“Сюрпризы” из-за визы
Бывший консул Казахстана в Индии Рашид РАХИМБЕКОВ (на снимке) обвиняется в организации незаконной визовой деятельности и нанесении крупного материального ущерба республиканскому бюджету. Правда, защита экс-дипломата утверждает, что ничего противоправного в его действиях нет.
Уголовное дело в отношении Рахимбекова было возбуждено в январе 2014 года по результатам налоговой проверки. На тот момент бывший дипломат уже находился на пенсии. Причем, обращает внимание журналистов общественный защитник экс-консула, его бывшая супруга Хатира РАХИМБЕКОВА (на снимке), расследованием почему-то занялся Алматинский департамент Комитета нацбезопасности, хотя подозреваемый проживает в Астане и там же находится МИД.
Суть обвинений заключается в том, что Рашид Рахимбеков, будучи консулом в Дели, выдал якобы с нарушением установленных правил 1771 казахстанскую визу гражданам Индии, в результате чего государственный бюджет недополучил более 200 тыс. долларов. Но, как заявляет Хатира Рахимбекова, никакого нарушения нет.
Стоит пояснить, что по закону казахстанские визы предоставляются иностранцам по согласованию с органами нацбезопасности. Процедура такова: КНБ представляет в консульство информацию, в которой оговорено, на какой срок и какой кратности следует давать визу таким-то иностранным гражданам. Экс-консула же обвиняют в том, что он выдавал гражданам Индии казахстанские визы по собственному усмотрению: к примеру, если ему рекомендовали предоставить индийцу многократную визу, он давал двукратную, а она стоит дешевле. Отсюда, мол, и недостача в бюджет.
- Нет ни одного лица, незаконно въехавшего в страну, - сказала вчера на пресс-конференции в Алматы Хатира Рахимбекова. - Сверх положенного срока не выдано ни одной визы. На каждой визе стоит отметка, ограничивающая срок пребывания иностранца в нашей стране. А уж исполнение срока пребывания - это обязанность миграционной службы, а не консула. Нет ни одного случая увеличения кратности виз - она была только в сторону уменьшения. И это обосновывается серьезными причинами. Во-первых, из-за отсутствия у въезжающего в страну лица договорных отношений с юрлицами нашей республики. Во-вторых, для уменьшения миграционного риска, то есть в целях безопасности страны в обстановке угрозы международного терроризма и исламского радикализма. Но самый абсурд в том, что сейчас сотрудники КНБ обвиняют консула в выполнении их функциональной обязанности!
Примечательно, что МИД еще до начала следствия заступился за своего бывшего сотрудника. В отзыве министерства на исковое заявление Рашида Рахимбекова (в 2014 году он судился с налоговым департаментом, требуя признать незаконным и отменить акт налоговой проверки, на основании которой было возбуждено уголовное дело) говорится: визы выдавались в строгом соответствии с визовыми поддержками КНБ и действующими правилами, в которых не было никаких норм, запрещавших консулу самостоятельно изменять кратность и сроки действия виз.
“МИД не усматривает нанесение материального ущерба госбюджету РК, - говорится в отзыве за подписью тогдашнего первого замглавы внешнеполитического ведомства Рапиля ЖОШЫБАЕВА. - На наш взгляд, предполагаемый ущерб вычислен на основании умозаключения, так как не основывается на нормах законодательства”.
Однако, несмотря на это мнение, уголовное дело дошло до суда - на 25 марта в Алмалинском райсуде Алматы назначено первое заседание.
Мадина АИМБЕТОВА,фото Романа ЕГОРОВА, Алматы