13092

Пуп земли у нас под носом

Экскурсоводом Турсун НУРБАЕВА (на снимке) работает 35 лет. Немаленький стаж, прямо скажем. Как всякий труд на благо отечества, он отмечается государственными наградами. Их есть у нее. За вклад в дело туризма внутри страны Турсун Оспановна имеет звание заслуженного экскурсовода.
На вопрос, сколько зарубежных стран она посетила, Турсун Оспановна отвечает как истинный патриот своего дела: нисколько. У нас, говорит, своих достопримечательностей очень много. Правда, она в далеких 90-х годах возила группы в Урумчи, но это не в счет, поскольку это был шоп-туризм.
- У нас есть что посмотреть, есть уникальные места, связанные с удивительными легендами и даже обладающие мощной энергетикой, это так называемые намоленные места, - рассказывает Турсун Оспановна. - Но наш человек обыч­но гонится за зарубежным туризмом, и наши турфирмы удовлетворяют запрос, тем более что это, конечно, приносит гораздо больше прибыли, чем внутренний туризм. Комфортный зарубежный туризм доступен круглый год, а местный становится активным весной и летом, когда нет снега и грязи после дождей.
- Вы первая предложили туры по сакральным местам Казахстана. Наверное, это лежало на поверхности?
- Да, я разработала маршрут посещений сакральных мест, причем только у нас на юге. В других частях страны также немало святых мест, но я исходила из того, куда из Алматы можно съездить на два-три выходных дня. И это уже не были группы паломников из числа верующих, у нас внешние атрибуты не были обязательным условием: белые одежды, завязывание платков и так далее. Но в святых местах все туристы покрывают головы и, к примеру, перед тем как набрать из колодца воды, выполняют обряд омовения независимо от вероисповедания. Это не является нашим условием, каждый раз такое решение принимают сами туристы. И еще не было случая, чтобы кто-то поступил наоборот.
Но я сопровождала и группы, в которых все были целителями, ясновидящими. Это было в 2003-2004 годах. Кто-то едет из любопытства, кто-то расширить свой кругозор, кто-то истинно верит, что он наберется сил и получит благословение от аруахов.
- Были ли вы свидетелем чудесного исцеления, открытия целебного дара или ясновидения?
- Нет, хотя могу утверждать: в тех местах удивительная энергетика, которая дает силы. Я, например, там очень хорошо высыпаюсь. Мне бы очень хотелось, чтобы кто-то из ученых объяснил феномен горы Казыгурт. Будучи директором курсов по подготовке экскурсоводов, куда входили и ученые из разных областей, я обращалась к ним: объясните с научной точки зрения, что там происходит, но они пока не проявили глубокого интереса...
- А вы сами, Турсун Оспановна, пытались пройти сквозь расщелину горы Казы­гурт? Или только наблюдаете, как туристы там застревают?
- Я вообще ничего не боюсь. Три раза проходила, два раза спокойно, а в третий меня гора зажала. Видите, я-то худенькая, а там очень полные люди свободно проходят! Гора расширяется иногда так, что три человека одновременно могут пройти.
- Кто помогает тем людям, которые застревают?
- Никто не помогает, они ждут, когда гора отпустит их, и в это время читают молитвы, если знают.
- Я не раз читала, что гора сжимает грешников и свободно пропускает тех, кто светел...
- Это все бред, такие вещи не надо писать. Безгрешных людей не бывает. Я не святая, однако два раза легко прошла. А на третий так зажало, у меня даже обувь разорвалась.
- Некоторые люди воспринимают еще одно сакральное место - Унгуртас - как красиво придуманную сказку, которую каждый раз эффектно преподносит Би Фатима-апа.
