1609

Почему они уходят?

На этой неделе в Сайрамском районе Южно-Казахстанской области осудили по уголовной статье “доведение до самоубийства” на два года лишения свободы местную учительницу. Во время школьных каникул она прилюдно избила и оскорбила старшеклассницу, которая, не стерпев унижений, через несколько дней повесилась. Случай для Казахстана, надо отметить, редчайший.
Символично, что этот приговор прозвучал накануне Всемирного дня предотвращения самоубийств, который ежегодно отмечается 10 сентября. О ситуации в Казахстане мы поговорили с международным экспертом ЮНИСЕФ, координатором программ Евросоюза по профилактике суицида среди подростков и молодежи, доктором медицинских наук, профессором Всеволодом РОЗАНОВЫМ (на снимке).

- Казахстан, по последним данным ВОЗ, заметно улучшил свои позиции по количеству суицидов и оказался на 34-м месте в мировом рейтинге. Но представители некоторых общественных организаций говорят, что власти скрывают реальные цифры и на самом деле ситуация хуже...
- Не думаю, что в этом вопросе кто-то целенаправленно пытается скрыть правду от общественности. На мой взгляд, сейчас ни у одной страны на постсоветском пространстве нет мотивации для того, чтобы как-то приукрашивать ситуацию, связанную с суицидами. Представленные на днях показатели (см. инфографику “В моей смерти прошу винить...”, “Время” от 11.9.2014 г.) отражают более-менее реальную картину действительности: в начале 90-х произошел резкий всплеск самоубийств, затем пошел спад, в период кризиса 2008 года наблюдался некоторый подъем. И все это вполне объяснимо событиями, происходящими в странах СНГ.
Да, ситуация неблагоприятная. Казахстан относится к числу стран с высоким уровнем самоубийств - в стране совершается более 20 суицидов на 100 тысяч человек. По этому показателю республика занимает 10-е место в мире. Конечно, это заставляет беспокоиться и действовать, но совсем не означает, что нужно посыпать голову пеплом.
- Вы владеете ситуацией и в других странах СНГ. Какие, скажем так, особенности в нашей стране?
- Многие республики бывшего СССР, особенно азиатские, довольно долго жили с другими традициями и с иными ценностями. Сейчас же они встраиваются в мировую систему координат, из-за этого и возникают проблемы. В этом смысле Казахстан - очень яркий пример. Ваша страна по сравнению с соседями по Азиатскому региону наиболее открыта к модернизации, вы рванулись в эту новую жизнь активнее. Чем меньше влияние этой модернизации и больше приверженность своим традициям, семейным узам и ценностям, тем ниже количество самоубийств.
При этом в Казахстане может играть свою негативную роль огромная территория при относительно небольшом населении и оторванность от цивилизации дальних сельских районов. Люди, особенно молодые, приезжающие оттуда работать или учиться в город, испытывают огромный стресс, поскольку попадают в совершенно другой мир. Серьезное значение имеет и ментальность народа. На мой взгляд, влияние религии в вашей стране не настолько сильно, как в других странах, а вера - один из важнейших факторов, который влияет на уровень суицидности.
Еще одна из основных причин, влияющих на количество само­убийств, - социальное неравенство, материальное положение. Там, где наблюдается относительно низкий уровень суицидов - в той же Европе, например, неприлично демонстрировать свое богатство. У нас же все наоборот: главное - показать, у кого джип круче, чей дом больше...
- А почему именно в Казах­стане такой высокий уровень самоубийств среди молодежи от 15 до 29 лет? Сейчас наша страна занимает четвертое место в мире по этому показателю. Вроде живем не хуже соседей по СНГ...
- Недавно вышел отчет ЮНИСЕФ, в котором отмечается, что казахстанские подростки ничем не отличаются от остальных. Они находятся под влиянием тех же самых факторов риска: чрезмерная увлеченность Интернетом, сидячий образ жизни, потеря связи с близкими.
Примерно у 30-35 процентов подростков есть те или иные проблемы, связанные с психическим здоровьем. Речь не идет о каких-то серьезных расстройствах - шизофрении и т. д. Дело в другом: молодой человек может испытывать тревогу, находиться в состоянии стресса или депрессии, испытывать постоянную усталость и напряжение.
Одни считают, что нужно выявлять только тех людей, которые склонны к суициду, и заниматься исключительно ими. Мне же представляется, что нужно работать с более широкими слоями населения, обращать внимание на всех проблемных подростков и делать все, чтобы укрепить их психическое здоровье.
- Кто будет этим заниматься? Школьные психологи, которые зачастую некомпетенты и не заинтересованы в том, чтобы за свою мизерную зарплату нагружать себя лишней работой?..
- Мы не должны взваливать все это только на них, нужно подключать администрацию учебного заведения, родителей. Говорить с ними о суицидах и их профилактике, о том, что такое психическое здоровье.
- Разъяснительная работа у нас почти всегда ведется скучно и формально: учитель во время родительского собрания читает доклад о том, что такое психическое здоровье, а мамы и папы потихоньку засыпают.
- Но ведь можно делать все это и по-другому, например, использовать наглядную агитацию. Один из сильнейших факторов суицидального поведения - сложности, возникающие во взаимоотношениях школьников, травля и издевательства сверстников. Что делают в связи с этим в США? Когда вы заходите в школу, то видите огромный плакат “Мы против насилия в среде подростков”. Почему мы не можем применить подобный опыт? Если человеку многократно о чем-то твердить, то это рано или поздно отложится в его голове.
Нужно менять и систему организации психиатрической помощи. Да, в каждом городе есть центры психического здоровья, но они занимаются больными людьми, и родитель, который стал замечать, что с его чадом что-то не так, не поведет своего ребенка в такое заведение. А вдруг кто-то из родственников или знакомых заметит, что они посещали такой центр?
Почему бы не рассмотреть, не продумать анонимную систему консультаций или более широко использовать возможности Интернета, проводить онлайн-приемы. Я приехал в Алматы по приглашению местного управления здравоохранения, чтобы провести мастер-класс по предотвращению самоубийств для ваших психологов. Было бы неплохо, если бы те люди, которые приходили на мои занятия, пошли в школы и провели занятия с детьми. Как правило, они положительно реагируют на специалистов извне - свой психолог им может надоесть или вовсе не пользоваться авторитетом, а специалиста, которого они не знают, послушать интересно. Главное, чтобы он преподносил информацию в увлекательной форме.
Так что надо искать новые пути и методы, а если делать все это по старинке, в советском варианте, то мы никогда не добьемся улучшения.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть