С полиграфом наперевес: и хочется, и колется
Результаты тестирования на полиграфе зависят от множества факторов, некоторые из которых до сих пор не регламентированы в Казахстане.
Казахстанские полиграфологи собрались на днях в Алматы, чтобы обсудить проблемы в сфере применения детектора лжи. Из полузакрытой и узкоспециальной эта тема превратилась в публичную и масштабную, касающуюся практически каждого из нас. Ведь теперь и от полиграфа зависит, кто и как будет работать в правоохранительных органах, оберегать наш покой.
В июне этого года в Казахстане были приняты правила прохождения полиграфологического исследования в правоохранительных органах. Документом предусмотрены три случая применения детектора лжи: а) при приеме на работу в правоохранительные органы - полицию, прокуратуру, органы по ЧС - или на учебу в их специализированные организации образования; б) при проведении аттестации таких сотрудников; в) для внутренних расследований в самих правоохранительных органах.
- Конечно, принятие этих правил - большой шаг вперед. Мы очень давно этого ждали. Многие сотрудники полиции, имея полиграф и пройдя соответствующее обучение, не могли приступить к работе без этих правил, - отметил, выступая на встрече, “отец” отечественной полиграфологии, президент Евразийской ассоциации полиграфологов Сергей АЛЕСКОВСКИЙ (на снимке). - Правоохранителям обещали выделить на покупку техники и подготовку специалистов 268 миллионов тенге. Полицейские для своих нужд уже закупили около 50 полиграфов, непосредственно сейчас проходят обучение 20 сотрудников правоохранительных органов. Надеюсь, что это оборудование начнут так же массово применять в таможенных органах и Министерстве обороны.
После краткого обнадеживающего вступления Алесковский перешел к проблемам, перечисление которых заняло гораздо больше времени.
Да, полиграф становится полноправным участником процесса приема на службу в правоохранительные органы, но при этом, что весьма примечательно, остается без ответа вопрос возможности применения детектора лжи в оперативно-розыскных и следственных мероприятиях. Кроме того, не определены комплексные подходы в использовании полиграфа: одни приобретают технику, не позаботившись о подготовке специалиста, который будет работать на детекторе, другие, напротив, выделяют деньги на обучение сотрудников, но не находят средств на покупку полиграфа. То есть потраченные на благое дело деньги расходуются неэффективно.
- У нас есть случаи, когда люди два года назад обучились на профессию полиграфолога и до сих пор не практикуют, потому что нет необходимого оборудования. А знания со временем попросту забываются, и таких людей придется учить заново, - посетовал Сергей Юрьевич.
Еще одна немаловажная проблема: пока в Казахстане практически полностью отсутствует механизм принятия решений по результатам проверки на полиграфе, - продолжил он. - Допустим, детектор лжи выявил коррупционную составляющую в служебной деятельности того или иного человека в погонах. Что дальше? Являются ли показания детектора лжи основанием для увольнения сотрудника или возбуждения на него уголовного дела? Всем известно, что результаты полиграфа носят лишь рекомендательный, вспомогательных характер. Но как быть, если он указал на тот или иной криминальный аспект? Закрыть на это глаза? Тогда зачем вообще применять это оборудование? Получается, что нужно давать ход делу. Но ни в одном законодательном акте Казахстана не прописан алгоритм действий в таких случаях.
Следующий вопрос, которым задались собравшиеся: кто будет контролировать добросовестность работы самого специалиста-полиграфолога? Не превратится ли применение детектора лжи в возможность сведения счетов с неудобными людьми? В адрес ассоциации полиграфологов уже сейчас поступают многочисленные жалобы от сотрудников правоохранительных органов, которых якобы необоснованно забраковали во время проверки на полиграфе. Они просят перетестировать их, проверить результаты исследований еще раз. А что будет, когда в 2015 году начнется массовая проверка на детекторе всех сотрудников правоохранительной системы?
- Уже сейчас очень важно определить, какими методиками будут пользоваться полиграфологи, работающие в полиции или прокуратуре, - заострил внимание Алесковский. - Сейчас существует огромное количество тестов, которые применяются для исследования. Львиная доля из них авторские, не прошедшие никакой обоснованной проверки на точность и надежность. Начинающие и, как это, увы, часто бывает, очень самоуверенные полиграфологи нередко экспериментируют над форматами тестов, вводят, с их точки зрения, “правильные” вопросы. На самом деле проверенные методики есть, они давно разработаны, их и нужно использовать. Но это должно быть четко определено и утверждено.
Не менее важно обозначить и стандарты оценки тестов. Применение полиграфа очень специфично: он, по сути, просто регистратор, который отражает особенности происходящих в данную минуту или даже секунду физиологических процессов человека и при этом не содержит никакой информации, указывающей на достоверность либо лживость ответов обследуемого. Сам полиграфолог, опираясь на строгие методики, интерпретирует показания. Но в Казахстане опять же четко не определено, какими правилами и стандартами пользуются наши специалисты.
- Я считаю, что в нашей стране должны быть внедрены единые нормы оценки и принятия решений по результатам тестирования на полиграфе. В этом вопросе должна быть жесточайшая дисциплина и единообразие, - подчеркнул Сергей Юрьевич.
Специалисты, которые уже сейчас занимаются тестированием людей в погонах, говорили о том, что при исследовании нужно обязательно учитывать различные моменты, связанные с так называемой профессиональной деформацией. Любая работа, тем более сопряженная со стрессами и риском для здоровья, накладывает отпечаток на человека, на его самочувствие. В этом контексте полицейские могут реагировать на какие-то вопросы не так, как люди других, более спокойных в психологическом плане профессий. Если не обращать на эти аспекты внимания, заметили психологи в погонах, многие сотрудники могут не пройти тестирование на детекторе лжи.
Открытием для многих собравшихся стал доклад вице-президента Евразийской ассоциации полиграфологов Боранбая БАЙСАХАЛОВА (на снимке), который рассказал об особенностях тестирования на казахском языке:
- Во время проведения исследования очень важна предтестовая беседа с обследуемым. Специалист обязательно должен говорить с ним на одном языке и быть уверенным, что все слова и фразы исследуемый понимает так же, как полиграфолог. Вот здесь и возникают многочисленные проблемы. В Казахстан приезжают оралманы, на язык общения которых повлиял язык тех стран, в которых они жили. Казахский язык смешивается с узбекским, китайским или татарским, например. И в разных регионах Казахстана, например на севере и юге, одни и те же слова могут иметь разное значение. Я предлагаю создать специальные таблицы, в которых указаны различия в значении таких слов. Ведь реакция человека зависит от того, как он понимает вопрос, а не от того, какой смысл в него вкладывает полиграфолог. Но этому, к сожалению, начинающие специалисты часто не уделяют внимания. Необходимо учитывать и особенности менталитета.
Двухдневный семинар показал, что проблем в вопросах применения детектора лжи в Казахстане более чем достаточно. И когда они решатся, не в последнюю очередь зависит от самих правоохранителей.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы