6024

Депутат на колЁсах

Депутат мажилиса Мейрам БЕГЕНТАЕВ уже несколько недель с женой и детьми колесит в автодоме по просторам Казахстана в отличие от некоторых коллег, отдыхающих на заграничных курортах.

- Кто-то едет в отпуск за рубеж, кто-то остается здесь. Я не считаю себя в этом плане белой вороной, - признался нам Мейрам Бегентаев. - А отдохнуть в Казахстане я решил, потому что в нашей стране много мест, где я не был. Ну и, конечно, из-за детей. Они многого не видели. У нас огромная страна с большим потенциалом для развития туризма и богатой историей. Мне это интересно. Иногда люди советуют народным избранникам: проехался бы у нас или пожил бы в селе. Я, между прочим, сам вырос в селе и хорошо знаю сельский быт. У нас, сельской молодежи, с детства были свои обязанности: ухаживать за скотиной, кормить, поить, убирать, заготавливать сено и т. д. А еще огород, птица... И это помимо школьных, общественных обязанностей. Только потом мы могли поиграть в футбол или другие игры. Поэтому простую сельскую жизнь я хорошо знаю. Меня не удивляет, когда после дождя развезет дорогу и проехать может только гусеничный трактор, а иногда даже трактор не проедет. Или когда заметет снегом.
- Вы планировали маршрут заранее?
- Нет. В прошлом году мы выезжали аналогичным способом, планировали маршрут. Но мой сын, когда был в скаутском лагере, заболел, и планы сорвались. Поэтому я решил в этом году планировать не точный маршрут, а примерный. То есть прикидывать, куда поедем, а решать по ходу.
- Где вы уже побывали?

- Мы проехали Акмолинскую, Павлодарскую, Алматинскую, Карагандинскую области. Интересных мест у нас много, и осматривать их набегом не очень интересно и продуктивно. Недавно я подвозил россиян, которые путешествуют по Казахстану автостопом, и они сказали: когда приезжаешь на один-два дня, не успеваешь почувствовать местный дух, природу - нужно более продолжительное время. Вообще, впечатлений много и, мне кажется, будет еще больше. И я буду об этом писать в соцсетях. Например, я впервые побывал в Тургеньском ущелье и получил колоссальное удовольствие: когда каждый вечер можно (конечно, в местах, где это разрешено) развести костер, посидеть у журчащей реки, посмотреть на звезды. Это и мне очень приятно, и, главное, детям. Все-таки в течение долгого времени жить в помещении площадью восемь квадратных метров (именно столько вмещает автодом) довольно сложно. Это со стороны кажется: красивая машина и все комфортно. А на самом деле в ней же нужно есть, спать, принимать душ, готовить. Да еще еже­дневные переезды. Но такой образ жизни дисциплинирует: обязательно нужно все разложить по местам, помыть, починить.
- Вы удовлетворены качеством казахстанских дорог?
- Пусть это прозвучит пафосно, но я в предвкушении реализации программы “Нурлы жол”. Сейчас везде идет строительство. Мы занимаем девятое место в мире по территории, и одновременно строить эти лучи от Астаны и связывать крупные города и областные центры - это колоссальная работа. И я вижу, как это происходит. Мне сейчас много пишут, и по настоянию подписчиков я заезжаю в некоторые места. Конечно, в сельской местности дороги хуже, особенно на севере, где разница температур больше. В южной части, например возле Алматы, мне очень понравились дороги. Но там интенсивное движение. И вообще на наших дорогах очень большое количество транспорта. А это говорит о том, что экономика работает.
- Вы ездите по стране, встречаетесь с людьми, смотрите, как они живут. Какие-то направления для дальнейшей работы уже выявили?
- Если говорить о развитии внутреннего туризма, то нам нужна качественная инфраструктура, например автозаправки. Малый и средний бизнес надо стимулировать, чтобы были качественные туалеты, чтобы автокемперы могли набрать техническую воду и т. д. Сейчас многие заправки уже предлагают различные услуги помимо топлива, например, там можно выпить кофе. Теперь нужно развивать конкуренцию, чтобы этот кофе был недорогим. Еще нужно, чтобы вез­де была качественная мобильная связь. Для кемперов нужны места, чтобы там можно было нормально отдохнуть. И уже есть примеры - я видел автокемпинги в Акмолинской области, на Балхаше. То есть надо эту сферу развивать, но с наименьшим бюджетным финансированием, то есть стимулировать бизнес.
Нужно решать и проблемы с водой. Я был в поселке Бельбулак Талгарского района Алматинской области. Это совсем рядом с Алматы, но там одна колонка на поселок с населением почти 10 тысяч человек. Я в очереди больше двух часов простоял. Бывает, люди по четыре часа стоят. Вроде воду начали подключать, но из-за селя, говорят, вода мутная и нельзя ею пользоваться. Хотя сель был недавно, а воду отключили уже давно. Мы специально с жителями съездили, посмотрели, откуда вода берется - никакая она не мутная, чистейшая вода! Я все время делаю записи. По возвращении домой их проанализирую, сделаю выводы, и будем работать.
- Какие рекомендации вы можете дать нашим читателям, которые хотели бы повторить ваш опыт и отправиться в самостоятельное путешествие по Казахстану?
- Прежде всего надо определить дальность путешествия, рассчитать расходы на топливо. И, главное, не полагаться на кого-то - только на себя. Я давно выезжаю на природу и знаю, что нужно моей семье: теплые вещи, купальные принадлежности, аптечка на каждого члена семьи, посуда. Мы стараемся минимизировать использование одноразовой посуды, но когда принимаем гостей, нарушаем это правило. Мы ведь казахстанцы, и когда кто-то приходит в твой дом, пусть он и на колесах, обязательно надо чай предложить. Поэтому запас одноразовой посуды все-таки есть. Ну и нужно умеренное количество консервов и другой подобной пищи. Лично мне было важно, чтобы решения принимались консолидированно, чтобы маленькие дети тоже участвовали. Был, конечно, случай, когда наши желания не совпали: находясь проездом в Алматы, дети попросились в аквапарк. Я говорю: на природе же лучше. Но для них был важнее аквапарк.
- Как вы ориентируетесь на местности?
- Представляете, из Алматы я два часа выезжал - заблудился. В итоге пришлось спрашивать. А так ориентируемся по указателям, так как примерное направление знаем. Я не первый год по этим трассам езжу, да и супруга хорошо ориентируется. Но вот была бы электронная карта, где отмечены кемпинги, вообще отлично было бы.
- А что скажете по поводу безо­пасности? Не было ли попыток, например, вас ограбить?
- Нет, в этом плане все нормально. Я старался не останавливаться там, где видел большое количество отдыхающих подшофе. С трассы на ночлег съезжал. Да и что у нас брать? Разве что машину. У меня иногда спрашивают, сколько стоит автодом. Скажу: от 10 до 150 тысяч долларов в зависимости от размера и комплектации. У меня машина не новая, но в хорошем состоянии. Но ничего такого ни разу не было. У нас очень доброжелательные люди. Не все, конечно, но большинство.

Мадина АИМБЕТОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть