2585

Не извиним!

В Павлодаре вдруг выяснилось, что местная теплоснабжающая компания - ТОО “Павлодарские тепловые сети” - не имеет ни техники, необходимой для ликвидации аварий на тепловых сетях, ни достоверных схем этих самых сетей. Не знают тепловики, что и где у них под землей пролегает! И претензии подрядчику, проложившему в городе новые сети, они предъявить тоже не могут. А город между тем расположен на севере Казахстана, и зимние температуры здесь, бывает, опускаются до минус сорока и на полтора метра грунта.

Докладывая на расширенном заседании акимата области об авариях 9 января, когда в результате порыва на тепломагистрали в 29-градусный мороз без тепла двое суток сидели 7,5 тысячи жителей, и 11 января, когда еще двое суток мерзли тысяча жителей, детсад и поликлиника в соседнем районе, аким города Булат БАКАУОВ выглядел ошарашенным.
- Экскаватор ТОО “Тепловые сети” прибыл на место происшествия спустя 3,5 часа, затем, поработав 15 минут, вышел из строя, новую технику прислали еще спустя два часа, -
рассказывал мэр, проведя на ликвидации первой аварии две ночи. - У ТОО “Тепловые сети” отсутствуют гидромолот, необходимый для первоначального вскрытия промерзшего грунта, грунторезные машины и течеискатели для определения места порыва.
В результате авария произошла в два часа дня, а земляные работы начали фактически только в восемь вечера. Первую яму вырыли там, где вышла вода. Спецтехники, откачивающей воду, катастрофически не хватало, поэтому понять, откуда же бьет фонтан, никак не могли. Вспомнили, что на этом участке после его реконструкции в 2013 году как-то полетел стартовый компенсатор. Пришли к выводу, что сейчас причина снова в нем. Решили действовать по науке - поехали за исполнительной схемой теплосетей. Ездили за ней час. Привезли. Согласно схеме стали рыть вторую яму - в 12 метрах от первой. Стартового компенсатора в ней почему-то не оказалось. Напрягли память, вспомнили, что во время первой аварии компенсатор располагался в районе первой ямы. Вернулись в нее и действительно отыскали-таки там эту чертову муфту. Было 5 утра 10 января.
Всего, по подсчетам градоначальника, на устранение аварии ушло более 40 часов. А в 9 утра 11 января в городе произошла еще одна авария. На этот раз рвануло на внутри­квартальных сетях - делая переключения во время первой аварии, тепловики не соблюли гидравлический режим. Сообщать о ней местным властям в ТОО побоялись, тем более что устранять все равно было нечем: вся имеющаяся немногочисленная техника была еще задействована на ликвидации первого порыва.
- ТОО систематически не уведомляет местный исполнительный орган о повреждениях на теплосетях, - возмущался после двух бессонных ночей Булат Бакауов. - О второй аварии акимат города узнал в семь часов вечера от самих жителей, которые начали звонить на “горячую линию”.
На вопрос акима области Каната БОЗУМ­БАЕВА, как так получилось, генеральный директор АО “Павлодарэнерго (в структуру которого входит ТОО “Павлодарские тепловые сети”) Олег ПЕРФИЛОВ горестно вздохнул и ответил:
- Мне нечего сказать в свое оправдание, кроме как извиниться перед жителями города за причиненные неудобства и выразить благодарность всем, кто помог в ликвидации аварии. Ни у ТОО “Павлодарские тепловые сети”, ни у АО “Павлодарэнерго” своей техники нет, мы ее арендуем.
Далее между главой региона и гендиректором произошел следующий диалог.
- Мы ж на севере живем. Как у тепловых сетей может не быть техники? ЧС в любой момент может случиться. Почему есть техника у Горводоканала - компании, которая гораздо меньше вас и тарифы на ее услуги гораздо ниже? А если морозы опять 35-40, что будем делать? Берите технику в аренду, принимайте на работу квалифицированных специалистов, вы же частная компания. Как вы делаете переключения, что происходит авария в другом месте? Почему ни с кем не согласовываете? По крайней мере, можно не портить то, что построено до вас? В 2013 году данная сеть была вновь построена, срок с тех пор прошел совсем маленький. Но, насколько я знаю, на этой сети третья авария, правильно?
- Правильно.
- Вы взяли кредит, отремонтировали трубу, теперь возврат этих средств планируете включить в тариф. Почему вы принимаете некачественные работы? Кто у вас подрядчик?
- “САЭМ-Павлодар”.
- “САЭМ-Павлодар” - это аффилированная с вашей организацией компания. Так вот, вы зарабатываете на одной компании и тратите в другую компанию, где тоже зарабатываете. Тень на плетень наводить не нужно, списывая на заводской брак. За заводской брак несет ответственность подрядчик, который вам поставляет оборудование. А если подрядчик “свой человек”, конечно, никогда порядка не будет. Никто вас извинять не собирается. Мы вам помогаем, идем навстречу. Тарифы повышаем. И что в итоге? Я попрошу прокуратуру области разобраться по факту аварии и принять меры прокурорского реагирования для привлечения к ответственности ответственных лиц.
Осталось только открыть сайты АО “Павлодарэнерго” и АО “Трест “Средазэнергомонтаж”, чьим структурным подразделением является “САЭМ-Павлодар”, чтобы стало понятным, как именно связаны между собой тепловики и подрядная организация, устанавливающая на павлодарских трубах некачественные стартовые компенсаторы. Цитирую. Председатель совета директоров АО “Павлодарэнерго” АМИРХАНОВ Еркын Адамиянович. Председатель совета директоров (независимый директор) АО “Трест Средазэнергомонтаж” АМИРХАНОВ Еркын Адамиянович. И вот теперь очень интересно, может ли председатель совета директоров одной компании, являющейся заказчиком, строго спросить за качество работ с председателя совета директоров другой компании, являющейся подрядчиком? И какие меры прокурорского реагирования примет прокуратура области?

Ольга ВОРОНЬКО, фото Романа ЕГОРОВА, Павлодар

Поделиться
Класснуть