С правом на надежду
Готово ли общество принимать как данность желание инвалидов трудиться?
Судя по результатам социологического опроса Ассоциации развития гражданского общества (АРГО), для нас пока это очень непростой вопрос.
Легко ли в нашей стране человеку с инвалидностью устроиться на работу? Специалисты, изучившие этот вопрос, считают, что большая часть населения в нашей стране либо не задумывается над этим вопросом, либо категорично отвергает право на труд у инвалидов. Социологический опрос показал: в РК треть инвалидов не может трудоустроиться из-за своего недуга. А работать многие могут и хотят - государственного пособия на жизнь не хватает, да и хочется почувствовать себя нужным обществу. Учитывая, что каждый из нас может получить инвалидность в любой момент - катастрофы, несчастные случаи еще никто не смог отменить, эта проблема касается не только тех, кто имеет врожденную и так называемую видимую инвалидность. Какова картина на сегодняшний день?
Кайрат ИМАНАЛИЕВ, председатель ОО инвалидов с высшим образованием “Намыс”:
- Всего в Казахстане 630 тысяч инвалидов, в Алматы 40 тысяч, из них около 25 тысяч - трудоспособного возраста, трудоустроено около трех-трех с половиной тысяч. Видите, количество инвалидов, которые не трудоустроены, просто ужасающе! Инвалиды в основном работают по программам занятости, и очень мало тех, кто работает в госструктурах. Возьмите наше Министерство труда и социальной защиты - там нет ни одного начальника департамента из числа инвалидов. Где вы видели, чтобы был аким или его зам из числа инвалидов? Или хотя бы начальник какого-нибудь управления в каком-нибудь районе? Государство должно начать решать вопрос
трудоустройства инвалидов с себя.
Хочу обратить внимание на основной вопрос - инклюзивное образование. Министерство образования этот вопрос никак не может сдвинуть с места. Мы не можем добиться, чтобы при министре был советник из числа инвалидов, мы не можем позвать их на свои общественные слушания, конференции и так далее. Хотя инклюзивное образование в системе трудоустройства инвалидов и вообще в системе защиты прав инвалидов играет очень важную роль.
Сейчас мы работаем с палатой предпринимателей Алматы. Мы подсчитали: если каждый руководитель малого и среднего бизнеса возьмет на работу хотя бы по одному инвалиду, вопрос в южной столице будет закрыт. Мы увидели, что бизнес нас хочет принять, но не знает как...
Ляззат КАЛТАЕВА, председатель ОО “Ассоциация женщин с инвалидностью “Шырак”:
- Есть существенная проблема - уровень квалификации у людей с инвалидностью. Он крайне низкий. Это очень серьезно. Знаний нет, навыков нет. Кто-то вообще потерял квалификацию, кто-то не получил образования. Параллельно надо вести работу по обучению.
Сейчас идет паспортизация. Это большой плюс - насколько доступны здания для людей со всеми видами инвалидности. Очень трудно подсчитать, сколько нужно денег, чтобы привести окружающую действительность в норму.
Необходимо расширять рамки доступности, чтобы инвалиды могли сохранять чувство собственного достоинства и независимости.
Квота
Кайрат Иманалиев:
- У нас плохо работает инспекция по труду - по идее, она должна прийти к работодателю и сказать: дайте списочный состав. По закону с 2005 года в организации должно быть три процента инвалидов от общего состава сотрудников. Если это не так, извините, вам штраф в зависимости от вашего бизнеса от 40 расчетных показателей до 400. А поскольку проверки крайне редки, то бизнес не чувствует ответственности. И этот штраф мы предлагаем аккумулировать в специальном фонде. Эта система успешно работает в Германии. И потом этот фонд будет работать целенаправленно по трудоустройству инвалидов.
Ляззат Калтаева:
- При устройстве на работу инвалиду, может быть, стоит напомнить работодателю, что есть такая норма - трехпроцентная квота. Работодатель боится принимать, боится, что его нагрузят тем, что заставят потом, к примеру, построить лифт в здании. Просто потому, что в нашем законодательстве не прописано, что такое разумное приспособление. А это рабочее место, к примеру, для пользователей коляски. Там должен быть самый минимум, за рубежом давно это сделано и подсчитано: на это требуется 500 долларов... А у нас это не прописано, и работодатель отказывает, хотя здесь, я думаю, больше имеют место психологические барьеры. К сожалению, я не могу вам сказать, что знаю хотя бы одну проверку по тому, как исполняется трехпроцентная квота. Сейчас мы с Кайратом будем по этому вопросу проводить мониторинг по исполнению квоты в Алматы. Кстати, одна из наших рекомендаций заключается в том, чтобы госорганы - то же Министерство соцзащиты - взяли к себе сотрудников из числа инвалидов хотя бы уборщицами, работниками столовых.
Прогноз
Ляззат Калтаева:
- Все зависит от активности наших организаций и очень часто от воли сверху. После семи лет изучения этого вопроса я могу позволить себе быть оптимисткой: треть или четверть наших рекомендаций, скорее всего, будет реализована в ближайшие год-два.
Кайрат Иманалиев:
- Как советник при акиме я могу сказать, что работа начинает продвигаться. У нас намечены встречи с теми управлениями, которые занимаются проблемами инвалидов - здравоохранение, образование, предпринимательство. Мы обсудим, что они могут сделать.
Совет
Кайрат Иманалиев:
- У нас есть методичка, как трудоустроиться инвалиду - там четко расписано, что делать и как себя вести. Самое главное - не скрывать, что ты инвалид. Нужно помнить: ты должен быть компетентнее, чем здоровый, ты должен в знаниях быть выше того, кто не имеет инвалидности.
Ляззат Калтаева:
- Мне кажется, что очень важно человеку с инвалидностью уметь объяснять, какая у него особенность, в чем это сказывается и в то же время что он может и чего не может. Этот подход, говорят, более подкупает работодателя.
Что делать, если из-за инвалидности не приняли на работу?
Кайрат Иманалиев:
- Вам в письменной форме должны по закону написать ответ, почему не приняли на работу. Если ответ вас не удовлетворяет, вы можете подать в суд и доказывать там, что вам отказали в связи с дискриминацией.
Ляззат Калтаева:
- Я не уверена, что человек в данном случае может выиграть в суде. Юристы с той стороны докажут, что нет никаких норм, как работодатель должен обустраивать рабочее место...
Мы сталкиваемся с большой системной проблемой, надо создавать подзаконные акты, которые помогут инвалидам отстаивать свои права в суде. Мировая практика показала, что вся проблема трогается с места тогда, когда появляются несколько успешных судебных прецедентов.
Хельча Исмаилова, фото Владимира Заикина, Алматы