Они идут на север
Северо-Казахстанский областной акимат объявил о том, что готов принять сто одну семью переселенцев из южных регионов страны. Чиновники называют эти области трудоизбыточ-ными. Северный Казахстан, наоборот, - трудодефицитным. Население здесь медленно, но верно уменьшается каждый год примерно на пять тысяч человек. А села просто исчезают с карты области одно за другим.
В прошлом году такая участь постигла четыре деревни. Людей, которые остались там почти отшельниками, чиновники уговорили переселиться в соседние села, где и жителей побольше, и транспорт ходит, есть медпункт и может быть даже школа.
Этот процесс постоянный. Каждый год какая-нибудь деревушка оказывается на грани - молодежь разъехалась, век стариков недолог. К примеру, в селе Сенном Аккайынского района сейчас живут всего пять человек.
А еще в регионе самое большое в стране количество малокомплектных школ - 81 процент. Дети едут учиться со всех соседних сел. Дома они бывают только в выходные.
Уезжают из североказахстанских деревень чаще, чем приезжают. И это действительно большая проблема. Приходится содержать полупустые школы, то есть затраты на одного ученика гораздо выше, чем в других областях. Снижено до минимума число автобусных рейсов между селами, невыгодно держать даже небольшой продуктовый магазин. А главное - работать в деревне некому.
Активно зазывать в область переселенцев придумали не вчера. Для оралманов, которые приезжали на историческую родину из других стран, даже выстроили с нуля село недалеко от Петропавловска. Название дали Байтерек. Возили туда президента и другие официальные делегации.
Но есть в Северо-Казахстанской области еще один Байтерек. Он совсем в другой стороне, севернее, у российской границы. Небольшое село, всего пятьсот человек. Там свою первую северную зиму сейчас проводят две южноказахстанские семьи - Айтпаевы и Ишантаевы. До миграционных проблем местной власти им дела нет. Но интересы акимата и двух обычных семей удивительно точно совпали.
- Летом слух пошел по аулу, что приезжали из Петропавловска и обещали работу, - рассказывает Бахытбек АЙТПАЕВ. - А мы уже полгода как в отпуске без содержания. Не думали долго, на свои деньги купили билеты и приехали сюда.
Односельчане Бахытбек Айтпаев и Бауыржан ИШАНТАЕВ на юге работали в строительной компании. Там же трудились и их старшие сыновья. Вахтовый метод, в месяц по 50-60 тысяч тенге можно было заработать. Да еще и богатый урожай болгарского перца продавали в Россию. На жизнь большим семьям хватало. Так что спасать показатели в Северо-Казахстанской области они не собирались. Но грянул кризис. Строительная компания работников отправила в отпуска. А перец пришлось отдавать почти за бесценок из-за дешевого рубля.
А в это время в Северо-Казахстанской области принимали ответную делегацию из Южно-Казахстанской. Показывали потенциальным переселенцам хозяйства, где они будут работать, дома, где будут жить, школы, где будут учиться их дети. Обещали подъемные - 50 МРП на главу семьи и по 35 МРП на каждого члена семьи. А некоторым даже продукты питания на первое время - молоко, мясо, муку.
В состав делегации Бахытбек с Бауыржаном не попали. Они уже вовсю трудились на уборке.
- Никто нас особо не звал, золотые горы нам здесь никто не обещал, - говорит Бауыржан, - главное - дали крышу над головой и работу. А про подъемные я вообще от вас в первый раз слышу.
Сейчас Бахытбек и Бауыржан работают почти без выходных. У хозяйства, куда они устроились, есть и земельные наделы, и ферма, то есть работа круглый год. На заработанные во время уборки деньги - это около 120 тысяч тенге - перевезли сюда семьи.
Работа нашлась и супругам: одна телятница на ферме, другая моет пол в Доме культуры. Старшие сыновья-механизаторы тоже при деле. Младших детей определили в школу, одна девочка учится в университете в Петропавловске.
Семьи по североказахстанским меркам большие. У Айтпаевых трое взрослых детей, у двоих уже свои семьи. У Ишантаевых - четверо. К полупустым улицам небольшого Байтерека до сих привыкнуть не могут.
- У нас около трех тысяч жителей в селе было. Как у вас в райцентре! Улицы у нас так не пустуют, конечно, - удивляется Бауыржан. - Зато здесь конкуренции нет, земли много. Буду сарай строить, огород разобью.
- Мы землю посмотрели, - уже по-хозяйски рассуждает Бахытбек. - Арбузы, конечно, не созреют, но отлично будут расти картошка, морковь, лук, чеснок, капуста. Столько земли заросло бурьяном, а это бывшие огороды! Весной обязательно посадим овощи и скотину заведем.
На эту землю из местных никто не претендует, своей хватает. Сейчас 54 села в области готовы принять переселенцев, там 110 свободных домов. Какие-то построены на средства сельских предпринимателей. А некоторые остались от прежних хозяев. Уезжая из сел, люди просто бросали свои дома - кто ж их купит!
Сейчас в районных акиматах кампанию по переселению среди местных жителей стараются особо не пиарить - боятся скачка цен на жилье. Сомнений в том, что южане не испугаются сурового климата и начнут сюда переселяться, уже почти не осталось.
- А мне даже нравится этот сухой мороз, - смеется Бахытбек. - У меня раньше нога болела, почки. А здесь все прошло!
- А печку топить дорого?
- Здесь я купил уголь по 8 тысяч тенге. У нас он 15 тысяч стоит. Я его немного больше сожгу, но денег даже меньше потрачу!
Средний сын Айтпаевых Сакен пока еще дома - в Южном Казахстане. В его семье ждут прибавления, летом родится второй ребенок. И уже вчетвером они приедут в Байтерек. В тот самый дом, где уже живут родители, брат и сестра с мужем. Другого пока не предлагают.
Приедут не за подъемными - о такой возможности они не знали до недавнего времени.
Приедут потому, что дома нет работы и перспектив. А на севере есть. Похоже, кризис окажется эффективнее многих государственных программ по переселению.
Ульяна АШИМОВА, фото автора, Северо-Казахстанская область