4251

Хочешь мира - помни о войне

Задолго до Дня Победы в нашу редакцию стали приходить особые письма - по почте, по Интернету и просто из рук в руки: самые разные люди хотели рассказать о своих родных - участниках Великой Отечественной. 70 лет прошло после войны. Уходят те, кто воевал. Но мы их помним. Бережем истлевшие письма и пожелтевшие фотокарточки. И с каждым годом начинаем все больше ценить их общий подвиг и свою мирную жизнь. 

Мой прадед - Герой 

Я хочу рассказать о своем прадедушке. Заир Шаитович КАШКЕНБАЕВ (на снимке) родился 10 ноября 1915 года в селе Калинина  Володарского района Астраханской области. Военную службу начал в 1939 году курсантом Могилевского военно-пехотного училища. На фронте с первого дня войны. 

Летом 1941 года лейтенант Заир Кашкенбаев служил в Белоруссии недалеко от границы, он был командиром взвода отдельного разведывательного батальона 24-й танковой дивизии. В ночь с 21 на 22 июня был назначен дежурным по части. В семь часов утра его вызвал комбат, сообщил о нападении фашистской Германии, приказал снять караульный взвод и обеспечить доставку боеприпасов в район сосредоточения батальона. 
В батальоне было всего два учебных танка (ожидали прибытия новой техники), одна винтовка с пятнадцатью патронами на двоих, по паре лимонок на брата... В таком положении около 200 пеших танкистов встретили вооруженного противника и атаковали его. Фашисты, не ожидавшие отпора на этом участке, отступили на два-три километра. Но потом пошли вражеские танки и самолеты. Теряя товарищей, нашим бойцам пришлось отступать.
Мой прадед теперь был за командира. Ему с 50 оставшимися бойцами пришлось отходить в лес, где они неожиданно встретились с диверсантами, переодетыми в красноармейскую форму. Они обстреляли группу и скрылись в лесу. В это же время откуда-то появился лейтенант. Он сразу вызвал подозрение: обрюзгший, тогда как кадровые офицеры всегда были подтянутыми. Мой прадед наказал помощнику командира взвода не спускать глаз с подозрительного спутника, который при попытке к бегству был застрелен. Под лейтенантской формой оказался темно-зеленый мундир и документы на немецком языке.
Лейтенант Заир Кашкенбаев участвовал в оборонительных боях в составе 30-й армии, целый месяц выходил из окружения. Порой рядом оказывались люди, слабые духом. Молодой лейтенант убеждал не поддаваться на провокационные листовки врага. В декабре 41-го, когда началось контрнаступление советских войск, он был уже заместителем командира стрелкового батальона. Из Подмосковья моего прадеда отозвали в Ташкент в распоряжение Туркестанского военного округа для формирования национальных частей. В Ташкенте он познакомился со своей будущей женой Мунирой Саттаровной Ходжаевой, дочерью известного узбекского политика, репрессированного в 1937 году. В 1942-м мой прадед в городе Аягузе обучал бойцов Первого отдельного запасного казахского полка. В 43-м был удостоен ордена “Знак Почета” за подготовку резервов для действующей армии.
Летом 1944 года прадед вновь оказался на фронте. Комбатом сражался в составе 50-й дивизии 52-й армии 1-го Украинского фронта на Сандомирском плацдарме, освобождал от фашистов города и села Польши, Германии. 9 мая вошел в столицу Чехословакии - Прагу. После победного мая еще год вел борьбу с диверсионными действиями бандеровцев в Западной Украине. С ним была семья. Своей жене Мунире Заир Шаитович сам дал “воинское звание” - “Пани капитанова”. 
Мой прадед участвовал в проведении первых послевоенных выборов в Верховный совет Украины. Его фронтовые подвиги отмечены орденами Александра Невского, Красной Звезды, Отечественной войны II степени, “Знак Почета” и медалями “ За боевые заслуги”, “За оборону Москвы” и многими другими.
Военную службу завершил в 1963 году в звании полковника заместителем начальника управления МВД КазССР. В мирное время он совершил научный подвиг: в 1966 году стал кандидатом исторических наук, а спустя шесть лет защитил докторскую диссертацию. Весьма редкий факт в научной практике. В 1970 году издательство “Казахстан” выпустило его монографию “Военно-организаторская работа компартий республик Средней Азии и Казахстана в годы Великой Отечественной войны”. 
Прадед был для нас примером стремления к знаниям. До начала войны он окончил Астраханский казахский педагогический техникум, работал учителем и завучем Корнеевской неполной средней школы, окончил заочно три курса физико-математического факультета Астраханского пединститута. После войны получил еще два образования: стал выпускником Военной академии имени М. В. Фрунзе в Москве, заочно окончил исторический факультет КазГУ. С 1973 года и до конца своей жизни работал профессором, заведующим кафедрой в политехническом и архитектурно-строительном институтах в Алматы. 
Дедушка привил нам желание учиться: его старший сын Исмагул Заирович - доктор технических наук, профессор, академик. Старший внук Тимур Исмагулович (мой отец) - экономист, глава инвестиционной компании. Дочери Роза Заировна и Гульмира Заировна преподают в вузах... В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Заира Кашкенбаева. Его любимая жена и моя прабабушка скончалась 21 марта 2015 года в возрасте 92 лет. Пережила своего мужа на 30 лет. “Папа очень редко рассказывал о войне, хотя воевал с первого дня до последнего. Этот промежуток его жизни - как кровоточащая рана жил в нем. Для нашей семьи и для нашей страны наш папа - Герой!” - говорит его дочь Гульмира Заировна. Я с этим утверждением согласен.

