13576

Дороги в законе

20 октября вступает в силу Закон “О дорожном движении РК”. Разбираемся в том, какие новшества приготовили для автомобилистов законотворцы

Штрафы
Накануне вступления в силу этого документа в Интернете стали появляться таблицы с новыми штрафами за нарушение правил дорожного движения. На самом деле они начали действовать еще 29 апреля, через десять дней после того, как закон подписал глава государства. Так что водители могут не пугаться: наказание за выезд на встречную полосу или превышение скорости сейчас не изменится. С 20 октября начнут действовать лишь некоторые штрафы, которые касаются, например, нарушений правил подготовки водителей и не имеют отношения к большинству автомобилистов. Что же до скидок за быструю оплату штрафа, о которых также много говорили, то они предусмотрены в новом Административном кодексе, который вступит в силу с 1 января. Тогда начнет действовать такое правило: если водитель оплатит штраф на месте через терминалы либо в течение суток с момента его наложения, то его сумма сократится на 50 процентов. Сделает это в течение семи дней - на 30 процентов.

Водительские удостоверения
В законе подробнейшим образом прописаны все категории и подкатегории, их аж 15 наименований, на управление которыми нужно получать права. Теперь это придется делать любителям небольших транспортных средств, например трициклов и квадроцик­лов. Пока конкретные сроки, когда всем без исключения автомобилистам, впервые или повторно получающим водительские удостоверения, будут вручать документ нового образца, конкретно не определены. Этот вопрос находится на согласовании в госорганах и должен решиться в ближайшее время.

Новые запреты
Закон вводит целый ряд достаточно жестких ограничений, которых не было раньше. Например, одна из обязанностей водителя “...не покидать транспортное средство без принятия мер, исключающих самопроизвольное движение транспортного средства, а также в случае его остановки сотрудником органов внутренних дел без его разрешения...”. То есть речь идет как раз о нашумевшем пункте, который запрещает водителю выходить из машины без разрешения полицейского, остановившего его. Авторы нормы уверяли общественность в том, что это сделано исключительно ради безопасности людей в погонах. За выход, как и за невыход из автомобиля по требованию стражей дорог предусмотрен штраф в пять МРП - 9260 тенге.
Запрещается развивать скорость свыше ста километров на трассах при отсутствии раздельных проезжих частей дороги, то есть на большинстве загородных магистралей страны, где нет бетонного разделителя или специальной разделительной аллеи с зелеными насаждениями.
Отныне нельзя эксплуатировать транспортные средства с нанесенными на кузов аэрографическими трехмерными рисунками. Этим пунктом законодатели окончательно поставили крест на любого рода художествах на машинах, вокруг которых было много споров.
Запрещается перевозить пассажиров с 23 часов до 6 часов утра посредством нерегулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами и микроавтобусами в междугородном, межобластном, межрайонном и международном сообщениях. Теперь возить народ ночью смогут только официально зарегистрированные транспорт­ные компании, частники на этом “темном” рынке окажутся вне закона.

Остановка по требованию
Этой животрепещущей для всех теме посвящен пункт 1 статьи 52. На наш взгляд, он достоин того, чтобы опубликовать некоторые выдержки из него, ведь раньше эти правила не были четко прописаны. Что же нам предлагают законо­творцы? Основанием для остановки транспортного средства по требованию сотрудника органов внутренних дел является:
 нарушение водителем транс­портного средства требований настоящего закона и (или) правил дорожного движения, в том числе зафиксированное техническим средством фиксации нарушение правил дорожного движения;
 работа по розыску угнанных, похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий, иных преступлений, связанных с использованием транспорт­ных средств;
 необходимость предоставления транспортного средства в случаях, предусмотренных подпунктом 7 пункта 3 статьи 54 настоя­щего закона (когда речь идет о доставке больного в медицинское учреждение);
 проверка у водителя документов на стационарных постах полиции, а также при проведении оперативно-профилактических мероприятий;
 проверка документов на перевозимый груз на постах полиции и контрольно-пропускных пунктах. В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне постов полиции с целью проверки документов на перевозимый груз.
Важно, что во втором пункте этой статьи сказано: “...остановка транспортного средства по требованию сотрудника органов внут­ренних дел по основаниям, не предусмотренным пунктом 1 (приведенным выше. - О.А.) настоящей статьи, запрещается”. То есть полицейские не смогут останавливать всех подряд просто так, без веских на то оснований. По крайней мере, это указано в законе.

