3074

Центр унижения

Взбунтовались постояльцы петропавловского центра адаптации лиц, не имеющих определенного места жительства. Последние несколько месяцев они пишут жалобы: требуют прекратить унижения, рукоприкладство, эксплуатацию и вседозволенность попечителей. Один из постояльцев центра, доведенный до отчаяния, даже зашил себе рот в знак протеста. Что же случилось с прежде затюканными, согласными на всё ради теплой ночлежки людьми?

Психолог центра для бомжей Камила ШАХАНОВА (на снимке) демонстрирует так называемые терапевтические куклы. Говорит, что с их помощью можно снять эмоциональное напряжение:
- Все люди, которые попадают к нам, астенизированы. Это означает полную нервную истощенность. Они на все смотрят с пессимизмом и не находят в себе сил, чтобы что-то поменять. Некоторые, конечно, не особо и хотят, их все устраивает. А вот многим нужно просто помочь. У людей здесь реально последний шанс!
По идее, так должно быть. Здесь обязаны предоставить жилье и еду, помочь с документами и даже с поиском работы, похлопотать за инвалидов по поводу места в спец­интернате. Ежегодно порядка 42 миллионов тенге выделяют городскому центру для бомжей, который может принять до 50 человек.
Директор центра Жасулан СОМТЕМИРОВ (на снимке) уверенно заявляет, что денег хватает:
- Они тут такой медосмотр проходят, который мы с вами не проходим! Питание здесь очень хорошее. Они получают яблоки, груши, апельсины, творог, сметану. Мясо - ежедневно. Каждому положено несколько комплектов нижнего белья, мыло, зубные щетки, паста.
Однако постояльцы утверж­дают, что они не видят этих благ!
- Прошу: дайте мне футболку, пожалуйста, нам же положено! - рассказывала в кабинете у психолога худенькая женщина по имени Наташа. - Мне не нужно шесть баулов - только помыться и пере­одеться. Стыдно мне так ходить… А мне говорят: нету, ты заколебала! Конечно, что с меня возьмешь, я же никаких пособий не получаю… Для тех, кто с пособиями, - есть, а для меня нету…
Спустя некоторое время Наташа уже жалеет о том, что раскрыла рот. Одежду ей после этого скандала дали, но заставили написать объяснительную и пометили инцидент как нарушение дисциплины. Еще два таких нарушения, и ее выгонят из центра, причем на законных основаниях.
Другие постояльцы центра свои претензии изложили в письменном виде.
Геннадий СНОПКО: “Требуют деньги из моего пенсионного пособия на мыло, зубную пасту, медикаменты. Администратор дает волю рукам, несмотря на то, что я инвалид, без ног. Унижает меня, подзывая меня как собачку”.
Мукаш КУШКУЕВ: “Администратор Саян пугает меня и распускает руки”.
Вячеслав БАЗАНОВ (на снимке) сначала тоже ходил жаловаться к психологу, но быстро понял, что бесполезно. После этого, рассказывает, написал бумаги в прокуратуру и даже в партию “Нур Отан”:
- Писал о том, как издеваются, избивают, особенно инвалидов. Меня тоже пытался администратор дежурный ударить, но я ему отпор дал. Писал, что отбирают пособия по инвалидности. А тех, кто с руками и ногами, не отпускают из центра на поиски работы. Вместо этого увозят и заставляют работать бесплатно - огороды копать, на стройке. Писал о том, как продукты работники разбирают по домам, как им в столовой готовят отдельно из этих продуктов манты, всякие разносолы, а нам достаются остатки.
Причем в прокуратуру Слава Базанов явился с зашитым ртом. После этого в центр нагрянула проверка.
- Не скрою, нарушения они нашли, - признается директор центра Жасулан Сомтемиров, - по пожарной безопасности! Но мы все устраним! А с Базановым у нас инцидент исчерпан, мы с ним вот даже сегодня утром постояли, пошутили, и он пошел на работу.
- Пока шла проверка, - рассказывает свою правду Базанов, - все было идеально! Кормили нас, как в ресторане! И даже почти месяц после этого было нормально. А сейчас опять все возвращается, как было. Да бесполезно это все - машина! Смысла нет. Заработаю денег, найду где жить - уйду. Слава богу, здоровье есть. Остальным вот куда идти…
Многим действительно идти некуда. Владимир ЛОБАНЕНКО вместо положенных 12 месяцев уже третий год в центре для бомжей. Ждет места в интернат, да все никак. В 72 года его мироощущение сузилось до четырех стен тесной палаты.
- Прошу: помогите мне оформить пенсию по инвалидности, а то мне наш медик говорит: да какой ты инвалид! - от отчаяния Владимир Николаевич даже привстал, опираясь на расшатанные костыли…
В другую палату нас сопровож­дает директор центра. Войдя и даже не успев ничего спросить, получаем тираду от одного из постояльцев: “Спасибо центру за то, что я не умер!” Но этот восторженный возглас тут же тонет в других -возмущенных.
- Ох, две недели сахар в чай не кладут, - жалуется дедуля.
- А директор сказал, что хватает на питание денег, - как бы возражаю я.
- Вот знаете, буквально месяц назад (во время проверки прокуратуры. - У. А.) очень хорошо кормили - мясо, фрукты давали. А сейчас уже две недели без сахара!
- А сотрудники с вами едят?
- Конечно! Это ни для кого не секрет!
Эти факты, равно как и унижения со стороны попечителей, прокурорская проверка не подтвердила. Не выявили прокуроры и случаев, когда бы сотрудники присваивали себе деньги постояльцев.
Кстати, во время предыдущей своей проверки в 2012 году прокуратура была более принципиальной: “В ходе проверки с рабочего стола специалиста проверяемого учреждения было изъято девять пенсионных удостоверений, 41 удостоверение личности, две пластиковые карты и денежные средства в размере почти 91 тысячи тенге. Согласно показаниям проживающих в центре лиц, все документы и денежные средства находились у работников центра, самостоятельно получать деньги им не позволяли. Фактически бездомные находились в неведении, сколько денег снимается и сколько тратится, при этом доверенность на право снятия денежных средств они не выписывали”.
Тогда уволили двух сотрудников “Казпочты” за то, что те выдавали пособия без присутствия получателя. А в центре все работники остались на своих местах.
Сейчас социальный работник центра Татьяна ФРОЛОВА, содержимое рабочего стола которой так возмутило прокуратуру четыре года назад, без стеснения заявляет: “Все документы хранятся у меня, конечно! И удостоверения, и пенсионные, и банковские карты. А вдруг они их потеряют?!”
- Это ужасно! - возмущается психолог Камила Шаханова. - Они не возвращают людей к нормальной жизни! Они, наоборот, их еще больше втаптывают в грязь. Они кроют их матом, забирают у них деньги, позволяют себе бить их!
Видя, как благополучно пережил центр прокурорскую проверку, Камила Шаханова написала жалобу в акимат Петропавловска. Как заявил нам аким города Марат ТАСМАГАНБЕТОВ (на снимке), в центре уже началась служебная проверка.
Сможет ли эта проверка в корне изменить отношение социальных работников к бездомным, которых так легко припугнуть ночевкой на трубах в морозные дни вместо теплой постели, сказать сложно. Но то, что еще какое-то время в центре вновь смогут пожить нормально, это точно.

Ульяна АШИМОВА, фото автора и с интернет-ресурсов, Петропавловск

Поделиться
Класснуть