- Я с ними немножко согласна, но в то же время считаю: это гора разума. Я же основной акцент делаю на том, что именно здесь был снят фильм “Баксы”. Все остальное каждый должен прочувствовать на себе и сделать свои выводы. Когда же ко мне начинают подбегать туристы и спрашивать: “Как вы считаете, Би Фатима на самом деле может меня излечить? Все, о чем она говорит, сбудется?”, я отвечаю: “По сакральным местам с 2000 года вожу туристов, но я лично к Би Фатиме-апа со своими болячками не обращалась...”. Это на самом деле так. Но всем обязательно показываю место, которое в народе называют пупом земли. Там встречаются два космических потока, этот факт уже доказан российским академиком Вячеславом Бронниковым.
- Турсун Оспановна, я была свидетелем того, как с надеждой и опаской подходили люди к колодцу в мавзолее Арыстан-баба: вдруг именно ему не даст колодец воду? И все поднимали полные ведра!
- Мавзолей Арыстан-баба - одно из семидесяти сакральных мест на юге нашей страны. Вынуждена вас огорчить: в том колодце каждый без исключения может набрать воды. Она очень соленая, но, говорят, обладает целебными свойствами, если употреблять ее в микроскопических дозах. Не все могут взять воду в колодце у Укаша-ата. Укаш-ата был полководцем у пророка Мухаммеда, никакие стрелы и ножи не брали его. Чтобы разведать, где у него уязвимое место, к нему домой подослали старушку, и та выведала у жены секрет: на шее. И убить Укаша-ата можно было только во время, когда он совершал намаз. Вот тогда враги и убили Укаша-ата в мечети. Говорят, колодец глубиной 23 метра, который находится на месте гибели Укаша-ата, связывается с водами в Мекке. Когда я возила туда группу туристов в первый раз, меня из уважения пропустили вперед, но я пропустила мужчину, который стоял за мной, сказала: хоть ты на год меня моложе, но, как принято на Востоке, я пропускаю мужчину вперед... И он не набрал воду. Я бросила ведро - у меня набралось литра три. Я с мужчиной поделилась. Бывает, что сильно расстраиваются люди. Я всем тогда рассказываю, что мне колодец тоже не всегда дает воду, в 2013 году я подняла пустое ведро. Ничего страшного в этом нет, но если человек задумается о своей жизни, насколько чисты его помыслы, это, мне кажется, очень даже хорошо.
- Вы можете нам показать очень популярный маршрут по святым местам Алматы для незамужних дам?
- Это выдумки! Абсурд. Мне раз чихнуть - и наберется полный автобус незамужних, готовых оплатить тур, но зачем я буду врать?!
В чудеса мавзолея Айша-биби - еще одного сакрального места в Казахстане - я верю, после посещения на самом деле у многих рождаются дети. Или после посещения горы Бесик-тобе под Туркестаном - то же самое.
- Много ли иностранцев хотят посетить казахстанские святыни?
- Из Турции приезжают, потому что Ходжа Ахмет Яссауи турок... Это все наши имамы вам скажут, я не сочиняю.
Арабы едут к Укаша-ата, он араб.
Есть туристы и из других стран, но, в общем, это одиночки, бизнесмены, приехавшие к нам по своим делам.
В какие-то годы бывает очень много туристов, как-то я ехала в первом автобусе, а за нами ехало еще девять. Но экскурсовод был только в нашем автобусе, и мне было жалко тех, кто не слышал в других машинах рассказ о месте, куда мы ехали.
Многие потом говорили, что после Туркестана у них стало лучше в материальном плане, думаю, это оттого, что человек собраннее становится. Я как гид говорю всем: вы едете ознакомиться, посмотреть места, а то, что у вас сразу все станет на сто процентов лучше, - нет, таких вещей я и мои коллеги не говорим. Мы же не религиозные фанаты...
Экскурсовод - это моя вторая профессия, а первая - историк, я в энергетическом институте преподавала историю КПСС. Ушла из института давно.
- Результат влияния посещений святых мест?
- Нет. Все прозаичнее. В 1991 году у меня сильно заболела мама, и я должна была как дочь посвятить себя ей. Я ухаживала за ней до последних дней - девять лет.

Хельча ИСМАИЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть