5194

Прописные правила

Мама Владика Нелли ОБУХОВА (слева) и мама Айши Эльмира КУШЕРБАЕВА (справа).

Чем ближе 1 сентября, тем нервознее атмосфера в таразских гимназиях, а точнее, около гимназий. Толпы рассерженных родителей, которые не могут определить детей в выбранное ими учебное заведение, осаждают кабинеты директоров, штурмуют гороно, пишут жалобы в “Нур Отан”. Мамы и папы никак не могут понять, почему их ребенок, читающий и знающий таблицу умножения, не может стать гимназистом только из-за того, что ему не посчастливилось родиться в 6-м или 7-м микрорайоне, на улице Абая или в районе бывшего Зеленого базара…

Однако при чем тут адреса, если речь идет о качестве образования? А вот, оказывается, теперь у нас это взаимоувязано, и не таланты и знания, а прописка ребенка определяет его судьбу: повезло появиться на свет в 6-м или 7-м микрорайоне - получишь качественное образование в престижной школе. Прописан в другом микрорайоне или на другой улице - довольствуйся тем, что есть. Регламентируется эта казуистика правительственным постановлением № 127 от 19 января 2013 года, утвердившим типовые правила приема на обучение в организации образования, в 18-м пункте которых черным по белому написано: “Общеобразовательные лицеи и гимназии формируют обще­образовательные классы… для детей, проживающих на определенном микроучастке”. То есть при наборе детей в качестве главенствующего определен принцип территориальности. А чтобы у руководства гимназии не возникло соблазна сформировать класс из одаренных детей, были внесены запретительные пункт 6 “При приеме в первый класс организаций начального образования экзамены, тестирования, зачеты, конкурсы не проводятся” и пункт 8 “Не допускается комплектование классов по уровню подготовки и степени развития детей”!
О том, что отечественные гимназии по сути теряют свой статус и превращаются в обыкновенные средние школы, мы уже писали два года назад, когда эти новые правила стали действовать (см. “Оставь таланты всяк сюда входящий…”, “Прописка вместо знаний”, “Время” от 21.6 и 13.8.2012 г.). Тогда правительственная новация породила такие страсти накануне нового учебного года, что одна из гимназических директоров вынуждена была скрываться в подсобном помещении от гнева разъяренной родительской толпы. Впрочем, родителей можно понять. Судите сами: год или два готовили чадо к гимназии, обу­чали в специальном заведении для натаскивания первоклашек, платили, между прочим, за это деньги, и тут на тебе - отказ, только из-за того, что ребенок не там прописан!
Жительница Тараза Нелли ОБУХОВА не понимает, почему она должна вести ребенка в школу по месту жительства, если Закон “Об образовании” позволяет ей учить ребенка там, где она хочет.
- Моя старшая дочь учится в гимназии № 1 (поступила девять лет назад, пройдя тестирование), и своего младшего Владика я, разумеется, хочу отдать туда же, - говорит Нелли Обухова. - Но нас не берут, объясняя тем, что мы живем не на том микроучастке. А как же статья 49 Закона РК “Об образовании”, где ясно написано, что “родители имеют право… выбирать организации образования с учетом желания, индивидуальных склонностей и особенностей ребенка”?
В таком же состоянии растерянности и семилетняя Лидочка со своей мамой Ольгой МИХАЙЛОВОЙ.
- Два года занимались в подготовительном центре “Росток” - готовились в гимназию № 24, которую когда-то заканчивали я и мой муж, - рассказывает мама Лиды. - На днях купили дочке портфель, а куда идти, не знаем: в гимназию нас не принимают, потому что живем в другом районе. Так что же нам теперь делать? Вроде бы по закону выбор за нами, а в реальности - выбора нет!
С Лидиной мамой солидарна Жумагуль КОЙТАНОВА:
- Глава государства и правительство постоянно призывают к тому, чтобы развивать одаренных детей. Мой внук Ерасыл очень талантлив, он прирожденный математик - и наша семья хотела бы, чтобы он учился в гимназии № 45 с математическим уклоном. Но живем мы в районе горбольницы и потому не попадаем в эту гимназию!
…Между тем на местном телевидении в бегущей строке появилось интересное объявление: “Делаю прописку на микроучастке гимназии № 1” .
- Такие объявления висели даже в нашем школьном дворе - мы их сорвали, - сетует директор гимназии № 1 Ляззат КЫЗЫЛКУЛОВА. - Это свидетельствует о том, что проблемной ситуацией уже воспользовались аферисты, которые делают на этом деньги. Мы в течение года обходили микроучасток и выявили около 150 будущих первоклассников. А сейчас у меня уже больше 200 заявлений от родителей детей, проживающих на нашем микроучастке, при том что основная масса пойдет, как всегда, в последние дни августа.
- У нас аналогичная ситуация, - вторит директор гимназии № 24 Марина ГЛАДЧЕНКО. - Нескончаемый поток родителей, и каждый просит принять их ребенка. Мы говорим: “У нас не хватает парт”. “Купим парту!” - отвечают. Ну как объяснить, что парты-то некуда ставить. Школа постройки 1936 года, 26 учебных кабинетов - и 1020 учеников. Учимся в две смены.
- А я уже на пороге того, чтобы открывать третью смену, - подключается к разговору директор гимназии № 40 Александр ГИБНЕР. - Когда вышло правительственное постановление № 127, привязывающее школы к микроучасткам, мы посчитали, что это какая-то фатальная ошибка, и понадеялись, что ожидаемые новые типовые правила для профильных организаций образования, к которым относятся гимназии, все исправят. Но вот появились эти правила, и в них значилась ссылка на все то же постановление № 127. По нему мы и работаем: вместо положенных по нормам четырех первых классов набираем шесть, по 30 человек в каждом вместо положенных 25. Естественно, ни о каких гимназических стандартах уже речи нет - лишь бы справиться с этой массой первоклассников, прописанных в 6-м микрорайоне. Возможно, в министерстве, разрабатывая новые типовые правила, заботились о том, чтобы дети были равномерно распределены по школам, как это было раньше при Союзе. Но не учли, что время сейчас не то, и родители хотят давать качественное образование своим детям и ради этого готовы на все, в том чис­ле и поменять адрес!
Директора гимназий, а также чиновники управления образования и даже бывшее руководство области пытались изменить ситуацию: были обращения письменные и устные в профильное министерство и напрямую премьер-министру РК Кариму МАСИМОВУ (еще в предыдущий период его правления). Но голоса жамбылцев, чьи гимназисты и ученики специализированных учебных заведений по числу медалей на республиканских школьных олимпиадах и научных состязаниях на сегодняшний день являются лучшими в Казахстане, так и не были услышаны.

