗАИТОВЫМ мы прогуливаемся по небольшому скверу, расположенному прямо за гостиницей “Казахстан”. Мои собеседники говорят, что это более-менее приличный образчик того, какими должны быть подобные пространства: ухоженная территория, обилие скамеек, несколько детских площадок и даже фонтан. Всего в Алматы более 130 зеленых зон: парки, скверы, аллеи и рощи. Сколько таких, которые близки к тому самому идеалу? Сохраню интригу до конца. Интересно, какая цифра придет вам в голову? При подобных исследованиях важна каждая мелочь: сколько входов в парк и насколько они удобны, чисто ли вокруг, в каком состоянии деревья и кустарники, есть ли велодорожка и тротуары, удобно ли мамочкам с колясками и людям с ограниченными возможностями, есть ли здесь кофейни и, в конце концов, туалеты.
- Мы сталкивались со всяким. Многие зеленые зоны не облагорожены. В каких-то, даже таких популярных, как Парк 28 гвардейцев-панфиловцев, например, в вечернее время освещение есть только в центре, проходить в глубь него страшно -
там темно, - делится результатами исследований Наталья. - Вход далеко не всегда бывает удобным: казалось бы, парк или сквер разбивают для людей, но при этом им нужно приложить усилия, чтобы туда войти. Вспомните, например, Парк Первого президента - огромная территория и всего один вход, добираться до которого удобно не всем. Но все это меркнет перед другой проблемой - отсутствием туалетов. Они есть только в тех двух парках, которые я только что упомянула, и в Центральном парке отдыха.
Все это преграды, мешающие превращению Алматы в город, удобный для жизни. А задумавшись об этом, мы начинаем все подмечать. Почему в наших парках и скверах ходят только по дорожкам, не смея сделать шаг вправо или влево? Дело не только в антисанитарии, но и в менталитете.
- Думаю, нам стоит повесить в парках знаки: “Вы можете ходить по газону. Он чистый”. Ведь это нормально: сидеть на нем, играть во что-нибудь с детьми, устраивать пикники, - говорит Ерканат. - Но у нас это не принято. К тому же в большинстве наших парков нет активности - там нечего делать. Мы хотим в самое ближайшее время изменить эту ситуацию.
По результатам исследований центр урбанистики подготовил отчет и представил его городскому акимату. Сейчас здесь разрабатывают проект, который должен помочь решить все эти проблемы. Главное - начать. Лучше всего - с самого простого: например, поставить скамейки и урны (уже есть представители бизнес-сообщества, готовые в этом помочь) и сделать активные зоны в парках. Кстати, сколько из них по результатам исследования находятся в более-менее удобоваримом виде? Напоминаю, их 130. Двадцать? Сорок? Восемь. Всего лишь восемь.
***
В выходные, уже после этого интервью, я решила продолжить свои прогулки, на этот раз выбрав вечернее время. Стартую от Центрального стадиона Алматы. Маршрут примерно полтора километра по прямой от проспекта Абая вниз по улице Байтурсынова. На часах одиннадцать вечера. Темень. Фонари освещают лишь проезжую часть (добрый вечер, город для автомобилей), в помощь редким пешеходам - витрины магазинчиков и кафе. Иду бодро, но с опаской, на некоторых участках освещение практически нулевое. В мыслях пульсирует строчка из хита времен перестройки: “В городе Сочи темные ночи”. Вы еще в Алматы не были. По пути попадаются участки, движение по которым практически перекрыто ветками разросшихся деревьев - их приходится обходить. А ведь я нахожусь практически в центре города. Параллельно оцениваю, как чувствовали бы себя мамочки с колясками и велосипедисты, вливаться в ряды которых нас все время призывают власти. Предлагаю чиновникам прокатиться вниз по Байтурсынова. Это самая настоящая трасса для даунхилла - экстремального спуска с горы на велосипеде. Понятно, что это особенности алматинского рельефа, но обустроены некоторые участки так, что можно свернуть на них шею, даже находясь в хорошей спортивной форме: раздолбанный асфальт и никакого намека на спуски для тех же колясок. Параллельно вспоминаю свою старую забаву “посчитай скамейки”. По дороге ищу остановки общественного транспорта - в нашем городе это островок надежды для тех, кто устал и хочет присесть. Мне попались две, но лавка есть только на одной - на второй кто-то ее спилил. Наверное, решили не баловать народ. По пути попадается скверик, но заходить туда себе дороже: кругом кусты, мусор и темень, как в подворотне. Кое-как добираюсь до дома и засыпаю с надеждой, что доживу до того дня, когда Алматы станет-таки городом для людей, а не для машин.
***
Совсем скоро центр урбанистики запускает новый проект по исследованию города в целом. Это примерно то, что я пыталась сделать самостоятельно, но в других масштабах. Поучаствовать в этом может любой желающий, нужно лишь внимательно присмотреться к тому месту, в котором ты живешь.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы
Если хотите присоединиться, звоните 8-777-012-31-78 или ищите страничку “Центр урбанистики” в facebook и instagram.