С вещанием - на выход?
С нового года казахстанцы сполна ощутят все прелести новой жизни. Дело в том, что наряду с ожидаемыми потоком публичной информации о работе госорганов, кипучей деятельностью общественных советов и местной полиции, ловко нейтрализующей хулиганствующие личности неприятной наружности, мы вместе с тем можем лишиться возможности смотреть любимые телепередачи, фильмы и сериалы в кабельных телесетях.
Для начала поясним: с 1 января 2016 года в нашей стране вступают в силу поправки в законодательство по вопросам информатизации и телерадиовещания, запрещающие показ любой рекламы на зарубежных телеканалах. То есть кабельные операторы вынуждены будут вырезать этот чужеродный пиар, заменяя его на казахстанский, или - при невозможности такой манипуляции - телезрители будут пялиться в пустой экран, пока не закончится иностранная реклама. Это в лучшем случае. А в худшем - кабельные операторы просто-напросто свернут свою деятельность.
Вышеуказанные поправки, утверждают участники телерынка, парламент принял незаметно от медийной общественности, и сейчас между казахстанскими телекомпаниями и операторами, ретранслирующими иностранные каналы, развернулась информационная война за мнение неравнодушного телезрителя. Отечественные телеканалы такому нововведению, конечно же, рады: их аудитория, уверены они, возрастет, а значит, и увеличится их рекламный рынок. Операторы же иновещания пугают обывателя тотальным отключением полюбившихся передач и сериалов.
Но действительно ли такое невозможное для сотен тысяч отечественных телезрителей возможно? Попробуем разобраться.
По мнению руководителя Республиканской ассоциации операторов телерадиовещания Саята НУРАХМЕТОВА (на снимке), исполнить обновленный профильный закон без ущерба интересов любителей кабельного ТВ практически невозможно. Во-первых, объясняет он, оборудование для вырезки иностранной рекламы и врезки казахстанской стоит больших денег: минимум 1 миллион 100 тысяч тенге на один канал. При этом даже мелкие кабельные операторы обычно ретранслируют от 40 до 80 иностранных каналов. А поскольку процесс вырезки не полностью автоматизирован, компания-оператор вынуждена будет взять на работу спецов, которые станут следить за этим процессом. Между тем некоторые телекомпании транслируют свой сигнал без специальных меток, по которым техустройство распознает рекламу - чтобы ретрансляторы не могли врезать свой контент. В таких случаях вся надежда исключительно на внимательность сотрудников ретранслирующих компаний, которые должны будут, безотрывно глядя в монитор, своевременно выключать сигнал. Но готовы ли операторы кабельных сетей раздувать собственные штаты? Ответ для нашего эксперта очевиден: вряд ли.
Еще сложнее с так называемой “хитрой” рекламой, продолжает он. Ее невозможно вырезать никакими “ножницами”, так как она транслируется в виде графического оформления эфира или бегущей строки. Технических способов для распознавания и предупреждения такой рекламы не существует в природе. Понятное дело, что в этой ситуации вероятность что-то пропустить, нарвавшись на санкции со стороны контролирующих органов, очень высока.
Ну и - добавим мы от себя уже в-третьих - полное фиаско охотников за негодным пиаром ждет в том случае, когда реклама “кроется в деталях” - присутствует в телепередачах или фильмах в виде ненавязчивых на первый взгляд атрибутов второго плана: фирменной посуды, одежды, бытовой и оргтехники, марок автомобилей - да мало ли чего! Те же футбольные стадионы и хоккейные коробки пестрят баннерами всевозможной рекламы.
Договор с иновещателями о том, чтобы те гнали в Казахстан очищенный от рекламы сигнал, продолжает Саят Нурахметов, может только присниться - им это попросту невыгодно. Предварительно же записывать сигнал, очищать его и потом выдавать в эфир тоже вряд ли получится: большинство операторов кабельных телесетей в Казахстане имеет право только на прямую ретрансляцию - без записи, хранения архивов, перестановки передач и фильмов местами и т. д.
- Сейчас говорят, что казахстанский телезритель от этой нормы только выиграет. Но это далеко не так, - резюмирует сказанное наш собеседник. - Ведь зритель-то разный! Да, наверняка есть те, кто любит или вынужден в силу обстоятельств смотреть исключительно отечественное телевидение. Но много и тех, особенно в крупных городах, кто привык к кабельному ТВ. А вырезая рекламу на иностранных каналах, мы не решаем вопрос беспрерывного эфира. Зрителя ведь раздражает не столько сама реклама, сколько то, что фильм или передача прерывается. Кроме того, все понимают, что рекламный рынок в нашей стране значительно уступает тому же российскому, а это значит, что заменить в полной мере иностранную рекламу отечественной не представляется возможным, и потому телезрители, предпочитающие иностранные телеканалы, во время рекламы будут довольствоваться заставочным текстом: мол, так и так, реклама запрещена, который вскоре просто надоест.
В свою очередь председатель ассоциации кабельных операторов “Азия” Антон ШИН (на снимке) допускает, что в новых условиях крупные иностранные вещатели вообще перестанут транслировать свои каналы в Казахстан:
- Пока они свое мнение по этому поводу еще не выражали, но мы предполагаем, что нововведения у большинства программодателей вызовут отрицательные эмоции. Вот недавно у нас были представители Discovery (это группа каналов Discovery и Eurosport), и они уже задумываются над экономическим смыслом пребывания на нашем рынке. У них были определенные доходы с него, а теперь это все грозит обернуться затратами. Российские компании вроде ВГТРК и “Первого канала” пока молчат. С учетом опыта прошлых лет реакцию с их стороны мы узнаем, скорее всего, ближе к январю, потому что все переговоры на следующий год обычно начинались с середины декабря.
А что думают об отечественном ТВ и новых правилах казахстанские телезрители, в том числе приверженные многовекторной политике в телеэфире?
- Наши ток-шоу, передачи и сериалы не востребованы по сравнению с иностранными, - выразил общее мнение опрошенных нами соотечественников алматинец Денис НАТОЧИЕВ (на снимке). - Я перестал смотреть наши телеканалы, потому что большинство передач и ток-шоу просто слизано с российских, причем у них темы интереснее. Что касается выпусков новостей, то наши - это сплошное самолюбование их ведущих. Почему ввели эти поправки? Я считаю, что дело вовсе не в сериалах. Нам, как независимому государству, сложно вести свою информационную политику в соседстве с таким крупным государством, как Россия, поскольку мы с ней находимся в едином языковом пространстве. Вот для того чтобы оградить нас, казахстанских телезрителей, от влияния иностранной пропаганды, и обновили законодательство о телерадиовещании.
- Если отключат иностранные каналы, что вы будете делать?
- У меня в сарае завалялась спутниковая тарелка - придется ее доставать. Хотя, по идее, можно и тарелку глушить... Все эти запреты ни к чему не приведут. Я думаю, что нам будет мало местного контента и народ просто будет искать другие способы, которые позволят получать иностранный телесигнал. Полагаю, на рынке очень быстро появятся какие-нибудь устройства... А вся поддержка отечественного телевидения должна быть нацелена на повышение его конкурентоспособности. Когда наши каналы перестанут тупо транслировать чужие сериалы, а будут снимать свои, хорошего качества. Когда передачи и ток-шоу будут оригинальные. Тогда проблема исчезнет сама собой. В противном случае зритель - я уж точно! - уйдет в Интернет.
Мадина АИМБЕТОВА, фото предоставлены собеседниками “Времени”, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы
Вместо P. S. Мы попытались взять комментарии у официальных лиц конкретных операторов кабельных сетей и казахстанских телекомпаний. Первые пока предпочитают держать паузу. Некоторые откровенно признались, что не знают, как будут исполнять нормы закона о запрете иностранной рекламы, но с определенной долей вероятности считают, что следует готовиться к исчезновению десятков каналов в сетке кабельного телевещания. Отечественные же телеканалы пребывают в эйфории. В телефонных переговорах с пресс-службой одного из них на том конце провода нам поставили условия: мы должны опубликовать в полном объеме (!) не только их мнение, но и всех других (!) казахстанских телекомпаний. Ну что тут скажешь? Детский сад отдыхает...