9260

А нам ЕНТо надо?

Значимость Единого национального тестирования и его показателей в образовательной системе страны может существенно снизиться после реформ, которые вынашивают в Минобрнауки

Предполагается, что результаты тестирования выпускников школ уже не будут играть решающую роль при выставлении оценок в аттестаты о среднем образовании и распределении государственных грантов для обучения в вузах.

Новость о том, что формат ЕНТ в 2015 году останется прежним, появилась в середине ноября. Хотя ранее чиновники от образования настойчиво и неоднократно говорили о том, что со следующего года ЕНТ будет разделено на две самостоятельные процедуры: итоговая аттестация учащихся в формате национального тестирования (выпускные экзамены в школах) и вступительные экзамены в вузы в форме комплексного тестирования абитуриентов. Мы решили разобраться, почему в Минобрнауки в очередной раз передумали.
- В августе мы проводили опрос учителей, выясняли, как они относятся к разделению ЕНТ на два этапа, к возможности его реформирования в других направлениях, - ­рассказал газете “Время” замес­титель председателя комитета контроля качества в сфере образования и науки МОН Талгат ДАИРОВ (на снимке). - Оказалось, что к нашему предложению отношение неоднозначное. А так как вопрос достаточно чувствительный, мы решили не спешить с выводами и продолжить исследования. Сейчас во всех регионах Казахстана проходит масштабный социологический опрос, который касается именно разделения ЕНТ на подэтапы. В нем принимают участие все заинтересованные стороны, но в первую очередь, конечно, учителя, родители и старшеклассники. Стараемся охватить не только крупные города, но и мелкие, отдаленные населенные пункты, мнение жителей которых зачастую остается неуслышанным. Опрос начался в октябре, его результаты, надеюсь, будут готовы в первом квартале следующего года.
- И без того понятно, что к ЕНТ у людей слишком много претензий, и их количество с годами не уменьшается.
- Мы проанализировали острые моменты и выяснили, что наибольшее недовольство у граждан вызывает не содержательная часть ЕНТ, не сам тест как инструмент оценки знаний, а его исключительное влияние на итоговую оценку выпускника школы, на распределение вузовских госгрантов.
Нареканий, касающихся коррект­ности и правильности вопросов, постепенно становится все меньше. Специалисты постоянно работают над тем, чтобы исключать те несуразности, которые раньше встречались в тестах, ликвидируют задания, которые с точки зрения тестологии не срабатывают. Это в основном касается слишком легких вопросов, на которые отвечают 99 процентов учеников, и, наоборот, чрезмерно сложных. Теперь нам нужно улучшить аспекты, касающиеся администрирования ЕНТ и справедливого распределения госгрантов. А для этого наиболее оптимально в сегодняшних условиях снизить значение и вес самого теста.
- Что вы имеете в виду?
- Сейчас ЕНТ перегружено, на нем замыкается слишком много важных функциональных задач в сфере образования: итоговая государственная аттестация выпускников школ, вступительные баллы в вузы и колледжи, критерий для распределения государственных грантов. И при этом многое зависит от субъективного фактора: к примеру, не сумел учащийся психологически правильно настроиться на ЕНТ - и может пойти насмарку его отличная учеба многие годы.
Следовательно, нам нужно сбалансировать роль ЕНТ, чтобы его значение в системе образования было более объективным и справедливым.
- За счет чего этого можно добиться?
- Во-первых, мы полагаем, что результат ЕНТ не должен играть решающую роль при выставлении оценок в аттестат, а лишь влиять на его средний балл. Сейчас оценка, которую выпускник получает по результатам ЕНТ, автоматически выставляется в документ о среднем образовании. Что предлагаем мы? Если, к примеру, у выпускника по итогам обучения выходила “пятерка”, а во время тестирования он получил “три” - переволновался или плохо себя чувствовал, - то в аттестат пойдет средний балл - “четыре”. То есть конкретной привязки “баллы ЕНТ - итоговая оценка” уже не будет.
- А как быть, если за год “пять”, а на ЕНТ - “четыре”?
- Здесь много нюансов, над которыми мы сейчас и работаем. Но главное в том, что ЕНТ как педагогический измеритель должно отражать результаты всего процесса обучения в школе, а не только последний рывок в виде теста. Оно должно стать составной частью итоговых оценок в аттестате, поэтому будут учитываться и результаты ЕНТ, и четвертные оценки.
