Депутат на колЁсах
Депутат мажилиса Мейрам БЕГЕНТАЕВ уже несколько недель с женой и детьми колесит в автодоме по просторам Казахстана в отличие от некоторых коллег, отдыхающих на заграничных курортах.
- Кто-то едет в отпуск за рубеж, кто-то остается здесь. Я не считаю себя в этом плане белой вороной, - признался нам Мейрам Бегентаев. - А отдохнуть в Казахстане я решил, потому что в нашей стране много мест, где я не был. Ну и, конечно, из-за детей. Они многого не видели. У нас огромная страна с большим потенциалом для развития туризма и богатой историей. Мне это интересно. Иногда люди советуют народным избранникам: проехался бы у нас или пожил бы в селе. Я, между прочим, сам вырос в селе и хорошо знаю сельский быт. У нас, сельской молодежи, с детства были свои обязанности: ухаживать за скотиной, кормить, поить, убирать, заготавливать сено и т. д. А еще огород, птица... И это помимо школьных, общественных обязанностей. Только потом мы могли поиграть в футбол или другие игры. Поэтому простую сельскую жизнь я хорошо знаю. Меня не удивляет, когда после дождя развезет дорогу и проехать может только гусеничный трактор, а иногда даже трактор не проедет. Или когда заметет снегом.
- Вы планировали маршрут заранее?
- Нет. В прошлом году мы выезжали аналогичным способом, планировали маршрут. Но мой сын, когда был в скаутском лагере, заболел, и планы сорвались. Поэтому я решил в этом году планировать не точный маршрут, а примерный. То есть прикидывать, куда поедем, а решать по ходу.
- Где вы уже побывали?
- Мы проехали Акмолинскую, Павлодарскую, Алматинскую, Карагандинскую области. Интересных мест у нас много, и осматривать их набегом не очень интересно и продуктивно. Недавно я подвозил россиян, которые путешествуют по Казахстану автостопом, и они сказали: когда приезжаешь на один-два дня, не успеваешь почувствовать местный дух, природу - нужно более продолжительное время. Вообще, впечатлений много и, мне кажется, будет еще больше. И я буду об этом писать в соцсетях. Например, я впервые побывал в Тургеньском ущелье и получил колоссальное удовольствие: когда каждый вечер можно (конечно, в местах, где это разрешено) развести костер, посидеть у журчащей реки, посмотреть на звезды. Это и мне очень приятно, и, главное, детям. Все-таки в течение долгого времени жить в помещении площадью восемь квадратных метров (именно столько вмещает автодом) довольно сложно. Это со стороны кажется: красивая машина и все комфортно. А на самом деле в ней же нужно есть, спать, принимать душ, готовить. Да еще ежедневные переезды. Но такой образ жизни дисциплинирует: обязательно нужно все разложить по местам, помыть, починить.
- Вы удовлетворены качеством казахстанских дорог?
- Пусть это прозвучит пафосно, но я в предвкушении реализации программы “Нурлы жол”. Сейчас везде идет строительство. Мы занимаем девятое место в мире по территории, и одновременно строить эти лучи от Астаны и связывать крупные города и областные центры - это колоссальная работа. И я вижу, как это происходит. Мне сейчас много пишут, и по настоянию подписчиков я заезжаю в некоторые места. Конечно, в сельской местности дороги хуже, особенно на севере, где разница температур больше. В южной части, например возле Алматы, мне очень понравились дороги. Но там интенсивное движение. И вообще на наших дорогах очень большое количество транспорта. А это говорит о том, что экономика работает.
- Вы ездите по стране, встречаетесь с людьми, смотрите, как они живут. Какие-то направления для дальнейшей работы уже выявили?
- Если говорить о развитии внутреннего туризма, то нам нужна качественная инфраструктура, например автозаправки. Малый и средний бизнес надо стимулировать, чтобы были качественные туалеты, чтобы автокемперы могли набрать техническую воду и т. д. Сейчас многие заправки уже предлагают различные услуги помимо топлива, например, там можно выпить кофе. Теперь нужно развивать конкуренцию, чтобы этот кофе был недорогим. Еще нужно, чтобы везде была качественная мобильная связь. Для кемперов нужны места, чтобы там можно было нормально отдохнуть. И уже есть примеры - я видел автокемпинги в Акмолинской области, на Балхаше. То есть надо эту сферу развивать, но с наименьшим бюджетным финансированием, то есть стимулировать бизнес.
Нужно решать и проблемы с водой. Я был в поселке Бельбулак Талгарского района Алматинской области. Это совсем рядом с Алматы, но там одна колонка на поселок с населением почти 10 тысяч человек. Я в очереди больше двух часов простоял. Бывает, люди по четыре часа стоят. Вроде воду начали подключать, но из-за селя, говорят, вода мутная и нельзя ею пользоваться. Хотя сель был недавно, а воду отключили уже давно. Мы специально с жителями съездили, посмотрели, откуда вода берется - никакая она не мутная, чистейшая вода! Я все время делаю записи. По возвращении домой их проанализирую, сделаю выводы, и будем работать.
- Какие рекомендации вы можете дать нашим читателям, которые хотели бы повторить ваш опыт и отправиться в самостоятельное путешествие по Казахстану?
- Прежде всего надо определить дальность путешествия, рассчитать расходы на топливо. И, главное, не полагаться на кого-то - только на себя. Я давно выезжаю на природу и знаю, что нужно моей семье: теплые вещи, купальные принадлежности, аптечка на каждого члена семьи, посуда. Мы стараемся минимизировать использование одноразовой посуды, но когда принимаем гостей, нарушаем это правило. Мы ведь казахстанцы, и когда кто-то приходит в твой дом, пусть он и на колесах, обязательно надо чай предложить. Поэтому запас одноразовой посуды все-таки есть. Ну и нужно умеренное количество консервов и другой подобной пищи. Лично мне было важно, чтобы решения принимались консолидированно, чтобы маленькие дети тоже участвовали. Был, конечно, случай, когда наши желания не совпали: находясь проездом в Алматы, дети попросились в аквапарк. Я говорю: на природе же лучше. Но для них был важнее аквапарк.
- Как вы ориентируетесь на местности?
- Представляете, из Алматы я два часа выезжал - заблудился. В итоге пришлось спрашивать. А так ориентируемся по указателям, так как примерное направление знаем. Я не первый год по этим трассам езжу, да и супруга хорошо ориентируется. Но вот была бы электронная карта, где отмечены кемпинги, вообще отлично было бы.
- А что скажете по поводу безопасности? Не было ли попыток, например, вас ограбить?
- Нет, в этом плане все нормально. Я старался не останавливаться там, где видел большое количество отдыхающих подшофе. С трассы на ночлег съезжал. Да и что у нас брать? Разве что машину. У меня иногда спрашивают, сколько стоит автодом. Скажу: от 10 до 150 тысяч долларов в зависимости от размера и комплектации. У меня машина не новая, но в хорошем состоянии. Но ничего такого ни разу не было. У нас очень доброжелательные люди. Не все, конечно, но большинство.
Мадина АИМБЕТОВА, Алматы