Техосмотр и доверенность
Как известно, несколько месяцев назад президент распорядился отменить доверенность на управление транспортным средством и техосмотр для автомобилей не старше семи лет. Это заявление прозвучало уже после того, как Закон “О дорожном движении” был подписан. Так что некоторые его статьи посвящены как раз таки тех­осмотру и доверенностям. Они будут действовать до тех пор, пока не появятся новые законодательные акты, отменяющие их, и с ними все же придется считаться, пусть и временно.
Итак, техосмотр могут не проходить лишь автомобили в возрасте до четырех лет, которые не используются в предпринимательской деятельности в сфере автомобильного транспорта. В остальных случаях владелец транспортного средства обязан раз в год проходить такую проверку. Интересно, что теперь пос­ле техосмотра будут выдавать диагностические карты с описанием состояния машины. Если автомобиль неисправен, в карте укажут те неполадки, которые нужно устранить. Сделать это водитель обязан в течение десяти дней, после чего приехать на повторный техосмотр. Примечательно, что закон предусматривает и ответственность оператора станции технического осмотра. Если он не выявил какие-то технические не­исправности транспортного средства или не внес сведения о них в диагностическую карту, то оператор будет обязан возместить в полном объеме вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу владельца автомобиля или третьих лиц вследствие таких неисправностей. Правда, специа­листы, работающие в этой сфере, считают, что доказать это будет крайне сложно. Поэтому пока весьма сомнительно, что этот пункт будет реально работать.
Что же касается доверенности, то закон устанавливает ее обязательную регистрацию, которая “осуществляется уполномоченным органом с использованием информационных систем...”. То есть, как и раньше, придется ехать в полицию или спецЦОН. Без соблюдения этой формальности управление транспортным средством запрещено. Штраф за такую провинность составит пять МРП, или 9260 тенге.
Управлять автомобилем без этого документа можно будет только в присутствии его владельца.

Блатные номера
Обычные госномера стоить будут немного - 280 процентов от МРП, что равно 5185,6 тенге на сегодняшний день.
Впервые в Казахстане установлены цены на номера, которые в народе прозвали блатными. Теперь тем, кто хочет выделиться из автомобильной толпы, придется платить. Причем цены могут расти по мере того, как будет повышаться размер одного МРП - сейчас эта сумма составляет 1852 тенге. Итак, государственные регистрационные знаки 100, 111, 200, 222, 300, 333, 400, 444, 500, 555, 600, 666, 700, 800, 888, 900, 999 оцениваются в 13 700 процентов от МРП - 253 724 тенге. Еще дороже госномера для избранных: 001, 002, 003, 004, 005, 006, 007, 008, 009, 777 - 22 800 процентов от МРП, или  422 256 тенге. Рядом с этими цифрами любопытная сноска: за исключением транспортных средств, находящихся в ведении государственных органов, для которых размер государственной пошлины составляет 280 процентов. Получается, что представители госорганов при желании могут получить прибавляющие автомобильного веса “красивые” номера за очень скромные деньги.
Продаваться они начнут с 20 октября - в день, когда закон вступит в силу. Так что желаю­щие уже могут готовить деньги.

... А тем временем
Мы решили поинтересоваться, изучали ли рядовые полицейские новый Закон “О дорожном движении”.
- Конечно, мы проводили обучение сотрудников на местах, разъясняли им новые нормы, которые предусмотрены в этом законе, - заверил “Время” начальник управления координации в сфере безопасности дорожного движения Комитета административной полиции МВД РК Канат САДВАКАСОВ. - Например, говорили о том, как вести себя после остановки автомобиля - нарушителя ПДД. Полицейский за то время, пока он идет к машине, должен оценить обстановку и дать водителю разрешение покинуть салон. Или об этом сможет попросить сам водитель и его пассажиры. Речь шла и о том, когда можно останавливать автомобилистов. В основном это будет происходить при нарушении ПДД или на стационарных постах полиции. Мы направили на места указания о том, что в случаях нарушения этого закона к виновным будут применены жесткие дисциплинарные меры взыскания.    
- Скажите, действительно ли для автомобилей госорганов можно будет покупать так называемые блатные номера по той же цене, что и обычные, то есть за 5185 тенге?
- Да, это так, для них предусмотрена обычная пошлина. Ведь госорганы расплачиваются за номера, используя бюджетные средства, так как акиматы, местные исполнительные органы состоят на балансе государства. Зачем перекладывать эти деньги из одного госкармана в другой?
- В чем тогда смысл нововведения? Чиновники раскупят такие номера, и простым гражданам ничего не останется.
- Как показывает практика, для госорганов “красивые” номера не имеют такого значения, как для обыч­ных автомобилистов. Раньше их получение было одной из причин коррупционных проявлений, ведь они всегда пользовались повышенным спросом. Сейчас мы выводим эту еще недавно теневую составляющую на официальный уровень.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть