4912

О лжеконтролерах в алматинских автобусах и стоимости карточки “Онай!” после Нового года

Журналистам показали, как в идеале должны работать сотрудники контрольно-ревизионной службы, которые ловят “зайцев” в общественном транспорте южной столицы. У наших читателей есть шанс сравнить образец с реальностью.

Как и водится на таких мероприятиях, все было чинно-благородно. Вот в зале сидят претенденты в ряды контролеров и ловят каждое слово выступающих сотрудников ДВД, которые объясняют, как действовать в случае выявления безбилетника. Перемещаемся в аудиторию, где проходит тестирование соискателей на место общетранспортных ревизоров. Только каждый четвертый претендент проходит через сито отбора: тесты на доброжелательность, ответственность, коммуникабельность, специальное интервью. Кстати, в среднем обучение длится две недели: за это время соискателю успевают рассказать о том, как вести себя с пассажирами, что делать в нестандартных ситуациях (вдруг в автобусе окажется карманник!), научить пользоваться терминалами для проверки оплаты проезда.
Участники действа организованы и предельно вежливы.
- Видите, культура общения начинается еще здесь! - одобрительно замечает начальник конт­рольно-ревизионной службы ТОО “Транспортный холдинг Алматы” Болат ЖУМАГАЛИЕВ (на снимке), вместе со всеми наблюдающий за происходящим. - Контролеры должны перенести ее и в общественный транспорт и так же разговаривать с людьми.
Должны, но делают ли это, судить вам, уважаемый читатель и пассажир. Потому что сам господин Жумагалиев в тот день был настроен весьма оптимистично. Когда я у него спросила: “Какие проблемы сейчас есть в подконтрольной ему службе?” - он, широко улыбаясь, ответил:
- Никаких!
Впрочем, позже выяснилось, что они все-таки есть. Например, оказалось, что в общественном транс­порте орудуют лжеконтролеры. Сколько их именно, никто сказать не может. В полицию за последние несколько месяцев доставили трех таких дельцов. А у настоящих контролеров бывают конфликты с пассажирами, да и подобрать достойных сотрудников не так просто.
Сейчас в контрольно-ревизионной службе 377 человек, а после 11 января, когда система электронного билетирования заработает на все сто, их будет больше 500. И пассажирам хочешь-не хочешь, но придется терпеть то, что их будут проверять по нескольку раз за поездку. Как уверяют полицейские, с нового года ловить безбилетников станет проще. Пока же далеко не всегда можно доказать, что человек осознанно не хотел оплачивать проезд. Пассажир может оправдаться: я хотел, но не успел; у меня была слишком крупная купюра, а водитель автобуса (троллейбуса) не смог ее разменять и т. д. Таких приходится отпускать. Совсем скоро эти номера не пройдут. Нет карточки - значит, был умысел не платить!
- С 11 января вы будете жестко штрафовать всех тех, у кого не окажется электронного билета? Не дадите людям возможности окончательно привыкнуть к нововведениям?
- Нет, штрафовать сразу мы не будем, контролеры и сейчас этого не делают. Наша основная цель - разъяснительная работа, - заверил нас Болат Жумагалиев. - Наши сотрудники не только проверяют оплату проезда, они распространяют карточки “Оңай!”. Если контролер видит, что у человека нет билета, он предлагает ему купить элект­ронный. Люди на это соглашаются. Примерно еще месяц после полноценного внедрения системы “Оңай!” мы будет проводить такую работу и только потом начнем штрафовать.
Много ли “зайцев” в Алматы? Контролеры говорят, что народ у нас дисциплинированный. Это подтверждают и цифры: с 1 июня, когда вступила в силу статья, предусмат­ривающая наказание за безбилетный проезд, оштрафовано 547 пассажиров на общую сумму более полутора миллиона тенге. Добавлю лишь то, что с 1 января из-за повышения размеров МРП возрастет и штраф за безбилетный проезд: он будет равняться 4242 тенге против нынешних 3964 тенге.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Возьмите на заметку!

Пять вопросов про контролёров

- В какой момент пассажир обязан оплатить проезд посредством электронного терминала по карточке?
Как только он вошел в автобус или троллейбус. Это прописано в Законе “О транспорте”.
Как доказать, что ты платил?
Терминал не выдает никаких подтверждающих документов, подобных билетам. В холдинге уверяют: если человек заплатил (на экране терминала автобуса должна появиться зеленая галочка и надпись “Успешно”), то это обязательно покажет терминал контролера. Последние, зайдя в автобус или троллейбус, обязаны приложить свою электронную карту к терминалу в салоне и только после этого проверять пассажиров. Если этого не происходит, значит, перед вами - лжеконтролер или... настоящий сотрудник, который нарушает должностную инструкцию.
- Должен ли пойманный безбилетник выйти из общественного транспорта?
Пассажир, не оплативший проезд, не имеет права продолжать путь. Поэтому он должен выйти из автобуса или троллейбуса в сопровождении контролеров. Отказывается? В таком случае водитель не нажмет на газ до тех пор, пока не приедет наряд полиции. Внимание! Сами контролеры не вправе штрафовать нарушителя - только стражи порядка.
- Сколько будет стоить элект­ронный билет в новом году?
Некоторые контролеры настоятельно рекомендуют покупать карточки “Оңай!” сейчас, уверяя, что с 1 января они якобы будут стоить не 400 тенге, а 1200. В холдинге нас заверили: это дезинформация - стоимость билетов останется прежней.
- Как должен выглядеть конт­ролер?
Специальный жилет с бейджем, электронный терминал, карточка “Оңай!” с чеками. По первому требованию контролер обязан предъявить свой наряд (т. е. документ, подтверждающий, что сотрудник службы действительно находится на рабочем месте). Если вас что-то не устроило в работе ревизора, сфотографируйте его бейдж и позвоните в call-центр “Транспортного холдинга Алматы” или оставьте жалобу на его сайте.

А тем временем

Теперь в метрополитене Алматы помимо традиционной оплаты проезда жетонами и единой транс­портной картой “Оңай!” можно будет расплатиться с помощью банковской карты, смартфона и даже наручных часов, оснащенных бесконтактными технологиями международной платежной системы. Об этом вчера на брифинге сообщил директор ГКП “Метрополитен” Айдын ОРАЗХАНОВ.
Новая система призвана и уменьшить очереди в кассах, и облегчить проезд туристам, для которых казахстанское метро - особая достопримечательность.
- Этот вид платежа используется в четырех крупных метрополитенах мира, наш стал пятым, - отметил Оразханов.
Вчера на всех девяти станциях метро установили в общей сложности 13 бесконтактных ридеров. Чтобы оплатить проезд, цена которого остается неизменной, достаточно одного касания бесконтактной карты к ридеру. При этом сумма будет сниматься только за проезд, без каких-либо комиссий.
На сегодняшний день бесконтактной системой оплаты проезда в метро Алматы пользуются 1-2 процента пассажиров, но в дальнейшем их количество будет только увеличиваться, надеются инициаторы данной системы. При этом ни в этом, ни в следующем году не предусматривается сокращение штата работников метро.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть