Сайга на грани вымирания
В понедельник обсуждение в Астане причин массовой гибели сайгаков на северо-западе страны весной этого года переросло в жаркие споры ученых. Причем с обвинениями в неправильном использовании государственных средств.
Вице-министр сельского хозяйства Ерлан НЫСАНБАЕВ в очередной раз спросил ученых, почему этой весной страна потеряла более 150 тысяч голов сайги.
- Все специалисты пришли к мнению, что причиной явился возбудитель пастереллеза. Однако до сих пор не установлено, что способствовало этому, - предъявил он претензии специалистам.
В ответ прозвучала пара скучных докладов о работе научных экспедиций, которые исследовали проблему на огромной территории обитания степной антилопы. Журналисты, ожидавшие интересных новостей, начали было скучать, но тут слово взял эксперт Адилкасим ЖАКИПБАЕВ. По его словам, пастереллезом здесь и не пахнет.
- В 2015 году наблюдались такие симптомы, как паралич передних конечностей, - произнес он. - А это явление бывает при клещевом энцефалите.
Эксперт утверждает, что на сайгаках паразитирует смертоносный клещ - разносчик около 40 неизученных вирусов.
При этом ученый напомнил участникам заседания, что давно предупреждал и Минсельхоз, и Минобрнауки, что причина гибели сайги не пастереллез. Тут всплыли и вопросы государственного финансирования.
- Вы выиграли тендер на 332 миллиона, освоили эти деньги, в 2012-2014 годах провели эту работу. Дали отчет на 800 страниц. Сделали вакцину и сказали: будем вакцинировать. Я спрашиваю: как? - “Пучки сена обмакиваем в вакцину, вывешиваем в степи, сайгак поедает”. Это же смешно! Сайгак, увидев людей или машину за километр, уносится в степь. Догоняй 80 километров в час - это нереально. Теперь вы опять просите деньги - еще по 500 миллионов на три года, полтора миллиарда - чтобы продолжить эту работу. Бесполезную абсолютно! А здесь надо работать с клещами, - бросил Жакипбаев в лицо генеральному директору НИИ проблем биологической безопасности МОН Аблаю САНСЫЗБАЮ.
Сансызбай уже было открыл рот, чтобы ответить, но его опередил Ерлан Нысанбаев.
- У меня складывается впечатление, что вы между заседаниями не встречаетесь, - недовольно заметил он. - Я что - должен каждый раз вас лбами сталкивать, что ли?
- Это было заключение всего научного коллектива, - Аблай Сансызбай настаивал на версии падежа сайги от пастереллеза.
- Не согласен! - парировал Жакипбаев.
- Какие шаги мы должны предпринять, чтобы предотвратить новые падежи? - пытался направить разговор в деловое русло вице-министр, напомнив, что с 2003 года выделяются средства для ее охраны.
Тогда начали с 14 миллионов в год, а сегодня на эти цели тратят уже более 700 миллионов в год. Причем только бетпакдалинскую популяцию охраняют почти 100 человек. Аблай Сансызбай сообщил, что исследования будут продолжены:
- Финансирование определено: на 2016 год 360 миллионов для 18 исполнительных организаций. В том числе Жакипбаеву. Институты Минсельхоза, экологические институты Министерства энергетики, метрологи участвуют, Евразийский университет - все вопросы охватили.
- Абеке, в первую очередь вам нужно было отчитаться за 332 миллиона, - опять встрял Адилкасим Жакипбаев.
- Я отчитаюсь - это не ваша проблема. Финансовые органы проверяли уже! - занервничал Аблай Сансызбай.
Их спор прервал Нысанбаев, заявив, что 2016 год станет решающим для изучения вопроса. Но исследования будет вести главным образом МОН, а не Минсельхоз.
Под занавес заседания замдиректора Казахстанской ассоциации сохранения биологического разнообразия Сергей СКЛЯРЕНКО рассказал, что сайгаков в этом году погибло на самом деле больше 150 тысяч. По его словам, исследования показали, что в бетпакдалинской популяции, которая насчитывала 240 тысяч особей, сейчас лишь 31 тысяча голов, вторую крупную популяцию - уральскую в Западном Казахстане - болезнь обошла стороной, там около 50 тысяч особей. Такое поголовье сайгаков было в 2006 году, когда только начинали принимать меры по ее спасению! По мнению ученого, лишь весной можно будет точно подсчитать поголовье сайги в стране. После того как степная антилопа перенесет зиму.
Талгат КИРБЕТОВ, Астана