Берегись автомобиля!
Один из самых известных урбанистов в мире, бывший мэр колумбийской столицы Энрике Пеньялоса побывал в Алматы и рассказал о своем видении развития города
В южной столице он читал лекцию для студентов. Делал это по-латиноамерикански - с душой и вдохновенно. На экране появлялись картинки одна “краше” другой: машины, стоящие в пробках, люди, идущие по узеньким обочинам, припаркованные автомобили, нагло занимающие тротуары.
Народ внимал, примеряя увиденное и услышанное на себя. И параллелей было немало.
- Доказано, что строительство новых дорог не решает транспортную проблему, а, наоборот, усугубляет ее. Посмотрите на американцев, которые возводят в своих городах огромные хайвеи и при этом не могут избавиться от пробок, - горячо жестикулировал Энрике ПЕНЬЯЛОСА (на снимке). - Когда мы строим новые дороги, мы идем на поводу у автомобилистов, облегчаем их жизнь, забирая пространство у остальных. Так, может, не всегда нужно решать проблему заторов, а иногда они могут быть даже полезными. Водитель, который стоит в пробке и тратит свой бензин, подумает о том, что есть смысл пересесть на метро или автобус.
Я в Алматы совсем недолго, но уже заметил, что все больше места в городе занимают припаркованные автомобили, - после этих слов слушатели заметно оживились, - строятся новые многополосные дороги и шоссе, развязки, которые предназначены исключительно для машин. В вашем городе проблема заторов пока не стоит так остро, как это было в Боготе. Но, уверяю вас, ситуация будет только ухудшаться, если не начать делать что-то уже сейчас. Я не читал Конституцию Казахстана, но уверен, что право на парковку в нее не включено. Власть не обязана предоставлять ее каждому гражданину страны. Кто и когда решил, что в городах больше места должно быть отведено машинам, а не людям?
Пеньялоса, известный как один из самых непримиримых борцов с автомобилями, считает, что единственный путь борьбы с пробками - сокращение количества автомобилей. И самый простой способ сделать это - ограничить места для паркововки. Когда он стал мэром, то сразу же распорядился огородить все городские тротуары так, чтобы на них невозможно было заехать, значительно увеличил штрафы за неправильную парковку и ввел меру, ограничившую использование автомобилей. Власти Боготы определили дни, когда в городе поочередно использовались машины только с номерами, заканчивающимися на четные или, наоборот, нечетные числа. В результате количество машин на улицах столицы с восьмимиллионным населением сократилось почти в два раза.
- До того как я начал преобразование транспортной системы Боготы, мои волосы были черные, - пошутил абсолютно седой Пеньялоса. - Было непросто избавить тротуары от машин. Люди говорили: “Мэр, почему ты такой упрямый? Ведь места хватает всем”. Это была настоящая война! Мне пришлось отправить 12-летнюю дочь жить к моему брату в Канаду. На каком-то этапе 77 процентов жителей Боготы не одобряли мою деятельность, я был общественным врагом номер один. Но к концу срока мой имидж уже был положительным!
Власти Боготы вложили почти 100 миллионов долларов в строительство защищенных выделенных велодорожек, расширили городские тротуары так, чтобы пространство для людей превышало площадки, отведенные для автомобилей, стали разбивать парки и создали высокоскоростную систему автобусных перевозок - БРТ, которая сейчас перевозит до 1,5 миллиона пассажиров в день.
- Я не увидел ни на одной из новых дорог, построенных в Алматы, выделенных полос для общественного транспорта. Хотя я считаю, что делать их должны обязательно! Может, это впечатление ошибочно, но я и автобусов не особенно заметил. Почему у вас не делают выделенные полосы? Этому есть какое-то обоснование?
Слушатели в зале сдержанно захихикали, а вопрос так и остался без ответа, плавно перейдя в разряд риторических.
- Думаете, богатые люди в Лондоне или Париже пользуются общественным транспортом, потому что они обожают ездить на автобусе или заботятся об окружающей среде? Ничего подобного! Просто в этих городах очень много ограничений на использование машин. Ехать в автомобиле - дорого, медленно, да и парковать его негде. Представьте ситуацию, когда по дороге мимо машин, стоящих в пробке, мчатся автобусы!
Зал, не стесняясь, веселился, видимо, пытаясь в наших реалиях представить такое чудо. Но романтик Пеньялоса, когда-то доказавший, что все в этом мире возможно, настаивал:
- Самый ценный ресурс, который есть у города, - дорожное пространство. Мне нравится структура Алматы, высота зданий, свободное место, которое можно использовать, - рассыпался он в комплиментах. - У Казахстана есть преимущество поздней урбанизации, сейчас в вашей стране начинаются те процессы, которые в Латинской Америке прошли 20-30 лет назад. Вы должны понимать, что тот Алматы, который будет в 2050 году, еще не построен на 70 процентов! Поэтому уже сейчас можно контролировать этот процесс, делать что-то кардинально новое. Например, проектировать новые районы так, чтобы одна улица была для автомобилей и общественного транспорта, а следующая, параллельная ей, - только для пешеходов и велосипедистов. У вас есть для этого все возможности. Сейчас же вижу, что вы строите широченные дороги и узенькие тротуары для пешеходов. Но, конечно, на все такие перемены должна быть политическая воля.
Оксана АКУЛОВА, фото фото Романа ЕГОРОВА, Алматы