А как у соседей?

Мы полюбопытствовали, как идет набор в профильные учебные заведения в других странах. Тамара БЛЕСТКИНА из Санкт-Петербурга (между прочим, выпускница таразской гимназии № 40), проводя свой отпуск на малой родине, поделилась с нами российским опытом.
- В этом году моя дочь Ксюша идет в 1-й класс. Естественно, встала задача определить ее в хорошую школу, дающую качественное образование. С недавних пор в России был упразднен принцип принятия детей на учебу по месту жительства из-за того, что массовым явлением стала прописка за деньги в тех кварталах, где находятся элитные школы. Теперь у нас другой принцип: кто раньше подаст заявление. Факт, что быстрее подается заявление в электронном виде. То есть 1 февраля (первый день подачи заявлений) необходимо было начиная с 9 утра как можно раньше занести на портал госуслуг данные ребенка и получить талон электронной очереди. Подобную операцию можно было произвести еще и в МФЦ (многофункциональный центр, аналог нашего ЦОНа. - Г. В.). Затем 11 февраля школа аккумулирует все заявки и по секундам выстраивает некую виртуальную очередь, согласно которой и происходит зачисление в 1-й класс. Мы с мужем решили попробовать два варианта: и портал, и МФЦ. На портале нам удалось получить талон в 9.13, а в МФЦ на минуту раньше. Теперь мы могли подать заявление в любые пять школ в районе проживания. Мы подали в две гимназии, лицей и школу с углубленным изучением английского. Но не попали ни в одну, так как нас опередили те, кто успел зарегистрироваться в первые несколько минут. И тогда мы просто обратились с нижайшей просьбой к директору физико-математического лицея, куда ходит старший сын. И нам пошли навстречу, причем без всяких подношений! За что мы очень благодарны руководству школы! Кстати, низкий поклон нашей таразской гимназии № 40: знания, которые я там получила, оказались вполне востребованы в Санкт-Петербурге!

Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз

Поделиться
Класснуть