Подделанному - верить?!
Мунира и Куаныш.
Легализация имущества граждан в самом разгаре: по всей республике узаконено уже свыше тысячи объектов на общую сумму более семи миллиардов тенге. Между тем, как показывает опыт легализации, проведенной в 2007 году, к данному процессу могут активно подключиться мошенники, от которых рискуют пострадать законопослушные граждане и, как выяснилось, даже депутаты!
Мажилисмен Турсунбек ОМУРЗАКОВ (на снимке) сто раз пожалел, что был в 2007 году членом комиссии по легализации недвижимого имущества Алматинского района Астаны. Как рассказал нашей газете парламентарий, его по сей день трясут финансовые полицейские, проверяющие законность проведенной семь лет назад легализации земельных участков, дач, домов и прочего имущества. А проблема, как поведал нам Турсунбек Казенович, в следующем: в 2007 году аферисты, пользуясь тем, что народ начал массово узаконивать свою недвижимость, стали подделывать документы (и подписи членов комиссии) по легализации не принадлежащего им имущества. Таким способом мошенники присваивали чужое добро, а затем продавали его как свое. Например, на один земельный участок могло быть два документа о легализации, один из которых был незаконным.
Жертвами таких жуликов стали жители Астаны Мунира МУСАБАЛИНОВА и ее супруг Куаныш БЕГАХМЕТОВ, купившие в 2009 году земельный участок и дом, легализованные прежним хозяином в 2007 году. Недавно супруги решили продать недвижимость. Но когда они отправились в Центр обслуживания населения за справкой формы № 2, то узнали, что на их участок городская прокуратура наложила ограничение, означающее, что владельцы больше не имеют права распоряжаться своим имуществом и, более того, могут лишиться его в любой момент! А ведь у Муниры и Куаныша есть все правоустанавливающие документы. В столичном надзорном органе им объяснили, что в результате проверки легализации 2007 года прокуроры выяснили, что их участок был незаконно легализован прежним владельцем. “В рамках проводимой проверки особое внимание уделяется вопросу возврата в государственную собственность неосвоенных и неправомерно находящихся в частной собственности земельных участков. Прокуратурой города выявлены факты неправомерной легализации земельных участков, в том числе принадлежащего вам земельного участка с кадастровым номером 21-318 - 050-1233”, - говорится в письменном ответе прокуратуры Астаны.
К слову, прокуроры, как объяснили юристы Мунире Мусабалиновой, обязаны были осведомить собственников недвижимости о результатах проверки легализации, и те, в свою очередь, должны были поставить на документе свою подпись. Но самое важное - ограничение на недвижимость прокуратура может наложить только по решению суда. Об этом говорит и акимат Алматинского района Астаны, ответственный за проведение легализации имущества в 2007 году. “Отмена решения о легализации и ограничение имущественных прав граждан могут быть осуществлены только в судебном порядке”, - говорится в официальном ответе на запрос газеты “Время”.
Кстати, в решении о легализации недвижимого имущества, которое вот-вот может потерять Мунира Мусабалинова, стоит подпись Турсунбека Омурзакова. Однако мажилисмен, которому мы показали данный документ, отрицает свою причастность к автографу и заявляет, что подпись подделана!
- Это не моя подпись - сто процентов, - сказал Омурзаков, показав, как на самом деле выглядит его автограф: - Такие филькины грамоты, напечатанные на обычных листах А4, со сканированными печатями и подписями-подделками, я вижу всякий раз, когда меня вызывают финансовые полицейские, разгребающие последствия мошенничества в ходе легализации 2007 года. И каждый раз я вынужден доказывать, где моя подпись, а где нет.
Секретарь комиссии по легализации аппарата акима района Алматы Гульбаршин УРАЗБЕКОВА в телефонном разговоре с нашим корреспондентом подтвердила, что во время прошлой легализации имущества некоторые мошенники подделывали документы, из-за чего уполномоченные органы инициировали судебные разбирательства.
Возникает резонный вопрос: где гарантия, что проводимой сегодня легализацией имущества тоже не воспользуются плуты? Гульбаршин Уразбекова поспешила успокоить, заявив, что отличие нынешней легализации от той, что была в 2007 году, заключается в том, что тогда легализации подлежало все имущество - земельные участки, дома, дачи. Сейчас же легализовать можно только дома и строения, возведенные на земельном участке, принадлежащем гражданину на праве частной собственности. Комиссия по легализации в свою очередь будет запрашивать в различных уполномоченных органах документы, подтверждающие право владения землей тем или иным гражданином. Именно это, как заверила Уразбекова, убережет людей от нежелательных последствий легализации и придаст ей полную прозрачность. Аналогичный ответ на вопрос о том, как будут защищены права граждан, нам дало Министерство финансов: “…Одним из условий легализации недвижимого имущества является его расположение на земельном участке, соответствующем целевому назначению и принадлежащем субъекту легализации на праве собственности”.
К слову, казахстанцы сегодня довольно активно легализуют свое имущество. По данным Минфина, в конце октября в комиссии при местных исполнительных органах поступило порядка 7 тысяч заявлений на легализацию имущества на общую сумму 54,5 миллиарда тенге. Легализовано 1282 объекта на сумму 7,6 миллиарда тенге. Минфин ожидает, что всего будет легализовано имущества на сумму порядка 12 миллиардов долларов.
А тем временем Мунира Мусабалинова и ее супруг в страхе за свою недвижимость и не знают, что делать.
- Почему прокуратура как госорган, который следит за соблюдением законности, на момент проведения легализации в 2007 году не обнаружила нарушения? Почему прокуроры позволили недобросовестным гражданам легализовать имущество, а главное, зарегистрировать его в уполномоченных госорганах - Министерстве юстиции, земельном комитете, БТИ - и позже перепродать? - задается вопросами Мунира Мусабалинова.
Женщина возмущается, почему крайними во всей этой истории оказались они с мужем, а не прежний хозяин участка. В ближайшее время супруги собираются подать судебный иск на городскую прокуратуру с просьбой снять ограничение с их собственности. В свою очередь прокуратура Астаны, как указано в письме Мусабалиновой, намерена подать исковое заявление об истребовании ее земельного участка в государственную собственность. Вот такой итог легализации-2007...
Лэйла БАСАРОВА, фото автора, Астана