2507

Питьевая беда

Вот так вода из резервуара идет в поселок.

В двадцати километрах от Алматы люди пьют воду из арыка
Жители поселка Кызылкайрат никогда не знали, что такое чистая питьевая водопроводная вода. Вкратце об этой ситуации мы уже рассказывали (см. “Тёмные воды”, “Время” от 10.7.2014 г.).

Днем в селе тишина и покой, а по утрам люди с ведрами, бидонами и другой тарой собираются у единственного источника чистой воды: местный владелец автомойки за собственный счет пробурил скважину и вывел отдельный кран с артезианской водой для односельчан. Совершенно бесплатно.
У большинства кызылкайратовцев в домах установлены водоочистные фильтры, которые, по словам местной активистки Майры АЛПЫСБАЕВОЙ (на снимке), очень быстро выходят из строя: ни одно приспособление не может долго выдержать смесь глины и песка в воде. Но это в любом случае дешевле, чем, допустим, покупать новую стиральную машину.
- Мы регулярно ходим в акимат с одним и тем же вопросом: “Когда в домах будет нормальная питьевая вода?” - сетует Майра Алпысбаева. - Нам одно и то же отвечают: водоснабжение поселка в частных руках, мы тут ни при чем. ТОО “Кайнар-Сервис”, ставшее собственником водного хозяйства Кызылкайрата в 2011 году, ежемесячно берет с каждого двора плату - 500 тенге за воду, которую сложно назвать водой. От нас не скрывают - вода техническая, то есть непригодная для питья, но даже ее летом невозможно дождаться из-за слабого напора. Поэтому нижняя часть поселка на огородах ничего не выращивает.
В конце прошлого года в поселок пришел поставщик питьевой воды - БАК им. Кунаева. ТОО “Кайнар-Сервис” стало посредником. Плата за воду выросла в два раза - 1000 тенге со двора.
- Мы обслуживаем в поселке 900 домов, - говорит директор ТОО “Кайнар-Сервис” Кайрат САРСЕНБЕКОВ. - То есть за питьевую воду я должен был собрать 900 тысяч тенге, а собрал только 270. Люди отказались платить, я остался должен БАКу, мы расторгли договор, и я снова пустил в дома арычную воду. А что мне оставалось делать? Иногда, когда в воде слишком много глины и песка, я ее перекрываю.
Нам было любопытно взглянуть на водное хозяйство поселка. И мы отправились к истокам людских бед. Оказалось, что до конечного потребителя идет изначально чистейшая горная вода, но в верхней части поселка прямо вдоль русла речки Талгарки за последние годы выросли особняки и увеселительные заведения. Читатель наверняка уже догадался, что отхожие места домовладений расположены в непосредственной близости с речкой, то есть все нечистоты бегут прямиком в резервуар-отстойник, из которого затем по арычной системе вода растекается по поселку.
- Чего только в этом резервуаре мы ни находили, - говорит Майра Алпысбаева. - И дохлого осла, и какие-то помои, пластиковые бутылки, тряпки, кости животных. В общем, полный набор мусора.
Директора ТОО “Кайнар-Сервис” Кайрата Сарсенбекова мы застали прямо на рабочем месте - в здании акимата. Несколько раз он повторил: жалеет, что связался с кызылкайратовской водой. Дескать, ему надоело с протянутой рукой ходить по дворам и собирать скудную плату. Но так и не сказал главного - откуда появилась такса в 500 тенге за арычную воду с глиной, кем и когда установлен этот тариф.
- Первый и последний водопровод сюда провели в 1975 году, - сказал Сарсенбеков. - Больше водное хозяйство никаким реконструкциям не подвергалось. Развитие его так и остановилось в те советские годы. Собственно, сознание сельчан то же, ведь им давали питьевую воду за 1000 тенге со двора, они сами не стали платить. В месяц собираю 90-100 тысяч, из которых плачу зарплату и налоги. На эти деньги что я могу себе позволить?
А в 2011 году, как сообщил нам Кайрат Сарсенбеков, поселок вошел в госпрограмму водоснабжения “Ак булак”, велось проектирование. Но потом активность чиновников странным образом прекратилась. Во всяком случае, никаких светлых перспектив кызылкайратовцы пока не видят.

Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматинская область

Поделиться
Класснуть

Свежее

Избил, вставив в рот конские удила… Территория выживания
Избил, вставив в рот конские удила…

В Шымкенте в ближайшие дни перед судом предстанет мужчина, обвиняемый в неисполнении родительских обязанностей и в истязании шестерых приемных детей, которых он одного за другим взял в семью всего за три года.

2810