Благодаря этому могут появиться и новые подходы, связанные с подтверждением знака отличия “Алтын белгi”. Как известно, по нынешней системе выпускник-отличник не получит его в том случае, если ему по результатам ЕНТ не хватило всего одного балла. Если же мы уменьшим вес этого тестирования, сделаем его менее влиятельным, будем учитывать средний балл аттестата, выпускник при том же раскладе уже сможет рассчитывать на “Алтын белгi”. Но здесь есть очень много тонкостей, которые еще предстоит проработать, и мы вместе с педагогическим сообществом пытаемся это сделать. К тому же в связи с теми новшествами, о которых я говорю, нужно будет вносить изменения в большое количество регулирующих законодательных актов.
Во-вторых, часть ЕНТ можно будет сдавать несколько раз. Тест будет состоять из двух частей - несколько обязательных предметов и два (а не один, как сейчас) по выбору - именно они должны будут определять будущую специализацию абитуриента. Обязательную часть, как и сейчас, можно будет сдать только один раз, в день, установленный для выпускников по всей стране. А вот те предметы, которые выпускник выберет сам, можно будет пересдавать несколько раз в течение учебного года, а затем предоставлять для поступления в вуз самый высокий результат. Вопросов, конечно, слишком много: в какие дни сдавать эту вторую часть теста, где, сколько раз это можно будет сделать? Сейчас все эти моменты прорабатываются, в том числе и с оглядкой на мировую практику, где подобные процедуры не в новинку.
Что же касается ЕНТ и распределения госгрантов, то Талгат Даиров считает: распределяя гранты, нужно в первую очередь обращать внимание на средний балл аттестата выпускников и только во вторую - ­на результаты тестирования. При таком подходе, полагает наш собеседник, можно будет снизить количество случаев, когда обладателем гранта становится неисправимый выпускник-троечник, волею случая успешно прошедший ЕНТ.
- Такие люди фактически забирают чужой грант на обучение в вузе, - говорит Даиров. - И подобные случаи особенно возмущают общество. Конечно, мы не сможем избавиться от них полностью, но хотя бы можно будет свести их к минимуму. Поэтому одна из наших основных целей - добиться неукос­нительного соблюдения правил проведения тестирования во всех регионах Казахстана, чего сейчас, увы, не наблюдается. В одних областях этих правил придерживаются скрупулезно, в других - относятся к ним менее внимательно. Всегда будут выпускники и их сторонники, которые попытаются обмануть комиссию, пронести на экзамен те же мобильные телефоны. Но с этим нужно бороться! Я участвовал во многих международных тестах и знаю, что нигде с нарушителями не нянчатся. В Китае, где тестирование, в принципе, аналогично нашему, результаты выпускника-нарушителя аннулируют, и он навсегда теряет возможность получить высшее образование. Я не призываю к таким жестким мерам, но нам нужно добиться хотя бы того, чтобы человека, который попался на списывании, тут же удаляли из аудитории. Сейчас же таких ребят просто предупреждают, отбирают у них шпаргалки. Покинуть помещение просят лишь в крайних случаях. И школьники этим пользуются.
Нам нужно увеличивать количество пунктов сдачи ЕНТ, над чем мы сейчас работаем, расширить их географию, сделать так, чтобы они находились максимально близко от школы. Потому что фактор дороги однозначно плохо влияет на результаты экзамена, когда ребенок два-три часа едет в автобусе, а потом, практически не отдохнув, садится и пишет тест. Нам нужно повысить ответственность людей, занимающихся организацией и проведением ЕНТ, предусмотреть более жесткие санкции для тех, кто закрывает глаза на нарушения, оснастить пункты сдачи различными гаджетами и камерами видеонаблюдения.
Но все это борьба со следствиями, главное - обратить внимание на причины. Почему люди готовы нарушать закон ради балла на ЕНТ? Опять же потому, что от него слишком многое зависит. И тут снова возникает вопрос необходимости снижения веса тестирования.
- Когда все эти нововведения, о которых мы с вами говорили, могут воплотиться в жизнь?
- В следующем году ничего не изменится. Мы будем работать над нормативно-правовыми актами, регулирующими эту сферу, и техническим оснащением пунктов тестирования. Если мы решим все эти вопросы, то начиная с 2016 года могут быть внедрены новшества, связанные с администрированием и регулированием веса ЕНТ, а с 2017 года у старшеклассников может появиться возможность неоднократной сдачи профильных предметов теста.

Оксана АКУЛОВА, фото из архива Талгата ДАИРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть