За нас и за ВАЗ
Сегодня возле спецЦОНов - столпотворение.
Отправляясь покупать машину в соседнюю страну, стоит хорошенько подумать. Есть очевидный плюс - низкая цена - и целый ряд мелких, но весьма неприятных минусов: возможные проблемы и волокита при регистрации автомобиля в Казахстане, шанс купить машину с криминальным прошлым и риски, связанные с перегоном авто из одной страны в другую. Взвешиваем все “за” и “против”.
Какие документы понадобятся для регистрации машины в Казахстане?
При покупке машины в автосалоне в России покупателю выдают договор купли-продажи и паспорт транспортного средства (ПТС). В договоре прописывают не только данные двух сторон сделки, но и технические характеристики автомобиля. Проверяйте, чтобы номера агрегатов и кузова автомобиля совпадали с теми, которые внесены в ПТС, это поможет избежать проблем при оформлении машины. В ГИБДД выдают транзитные номера автомобиля, с которыми можно передвигаться по территории России и Казахстана.
С 1 января граждане, купившие в странах Евразийского экономического союза автомобили для личного пользования, беспрепятственно пересекают границу, не платят никаких пошлин и налогов. Остается лишь поставить машину на учет. Этим занимаются спецЦОНы, там же, где их нет, - органы административной полиции города. Сюда необходимо предъявить, договор купли-продажи, ПТС (вместо него для подержанных машин - техпаспорт автомобиля, снятого с учета в другой стране), свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, полученное в Казахстане. Вокруг этого документа всю прошлую и эту неделю не утихали споры. Выдают его специальные организации, занимающиеся сертификацией товаров. Стоит он в среднем 20 тысяч тенге. Раньше работа по оценке соответствия пригнанного автомобиля всем стандартам занимала около часа, сейчас она может растянуться. Из-за неразберихи в этой сфере большинство таких фирм временно приостанавливали свою работу. Вот и в понедельник, когда я готовила этот материал, вожделенное свидетельство почти нигде не выдавали. Дело в том, что в конце прошлой недели появлялась противоречивая информация, касающаяся того, нужно ли вообще получать этот документ для постановки машины на учет. Сначала говорили, что он нужен только для регистрации новых автомобилей. Потом появилась информация о том, что несоответствие стандартам Евро-4 может стать основанием для отказа в регистрации автомобиля на территории Казахстана, причем касалось это уже всех машин.
Когда свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства все же получено, нужно пройти в спецЦОНе сверку номеров агрегатов и кузова автомобиля с указанными в документах, проверку на наличие адмштрафов (кто знает, может, перегоняя машину из одной страны в другую, вы уже успели нарушить), оплатить все госпошлины (это около девяти тысяч тенге) и налог на транспорт. А затем ждать, пока из России придет ответ на запрос, законно ли был продан ваш автомобиль. Его своим коллегам в российский ГИБДД делают сотрудники административной полиции, они объясняют его необходимость исключительно заботой о гражданах. И в этом есть свой резон. В Казахстан действительно прибывает немало криминальных авто. Их продают по поддельным техпаспортам, они числятся в угоне, находятся под арестом. Причем касается это не только подержанных, но и новых машин, купленных у дилера. Точных цифр пока нет, но, по некоторым данным, три машины из двадцати оказываются проблемными. Многим казахстанцам сложно уяснить, что покупка машины в салоне еще не является гарантией ее безоблачного прошлого. Например, не секрет, что вокруг того же АвтоВАЗа есть куча автосборочных предприятий, которые “лепят” машины из украденных деталей, а потом продают их по поддельным документам. Ответ на такой запрос приходится ждать в среднем две недели, но иногда этот процесс может затянуться и на месяц-полтора. Но пока он не придет, машину не поставят на учет - это требование комитета административной полиции МВД РК.
Кстати, есть марки автомобилей, цены на которые практически не отличаются у официальных дилеров в Казахстане и России. Так что, отправляясь за покупкой в соседнюю страну, хорошенько прошерстите Интернет и при необходимости позвоните в автосалон, уточните все детали, чтобы на месте не было неожиданностей.
Как проверить на месте, “чистый” ли автомобиль?
На официальном сайте ГИБДД России www.gibdd.ru. На его главной странице есть раздел “Онлайн-сервисы ГИБДД”, с помощью которого и можно пробить машину. Заходим, вводим VIN-код автомобиля и выясняем, на кого он оформлен и не числится ли в угоне.
Есть еще один дополнительный способ: зайти на сайт федеральной службы судебных приставов РФ www.fssprus.ru. Здесь есть сервис “Узнай о своих долгах”. Кликаете на него, вбиваете фамилию и имя владельца автомобиля, который вы собираетесь купить, и выясняете, не висят ли на нем долги, в счет которых может быть изъята машина, невыплаченные автокредит или ипотека, к примеру.
Есть еще один простой, но весьма эффективный совет: при снятии машины с учета в России принимайте в процедуре активное участие, а не сидите в стороне, надеясь на честность продавца. Вы должны своими глазами видеть, как оформляются все необходимые документы.
Скорее всего, в ближайшее время в Казахстане законодательно закрепят норму, согласно которой свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства существующим регламентам, в том числе и стандарту Евро-4, будут получать все без исключения машины, ввезенные в страну. По крайней мере, к этому все и идет: госорганы судорожно пытаются хоть что-то предпринять, для того чтобы поддержать отечественный автобизнес.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы