4036

Трёхэтажная критика

Случилось, что инспектор аппарата акима района им. Казыбек би осыпала ругательствами одного из руководителей. Притом конфликт произошел не с глазу на глаз, а публично. Витиеватые выражения содержали ссылки на фигурантов карагандинского коррупционного дела, недавно осужденных. В результате бесстрашная дама не только лишилась должности, но и испортила свою биографию судимостью.

Карагандинская пенсионерка Алма МАХМЕТОВА в Казыбекбийский акимат попала в 2012 году по приглашению чиновников. До этого она долгое время возглавляла энергетическую фирму в местном микрорайоне “Кунгей” (в простонародье “Дворянское гнездо”). Суть ее новой работы на договорной основе заключалась в выяснении проблем коммунального характера на вверенном участке и свое­временном оповещении о них районных властей. В течение трех лет нареканий к ее службе ни у кого не имелось. А вот минувшей осенью пенсионерка вдруг решила высказать все, что думает о курирующем ее работу заместителе акима по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Бейсене УСЕНОВЕ (на снимке).
Предыстория конфликта включила в себя случившуюся в “Кунгее” аварию, устранением которой экстренно пришлось заняться Махметовой. По ее показаниям, в связи с ЧП она не смогла поехать в акимат на еженедельное аппаратное совещание. Вообще-то, согласно регламенту госучреждения, на рабочем месте она должна была присутствовать каждый день. Но ей позволили появляться в конторе лишь раз в неделю. Если же возникали какие-то непредвиденные обстоятельства, мешающие приехать на совещание, следовало обязательно извещать о них работодателя.
Со слов Алмы Маденовны, об аварии она уведомляла по телефону нескольких чиновников два дня подряд и была уверена, что никто не посчитает ее неявку за прогул. Тем не менее Бейсен Усенов очень хотел видеть Махметову в акимате. Сам не единожды ей звонил. И если в первый раз пенсионерка довольно корректно попросила шефа отстать от нее, то при последней беседе с помощью крепких словечек обрисовала ему маршрут дальнейшего следования. Чиновник молча выслушал брань и положил трубку.
В свою очередь заместитель районного акима в суде утверждал, что Махметова никого о проблемах не предупреждала. Иначе, мол, случившейся в последующем ситуации могло бы и не быть. Усенов отметил, что инспектор общалась с ним в грубой форме, выражаясь в его адрес нецензурными словами. Ее поведение им было расценено как неприемлемое, потому он решил разобрать поступок подчиненной в присутствии других коллег.
На том запомнившемся совещании были руководители отдела ЖКХ, государственного правового отдела и представители отдела организационной и кадровой работы. Впрочем, этот бравый состав отнюдь не смутил Алму Маденовну. Вместо извинений она предпочла жестко пооткровенничать. Сначала обрушила на чиновников поток претензий в том, что никто из них не помогает ей устранять злополучную аварию. Потом упрекнула Усенова в том, что недавно законченная им академия госслужбы не дает ему права ее воспитывать. А когда участники совещания попытались урезонить разгоряченную гражданку, ее и вовсе понесло. Из песни слов не выкинешь, поэтому будем писать прямо, как сказано в приговоре. Махметова неоднократно заявила, что Усенов “лизал задницы” бывшему акиму Караганды Мейраму СМАГУЛОВУ, экс-руководителям отдела земельных отношений Ернару ДАРИБЕКОВУ и Айдару ТЕЛЬГАРИНУ, которых недавно осудили по известному коррупционному делу. А после окончания совещания еще и ворвалась в кабинет к Усенову и в присутствии посторонних людей пригрозила: “И вы сядете со своими дружками, как Смагулов!”
Резкие высказывания пенсионерки глубоко ранили душу чиновника. Разумеется, после скандала Махметову уволили. Кроме того, замакима Казыбекбийского района решил привлечь ее к уголовной ответственности за публичные оскорбления, опороченные честь и достоинство, подав соответствующий иск в суд. Помимо показаний сотрудников акимата к делу также прикрепили аудиозапись совещания, которую Усенов вел на своем мобильном телефоне. В принципе, эти доказательства были, что называется, до кучи, потому что Алма Маденовна и не думала отрицать своей вины. Более того, еще до начала процесса она умудрилась настрочить жалобы на оппонента в областной акимат, инспекцию по труду и Агентство по делам госслужбы. Посчитала, что ее уволили незаконно. Притом делала в них упор на то, что Усенов… нарушил кодекс этики госслужащего!
Бейсен Кабдуалиевич оценил свою честь в 200 тысяч тенге - такую сумму он затребовал с обидчицы в качестве компенсации нанесенного ею морального вреда. А еще попросил возместить ему расходы на адвоката в размере 70 тысяч тенге. Махметова гражданский иск не признала и попыталась объяснить причины, побудившие ее на ругань. Согласно ее показаниям, она осознала противоправность своих действий и сочла, что ей не следовало оскорблять Усенова публично. Извинилась за проявленные неэтичность, горячность и определенные амбиции. При этом сочла это за издержки профессии - всю жизнь работала на производстве. Но главным, по ее мнению, поводом для скандала стало “пренебрежительное отношение Усенова, который целенаправленно хотел ее уволить и сам спровоцировал такое поведение с ее стороны”.
- Он действительно с подобострастием относился к команде Смагулова и таким образом (увольнением сотрудницы. - И. М.) отомстил за друзей, - заявила в суде Алма Махметова.
Ее выступление не произвело особого впечатления на суд. Факт оскорбления имелся, а ссылками на взрывной выплеск эмоций Фемиду не разжалобить. Махметову признали виновной и наказали штрафом в размере 30 МРП (59 тысяч 460 тенге). Гражданский иск Усенова был удовлетворен частично: с Алмы Маденовны взыскали 70 тысяч тенге за услуги законного представителя чиновника и 20 тысяч за моральный вред. Обжаловать приговор Махметова не стала, и на днях он вступил в законную силу. Между тем неугомонная пенсионерка продолжает активно трудиться в “Кунгее” на общественных началах: готовит коллективную жалобу от жителей микрорайона по коммунальным вопросам на чиновников районного акимата.

Ирина МОСКОВКА, рисунок Владимира Кадырбаева, Караганда

Кстати

Грубый приём

Заместитель акима Казыбекбийского района Бейсен Усенов в 2013 году уже становился фигурантом скандала, связанного с другой пенсионеркой. Карагандинка Ахлима УАКБАЕВА пришла к нему на прием, хотела переговорить о благоустройстве двора, но нарвалась на грубость.
От обидных слов у нее случился сердечный приступ прямо в здании акимата. Оттуда вызвали “скорую”, которая отвезла пенсионерку в больницу. Чуть позже чиновник попытался оправдаться, заявив, что Уакбаева сама вела себя некорректно: ворвалась в кабинет без соблюдения субординации в возбужденном эмоциональном состоянии, к тому же у него был неприемный день. Однако дисциплинарный совет занял сторону пострадавшей посетительницы и наказал Усенова строгим выговором.

Поделиться
Класснуть