Амир Кашкинбаев, правнук Героя

День Победы - наш праздник

Мой отец, Байгазы Самакович САМАКОВ (на снимке), ушел на фронт в 1941 году сразу после службы в армии. Он рано остался без отца. У его мамы не было даже начального школьного образования, и, чтобы выжить, ей приходилось наравне с мужчинами работать на стройках города. Отец старался ей помочь и взять на себя ответственность за обеспечение семьи.

На фронте он был связистом. Участник боевых действий на Юго-Западном, Прибалтийском и других фронтах, отец прошел всю войну, несколько раз был ранен. Участвовал в обороне и освобождении городов Витебска, Ворошиловграда, Шауляя, Кенигсберга. Как командир радиовзвода 1001-го стрелкового полка, он умел точно обеспечить и организовать восстановление связи в маневренных условиях. Тому свидетельствует запись в наградном листе: “…Товарищ Самаков служит примером в дисциплине и боевой выучке. В боях за железнодорожную станцию, село Сарабузи и г. Симферополь 13 и 14.04.1944 года проявил мужество и отвагу. При отсутствии проволочной связи обеспечил батальон полка бесперебойной радиосвязью, несмотря на активные действия авиации противника, под разрывами бомб производил ремонт вышедших из строя раций… Учитывая его боевые заслуги перед Родиной, достоин правительственной награды -
ордена Красной Звезды… 
Вот так описан подвиг отца для представления его к награждению орденом Отечественной войны II степени: “В боях за Советскую Прибалтику показал образцы руководства подразделением связи. В период наступательных операций полка с 23.1 по 28.2.1945 года в районах Сисени и Бриежи сумел организовать бесперебойную работу связи, в трудных условиях боя полк не имел перебоя в проводной связи. Лично сам товарищ Самаков неоднократно выходил на линию, чем способствовал налаживанию бесперебойной связи и успеху командования в выполнении боевых задач. В результате чего наступающие подразделения полка имели успех над противником”. 
Байгазы Самаков после Победы был зачислен в Высшую военную академию, но вынужден был отказаться от обучения, так как по-прежнему был единственным кормильцем и опорой своей семьи.
Уже в мирное время каждый год он с большим трепетом ждал наступления 9 Мая. Мы видели, как отца охватывало особое волнение, понять которое тогда мы не мог­ли, но чувствовали его глубину. Мы жили в Алматы, и каждый год в праздничный день он собирал детей, а позже и внуков, покупал цветы и шел в парк 28 панфиловцев к Вечному огню. Там он долго стоял в молчании. Только один раз в году, в День Победы, он надевал свои ордена, медали “За отвагу”, “За боевые заслуги” и многие другие. С тех пор День Великой Победы стал в нашей семье очень дорогим и большим праздником. В течение нескольких дней все друзья и родные шли поздравить и обнять папу, и гостей всегда бывало так много, что наш большой дастархан не вмещал всех желающих разделить радость этого праздника с нашим отцом. 
Больше 30 лет отец проработал начальником отдела кадров плодоконсервного комбината. Был бессменным секретарем партийной организации. Коллеги отзывались о нем с большой теплотой, говорили, что он буквально горел на работе. Отец всегда был в строю и готов был работать для общего дела. Однажды он не вернулся после работы домой - умер за рабочим столом. 
Для нашей многочисленной семьи - шестерых детей, 11 внуков, 10 правнуков Байгазы и Кульчат Самаковых - 9 Мая особый день. Наш праздник.

Айткуль САМАКОВА, депутат мажилиса

Мемуаров тогда не писали

О войне мой папа, Кадес Даданович ОРУНХАНОВ, рассказывал мало и скупо, хотя был призван в армию в 1940 году и демобилизовался в 1947-м уже из Германии.
Мемуаров не писал, а меня мучит чувство вины, почему подробно не расспрашивала его, почему ничего не записывала, а спросить теперь не у кого. Поздно, поздно, поздно…
Папа был скромным сельским учителем. В 1940 году, уже имея диплом учительского института, он поступил в Ташкентское высшее общевойсковое командное училище имени В. И. Ленина.
С начала войны, в июне-июле 1941 года, был направлен на командную должность в 310-ю стрелковую дивизию.
Боевой путь начал в составе советских войск в Иране и закончил в Берлине, расписавшись на стене Рейхстага.
После Победы - в 1946 году - приехал в отпуск в родную Мариновку Семипалатинской области, женился на девушке, которая ждала его всю войну с фронта. Это наша мама Гафура РАХИМБЕРДИНА. Она трудилась в тылу, работала учительницей, помогала беженцам.
Недавно моя дочь нашла в Интернете на сайте “Подвиг народа” данные про дедушку. Там подробно описано, за какие подвиги был награжден мой папа двумя орденами Красной Звезды, орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной Войны І и ІІ степени, орденом Отечественной войны II степени и медалями “За оборону Сталинграда”, “За оборону Кавказа”, “За отвагу”, “За взятие Берлина”, “За взятие Варшавы”, “За Победу над Германией”.
Папа умер в 1997 году в возрасте 81 года.
Накануне 70-летия Великой Отечественной войны я первый раз пишу об отце.
На обороте одной фронтовой фотографии написано рукой папы: “Пусть будет память вам о нашем пребывании в Берлине”.
После этих слов прошло 70 лет. Пусть и дальше память и наша благодарность сохранятся в сердцах поколений.

Гульнара ОРУНХАНОВА, врач Алматинского областного центрапо профилактике и борьбесо СПИДом

 

Не вернулся...

Мой отец, Александр Кириллович Невечеря, был призван на фронт 25 октября 1941 года.
Погиб 20 февраля 1942 года.
В письме, присланном тетиным мужем (его призвали вместе с моим отцом), говорилось, что их рота строила переправу через реку. В это время был налет фашистских истребителей, мой отец был убит. Об этом нам написал тетин муж, который вскоре сам пропал без вести.
Фамилия моего отца занесена на мемориальную плиту братского захоронения, расположенного в городе Топорец.

Раиса ГРАНКИНА (Невечеря)

Спас “Казахстан”
Я помню, как еще подростком однажды принес из биб­лиотеки книгу “Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов”. В ней было всего две строчки о подвиге транспорта “Казахстан”, но когда мой отец, Николай Иванович КОПЫЛОВ (на снимке), прочел их, я впервые увидел слезы в его глазах.
Отец - родом из Новгородской области, встретил войну сан­инструктором в составе 10-го стрелкового корпуса. В августе 1941 года он был ранен в уличных боях в Таллине и эвакуирован в Кронштадт на судне “Казахстан”. Если бы не героизм моряков этого судна, раненые могли бы утонуть. Транспорт “Казахстан”, подожженный и лишенный хода, в течение всего дня подвергался ожесточенным атакам вражеских самолетов, сбросивших на него свыше 100 бомб. Благодаря самоотверженной борьбе личного состава пожар был потушен, повреждения устранены, и “Казах­стан” дошел через несколько дней до Кронштадта.
Мой отец прошел всю войну от первого до последнего дня, был награжден орденом Красной Звез­ды, а в 1956 году его направили в город Джамбул, где он проработал до последнего дня своей жизни. Вот так “Казахстан” спас его в 1941 году, а Республика Казах­стан стала его второй родиной.

Сергей Копылов, художник, скульптор, публицист, Тараз

Подвиг у каждого - свой

Долго думала, писать или не писать об этом, ведь у каждого человека свое понятие о подвиге.
Мой отец, Барат ТУГАНБАЕВ (на снимке), родился 20 декабря 1923 года в селе Бурхан Панфиловского района. В июне 1942 года он был призван в Красную армию.
В декабре 1943 года папа был направлен в распоряжение 3-го Украинского фронта и назначен командиром взвода санитаров-носильщиков в 592-й стрелковый полк 333-й Запорожской стрелковой дивизии, в составе которой прошел свой боевой путь до Праги в мае 1945 года.
С папой вместе служил офицер Александр Михайлович Буянов, родители которого находились в ленинградской блокаде. По личной просьбе моего отца его денежное довольствие отправлялось родителям его друга и сослуживца Саши Буянова.
После войны мои родители были в Ленинграде. Мама Саши Буянова тогда сказала папе: “Барат, спасибо тебе за все, на одну Сашину карточку мы бы с мужем не выжили. Ты спас нас”.
Папа считал, что это обычный поступок. Но мне кажется, что он совершал подвиг, и когда выносил с поля боя раненых солдат, и когда спас от голодной смерти еще двух человек в блокадном Ленинграде.
В далеком казахском селе Коктал наша семья переживала за семью папиного друга А.Н. Буянова. Далекий Ленинград казался нам родным и близким благодаря семье дяди Саши.
Думаю, я правильно поступила, что написала вам о своем отце Барате Туганбаеве. Ведь именно благодаря таким людям мы победили фашистов.

Гайни ТУГАНБАЕВА, Алматы

Письмо двухлетней дочери
Мой отец, Федор Федорович Коштылев (на снимке), ушел на фронт в 1942 году.
Свидетельства (письма), по каким местам с боями прошел отец, мама уничтожила, так как сильно плакала, когда их перечитывала. Оставила только два письма: мне и моему брату.
Отец погиб 21 августа 1943 года на Курской дуге.
Мама в 30 лет осталась вдовой с детьми трех и пяти лет.
Письмо отца мне, тогда двухлетней дочери, я бережно храню. Это единственное, что мне осталось от него. Правда, иногда мне кажется, что я помню, как он поднимал меня на руки...

Римма ИВАНОВА (Коштылева)

 

На безымянной высоте

Часто в рассказах об участниках войны перечисляются ордена, а медали уходят как бы на второй план. Обычно так: и другие медали... А ведь за каждой медалью есть своя героическая история.
Мой отец, Валиолда ДАНАБЕКОВ (на снимке справа), на фронте был награжден орденом Красной Звез­ды и медалью “За боевые заслуги”.
Приведу исторический документ, который наша семья бережно хранит: “Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг: в бою в районе высоты 214 и 213 близ поселка Баклаш - Венгрия 11.01.1945 г. пехота и танки противника пошли в атаку на наши огневые позиции, тов. Данабеков благодаря точной наводке уничтожил один ручной пулемет вместе с расчетом. Достоин Правительственной награды: медаль “За боевые заслуги”.

Фардана Данабекова, нотариус, Алматы

По всей семье прошлась война

Когда началась война, мне было 14 лет. Помню первый день объявления о войне. Был выходной день, мы, детвора, играли на улице, потом увидели, как жильцы нашего квартала подошли к одному из домов, где в открытое окно был выставлен репродуктор-“тарелка”, из которого звучала речь Молотова о нападении Германии на Советский Союз. Все взрослые слушали это сообщение в каком-то оцепенении. Вскоре началась мобилизация.
В сентябре пришла повестка моему отцу, Михаилу Кузьмичу ЧЕРНУХИНУ. Он работал бухгалтером в сахаротресте в поселке Бурундай, где в это время строился сахарный завод. До сентября 1942 года его часть находилась в городе Чирчике Узбекской ССР, а потом отправилась на фронт, последнее письмо мы получили от отца с дороги. Он писал, что уже видны следы войны, вдоль дороги лежат искореженные вагоны. После этого дней через двадцать пришло письмо от красноармейца, фамилию его я не помню, что отец погиб под Сталинградом. Машина, на которой они ехали, подорвалась на мине, и он, этот красноармеец, похоронил его. Вскоре пришло другое письмо из госпиталя от другого красноармейца с подтверждением его гибели. Официального извещения не было. Когда мама пошла с этими письмами в военкомат, их у нее забрали, а потом через какое-то время выдали ей документ, что отец пропал без вести. Причем указали в этой справке, что “пропал без вести в марте 1942 года”, когда он был еще в городе Чирчике Узбекской ССР. Отец погиб в свой день рождения, в 40 лет.
В 9-м классе, с начала 1943 года, после уроков нас начали готовить на радистов. Несколько мальчиков из нашего класса были призваны, и никто из них не вернулся. Я устроилась на работу на Центральный телеграф. Работа была без выходных и отпусков. Вначале было тяжело в ночные смены, а потом втянулась, да и старшие работники старались ночью дать нам возможность вздремнуть часок. Через год, в 1944-м, я решила поступать в институт получать специальность, рассудив, что в институте также дают 500-граммовую карточку на хлеб плюс еще стипендию, чуть меньше получаемой заработной платы. Мама всю войну проработала швеей-надомницей. Брала крой на фабрике и шила дома военное обмундирование - гимнастерки, нижнее белье, маскировочные белые халаты. Брат, Чернухин Юрий Михайлович, бросил школу в 7-м классе, хотя все время учился на отлично, хорошо рисовал, а в 15 лет поехал из дома, как он сказал, на более сытную жизнь. В результате доехал до Черного моря, где его юнгой взяли на катер. Таким образом, он успел повоевать, был контужен, когда их катер ходил в устье Дуная и подорвался на мине. Моего брата выбросило взрывом на берег, он попал в госпиталь, где лечился более 6 месяцев. А здесь и война закончилась, и его призвали уже на действительную срочную службу.
Воевал на фронте и младший брат отца - Иван Кузьмич Чернухин. В 1944 году с освобождением Украины нам пришло письмо из Черниговской области, в котором местная жительница сообщила, что наши пленные солдаты были размещены в их поселке и занимались выращиванием хлеба для Германии. Когда немцы стали отступать, пленных взяли с собой. Что было дальше с ними, нам неизвестно. В письмо была вложена прощальная записка, написанная дядей Ваней.
Мой муж, Константин Иванович Силин (на снимке), был призван в 1943 году с 3-го курса техникума связи. Был радистом. Имеет награды - боевую медаль “За отвагу”, орден Красной Звез­ды. Вернулся со службы в 1948 году. В этом же году мы познакомились, а в 1949-м поженились. Как-то так получилось, что совсем не вспоминали военное время.
...Из всех наших семейных ветеранов 70-летие Победы встречаю только я, труженица тыла.
Желаю моим внукам и правнукам не знать ужасов войны.

Ираида Михайловна СИЛИНА, Алматы

Я горжусь своим дедом...

Мой дед, Даум БЕККУЛОВ, был призван в армию в 1939 году, а в родной дом вернулся только в сорок шестом... За эти тяжелые годы он прошел боевой путь от рядового солдата до старшего лейтенанта артиллерийских войск. Достойно проявил себя в финской военной кампании, героически воевал в Донском направлении Второго и Третьего Белорусского фронтов, участвовал в легендарной Сталинградской битве, ставшей “историческим Рубиконом” Второй мировой войны. Победный салют Великой Отечественной дед встречал в Берлине на развалинах Рейхстага.За проявленное мужество и отвагу мой дед награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I и II степени, а также медалями “За боевые заслуги”, “За освобождение Кениг­сберга” и “За взятие Берлина”.Мы, внуки и правнуки Даума Беккулова, гордимся им, всегда будем хранить о нем добрую память и благодарить за нашу счастливую жизнь.

Внук Нурсултан, Астана

Подготовила Хельча ИСМАИЛОВА,фото из семейных архивов, Алматы

Поделиться
Класснуть