2776

Попали в переделку

В Уральске оператор программы модернизации ЖКХ намерен вернуть к ней доверие горожан за собственный счет

Оставив после себя халтуру под названием “капитальный ремонт многоквартирных домов” на деньги жильцов, строительные фирмы, что называется, умыли руки. Заваленная жалобами возмущенных уральцев компания “Орал Курылыс Жондеу Сервис”, оператор строительно-ремонтных работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, вынуждена выступить на стороне обманутых и выражает готовность судиться сразу с шестью стройфирмами.

В 2015 году по программе модернизации ЖКХ в Уральске отремонтировали всего восемь домов. Чиновники, отвечающие за ее реализацию, разводят руками: все признают, что начинание нужное, но жильцы не доверяют субподрядчикам, которые делают ремонт. Сарафанное радио работает гораздо эффективнее уговоров и агитаций официальных лиц на собраниях жителей многоэтажек.
- У нас 48 домов, и ни в одном из них жильцы не согласны делать капремонт по программе модернизации! - констатирует председатель самого большого в Уральске КСК “Коммунальник” Татьяна РОТОЧКОВА. - А все потому, что куча примеров, когда вроде все сделали и на бумаге все выглядит замечательно, а буквально через пару недель выясняется: здесь крыша потекла, там новую канализацию прорвало, а тут фасад обвалился. И ведь никому не дозвонишься, не допросишься, чтобы переделали!
Убедительный памятник безответственности и пофигизма строителей - дом, расположенный по адресу: Гагарина, 36/4. В 2011 году представители властей на нескольких собраниях убеждали его жителей в пользе программы модернизации, пока те все же согласились заключить договор. Правда, большинство жильцов, с кем нам удалось поговорить, сегодня утверждают, что ни на какую модернизацию они лично согласия не давали. Кто составил на судьбоносном собрании кворум в 51 процент, необходимый по закону о жилищных отношениях для принятия решения о ремонте, остается для них загадкой.
Работы начались в том же году. Модернизировать решили с размахом: требовались капитальный ремонт крыши, полная замена водопровода и системы канализации.
- Все металлические трубы поснимали, вместо них протянули пластиковые, - рассказывает жительница дома Наталья ЯНБОРИСОВА. - Батареи хорошие, чугунные куда-то вывезли, установили какие-то новые, чуть ли не алюминиевые, а они вообще не греют! А китайские краны?! Течь и ломаться они стали сразу, мы скинулись и уже в следующем месяце их сами поменяли. Про крышу вообще молчу - протекает при любом дожде.
После того как этот “чудо-ремонт” был закончен, Наталье, как и другим жильцам дома, сообщили: на протяжении многих лет они ежемесячно должны выкладывать за него энную сумму денег. Но платить никто не спешит.

- Ходили тут у нас с пустыми бланками, говорили, чтобы мы подписали, а потом они их заполнят, - продолжает Наталья. - Но я ничего подписывать не стала! Мои соседи, насколько мне известно, тоже. За 15 лет я должна выплатить 150 тысяч тенге. Да, 500 тенге в месяц - сумма небольшая. Но за что я должна платить?!
Несмотря на, казалось бы, очевидное вопиющее безобразие строителей, закон в этой ситуации неожиданно оказался на… их стороне. Как выяснилось, жильцам нужно было не сотрясать воздух на кухнях, возмущаясь качеством работ, а подавать на горе-ремонтников в суд. Но юридически подкованных в бывшем общежитии не оказалось, гарантийный срок субподрядчиков через два года закончился, и теперь жильцы обязаны погашать свои займы в полном объеме!
Еще один пример подозрительно “качественной” работы - строение по адресу: Щурихина, 40. По словам его жителей, фирма “Лунара-Строй” провела ремонт в их доме пару лет назад. Однако жильцы до сих пор отказываются подписывать акт приемки, потому что с каждым дождем вода находит все новые бреши в крыше.
- Сначала строители приезжали на наши вызовы, что-то там делали. То в одном месте залатают, то в другом. Но крыша продолжает течь, а они уже и на телефонные звонки не отвечают! - хором возмущаются люди.
В ТОО “Орал Курылыс Жондеу Сервис”, которое в Уральске является оператором программы модернизации ЖКХ, считают, что жильцы злополучного дома не принимают работы потому, что пытаются таким образом избежать выплат: дом не принят, а значит, никто никаких обязательств не несет.
- Они не одни, есть еще несколько адресов, где люди не принимают сделанную работу, - разводит руками руководитель ТОО “Орал Курылыс Жондеу Сервис” Нурлан АКАТОВ (на снимке). - Есть такие, которые докапываются до каждой мелочи!
В компании-операторе не отрицают, что сегодня все проблемы с модернизацией ЖКХ из-за того, что в первые годы реализации нужной и полезной госпрограммы ремонт домов доверили недобросовестным субподрядчикам, а то и вовсе случайным фирмам.
- Работаю здесь всего два года, поэтому о том, как так получилось в 2011-2012 годах, детально рассказать не могу, - оправдывается Нурлан Акатов. - Но ясно одно: в самом начале, когда проект был еще пилотным и не все еще было отлажено, первыми на рынке сориентировались, как это часто бывает, рвачи, фирмы-однодневки, кого-то из них жильцы сами приводили.
По словам директора “Орал Курылыс Жондеу Сервис”, свои обязанности по отношению к собственникам домов не выполнили как минимум шесть строительных организаций: ТОО “Лунара-Строй”, “Орал Сервис Строй”, “Ассаб”, “Сайдем С”, “Талап Курылыс” и компания “БТС-сервис”, получившие за свою работу в общей сложности 35 млн. тенге. Но сколько из этой суммы они реально освоили, сказать сегодня сложно.
Причем из этих фирм кое-как продолжают работать лишь три. С остальными - хуже: по словам Нурлана Акатова, “Орал Сервис Строй” объявлена банкротом, “Ассаб” готовится к этой процедуре, а фирму “БТС-сервис” вообще днем с огнем не найти. После того как ее руководитель получил 3,7 млн. тенге за ремонт мягкой кровли одной из уральских пятиэтажек, крыша практически сразу потекла, а компания словно растворилась в воздухе. Ни одного представителя “БТС-сервис” не могут найти ни “Орал Курылыс Жондеу Сервис”, ни судисполнители, у которых на руках решения Фемиды о необходимости устранять недоделки.
- Из-за того что первые дома отремонтировали некачественно, люди сейчас не верят нормальным компаниям, - сокрушается Нурлан Акатов. - Из-за этого мы тянемся в хвосте госпрограммы по модернизации ЖКХ, если смотреть на общую картину по республике. Сейчас ищем выход из сложившейся ситуации, чтобы вернуть доверие населения.
По словам директора “Орал Курылыс Жондеу Сервис”, в этом году специалисты его организации намерены самостоятельно устранить недоделки и брак во всех домах, где они были допущены, а средства, затраченные на эти работы, взыскать с проштрафившихся строителей через суд. Как это скажется на отношении уральцев к программе модернизации ЖКХ, покажет время. Ведь доверие, как говорится, за раз не купишь.

Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск

Поделиться
Класснуть