1689

Пятновыводители

Зона “радиоактивного” отдыха у  Комендантки.

В Усть-Каменогорске вот уже несколько лет местные экологи и общественники пытаются добиться ликвидации десятков радиационных пятен, расположенных в жилой зоне. Шутка ли - фон на некоторых из участков превышает норму… в тысячу раз! В профильных министерствах пятна с репутации города счищать не торопятся - денег нет. 

По данным исследования ТОО “Экосервис-С”, на территории областного центра около ста радиоактивных пятен. Некоторые из них - в непосредственной близости к жилым домам.
Вот уже 20 лет местные экологи и общественники никак не могут решить “лучащуюся” проблему.
О том, как у Усть-Каменогорска появилась радиоактивная аура и чем опасна столь грязная карма, рассказал директор Центра экологической безопасности Усть-Каменогорска Геннадий КОРЕШКОВ (на снимке).
- Во время строительства города в течение длительного времени из русла реки Комендантки брали грунт для работ, - поясняет эксперт. - Рядом с этой речкой располагались корпуса комбината “Калбаолово”, работавшего с радио­активными материалами. По всей видимости, некоторые элементы могли долгое время попадать в грунт, который впоследствии развозился по всему городу. Так в Усть-Каменогорске появились радиоактивные пятна разной степени опасности. Большинство из них в грунте, поэтому не стоит опасаться, что человек, который пройдет близко, начнет светиться или получит невероятную дозу облучения. Тем не менее опасность радиации не стоит недооценивать. Все-таки число онкологических больных в Усть-Каменогорске велико, куда выше, чем в среднем по стране.
С развалом советской империи предприятие “Калбаолово” приказало долго жить, а на проблему радиоактивного загрязнения, о которой доселе не принято было говорить, наконец обратили внимание. Что делать с опасным грунтом, власти судили и рядили лет десять. В начале нулевых заказали комплексное исследование - прежде чем обезопасить, опасные пятна нужно обнаружить. Эксперты нашли ту самую “лучистую сотню”, запятнавшую репутацию города. А вот с ликвидацией проблемы получилась настоящая эпопея.
- Вот уже несколько лет мы пытаемся получить деньги из республиканского бюджета, - рассказывает Геннадий Корешков. - По нашим подсчетам, чтобы обезопасить грунт, необходимо немногим меньше миллиарда тенге. Соответствующую бюджетную заявку мы отправляли в бывшее Министерство экологии и охраны окружающей среды. Но там этот вопрос спустили на тормозах, затем и министерство реформировали. Наверное, наша заявка до сих пор где-то лежит.
Сразу два профильных министра, посещая Усть-Каменогорск, обещали: поможем найти деньги! Проблема-то нешуточная.
Затем долго не принимали бюджетную заявку. После собирались включить Усть-Каменогорск в общую республиканскую программу по борьбе с радиационным загрязнением. Затем обнаружили какие-то ошибки в заявке. Ну а после случился кризис, и шансы получить средства на ликвидацию пятен во всех смыслах провалились сквозь землю.
- В последние годы деньги выделяют лишь из областного бюджета, - комментирует Геннадий Корешков. - То 20, то 40 миллионов в год. Такими темпами нам понадобится около 100 лет, чтобы полностью очистить Усть-Каменогорск. В этом году выделили 20 миллионов. Их хватит, чтобы нейтрализовать лишь один участок - полностью вывезти грунт и обезвредить его. С другой стороны, и это неплохо - медленно, но верно участки радиоактивного загрязнения все же ликвидируются.
В управлении природных ресурсов и регулирования природопользования Восточного Казахстана сообщили, что пока нет точной информации, какое именно пятно сотрут с лица города.
А вот в Министерстве энергетики (которое получило полномочия бывшего Министерства окружающей среды) пояснили, что вопрос выделения областному центру средств на борьбу с радиоактивными пятнами пока не стоит. Уж больно велика сумма!
Осторожнее подходить к теме опасности радиоактивного грунта призывают и некоторые эксперты.
- Проблема радиоактивного грунта подчас бывает серьезно преувеличена СМИ и самими экологами, - высказывает точку зрения российский специалист в области радиационной безопасности Андрей ЧЕРВЕНЦЕВ. - Попадание тяжелых элементов в
почву - зачастую совершенно естественный процесс, но усугубляющийся деятельностью крупной промышленности. То есть шансов приобрести онкозаболевание, вдыхая воздух с соединениями тяжелых металлов, больше, чем если вы пройдете по участку земли, где под слоями почвы остались какие-то элементы. Зачастую многие экологические организации попросту пытаются получить гранты и бюджетные средства на борьбу с “радиационной опасностью”, играя на страхе обывателей перед этой темой.
Впрочем, специалисты готовы доказать - опасность ненадуманная. В ТОО “Экосервис-С” рассказали, куда вывозят фонящий грунт и почему работы столь затратны.
- Последние годы мы складировали грунт на территории спецмогильника Ульбинского металлургического завода. Затраты на захоронение  составляют  600-700 тысяч тенге за кубический метр. Также грунт отвозят в Курчатов, на территорию  Нацио­нального ядерного центра. Но там стоимость работ выше. После дезактивации на местности проводится проверка: составляется протокол дозиметрического контроля до уровня допустимого фона, который не влияет на человека. А уровень опасности этих пятен для горожан оценить крайне сложно. Все зависит от организма человека, от его восприимчивости: одному ничего не грозит, а второй, возможно, склонен к каким-либо патологиям, и у него может развиться опасное заболевание.
Жители Усть-Каменогорска давно знают о радиационной опасности. Но в большинстве своем свыклись с проблемой.
- Ну не бросать же дом, коли живешь рядом с этим пятном, - по-житейски просто характеризует проблему горожанка Валерия СТЕПАНЧУК. - У нас же до сих пор промышленность крупная работает, что ни день, то воздух с привкусом. Тут уж не до радиации, которую не слышно и не видно…

Где фонит
- Местный парк аттракционов. Радиоактивное пятно между развлекательными зонами. Большая часть излучения - под землей. На поверхности - 32 микрорентгена в час при норме 15-20 микрорентген в час. 
- Жилой дом на улице Бажова. Неподалеку от многоэтажки фон - 147 микрорентген в час. 
- Поликлиника по улице Бурова. Фон - около 50 микрорентген в час.
- Задний двор ВКГУ имени С. Аманжолова. Излучение на поверхности - 30 микрорентген в час. 
- Но самое крупное пятно - в русле пересохшей реки Комендантки, прямо между главными корпусами двух крупнейших университетов региона - ВКГУ им. С. Аманжолова и ВКГТУ им.
Д. Серикбаева. Здесь на поверхности - до 200-300 микрорент­ген в час. А на глубине несколько метров приборы просто зашкаливают - около 1000 микрорентген в час! Больше, чем на Чернобыльской АЭС после аварии! Около 60 тысяч кубометров грунта здесь невероятно опасны. В десяти метрах - автозаправка. В сотне - жилые дома, университеты, детский сад, школа. А несколько лет назад городские власти и вовсе разбили в русле Комендантки… мини-парк со скамейками, тротуарами и небольшими скульп­турами.

Евгений ФОМИНЫХ, фото предоставлено пресс-службой акима ВКО, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть