Город, которого нет
Чтобы оценить, как меняется Алматы, мы прогулялись по городу вместе с председателем правления Алматинского союза архитекторов Сергеем МАРТЕМЬЯНОВЫМ (на снимке).
Ту россыпь пестрых магазинчиков, кафе и салонов красоты, которые, как мидии якорь, облепили фасады старых алматинских домов, мой гид называет броским словом “шанхай”. Самый яркий пример - часть проспекта Абылай хана, что в районе ЦУМа. Разные цветовые решения, пристроенные лестницы, помпезные колонны, несуразные крылечки, кричащие вывески. От облика прежней Алма-Аты здесь практически ничего не осталось, только старина ЦУМ.
- Все это разноголосие давно пора привести к общему знаменателю, - с мнением архитектора трудно не согласиться. - Выработать концепцию исторического центра Алматы и правила, которые бы заставили частников бережно относиться к зданиям, расположенным здесь. Это позволит создать единый подход к использованию этих домов. Ведь делать это можно и деликатно, и такие примеры есть.
Мы подъезжаем к одному из жилых домов на том же проспекте Абылай хана, но уже на пересечении с улицей Жамбыла. В нем расположен бутик одежды. Все, что сделал хозяин, - поставил новую дверь и оформил проемы, при этом полностью сохранив облик здания, порталы и отделку.
- Стиль советской классики 40-х годов, в котором построен этот дом, характерен для исторической части Алматы, - объясняет Сергей Николаевич. - Да, это здание не является величайшим архитектурным памятником, но это не значит, что его не нужно беречь. Если мы хотим сохранить лицо, неповторимый облик нашего города, мы обязаны обращать на это внимание. Но, увы, положительных примеров гораздо меньше, чем отрицательных.
Что можно сказать о знаковых для нашего города зданиях? Какие-то держат марку - Театр оперы и балета имени Абая, магазин тканей “Кызыл-тан”, гостиница “Алматы”, Академия искусств им. Т. Жургенова. Некоторые, как Уйгурский театр музыкальной комедии, в котором раньше располагался театр-клуб НКВД, или здание вокзала Алматы-1, были исключены из списка памятников истории и культуры из-за тотальной перестройки и теперь живут своей, независимой от этого статуса жизнью. С какими-то и сейчас происходят метаморфозы, вызывающие недоумение. Дворец Республики и Дворец спорта им. Балуана Шолака после реставрации практически стали братьями-близнецами, заметно поменяв свой прежний облик. Мы уже привыкли и к новому имиджу центрального гастронома с новой помпезной колоннадой, совсем не сочетающейся со сдержанным, даже аскетичным стилем дома, в котором он расположен. Кому-то приходится выживать - в здании Главпочтамта, который, кстати, входит в список архитектурных памятников местного значения, расположен музыкальный магазин - черная облицовка, вывески. Опять же ничего общего с видавшим виды фасадом самого Главпочтамта. Тем временем мы вместе с Мартемьяновым подъезжаем к Казахскому театру кукол, недавно открывшемуся после реставрации.
- Что я могу сказать? - после короткой паузы. - Это беспредел. Хотя найдутся защитники проекта, которые будут уверять, что это попытка арт-хауса. Я считаю, что нужно было сохранить тот самый дом, который был, и не нарушать его стиль.
Наискосок от обновленного кукольного театра, на пересечении улиц Гоголя и Пушкина, здание Верненского женского училища, построенное еще в конце XIX века. Сейчас здесь ресторан быстрого питания, о чем свидетельствуют огромные вывески, практически полностью закрывшие от глаз горожан фасад одного из самых возрастных алматинских домов, пережившего разрушительное землетрясение 1911 года, но не устоявшего под натиском бизнеса.
- И без слов все понятно, - отмахивается архитектор. - Это пример того, как мы относимся к своей истории. Сейчас мы вынуждены оправдываться: “Здесь недоглядели, тут не успели”. А ведь мы могли бы сохранить здания старой постройки, тот же старый кинотеатр и ТЮЗ, который стоял на месте нынешних башен “Столичного центра”. Но этого, увы, не произошло. Поэтому, пока не поздно, нужно разрабатывать, утверждать и принимать на государственном уровне проект исторического центра. И как можно аккуратнее его соблюдать.
Сейчас существуют два списка памятников истории и культуры Алматы - республиканского и местного значения. В первом знаковые для города здания: Академия наук, Музей народных музыкальных инструментов, Музей искусств им. А. Кастеева, городской дом тканей “Кызыл-тан”, Вознесенский собор, спортивный комплекс “Медеу”. Всего в списке 28 названий. Во втором, местном, 118 пунктов. Самые старые здания, представленные здесь, дом аксакала города Верного А. Сейдалина и военная крепость, с которой началось развитие Верного, возведенные еще в середине XIX века. Здесь же гостиница “Казахстан”, Театр драмы им. Ауэзова, “Казахконцерт”, вокзал Алматы-2 и баня “Арасан”. Есть еще один весьма примечательный документ - перечень архитектурных сооружений, которые были исключены из заветного списка памятников истории и культуры. Приведу лишь несколько примеров, которые красноречиво говорят о нашем отношении к истории. Дом купца Ходжаева - начало ХХ века. Здание находилось на территории обувной фабрики “Джетысу”, в начале 1990-х вместе с другими ее корпусами было снесено. Здание канцелярии верненского генерал-губернатора Колпаковского, построенное в 1911 году. В 1994-м во время реставрации частично сгорело при пожаре. В таком виде памятник, будучи в бесхозном состоянии, просуществовал до 2002 года. Затем был полностью снесен, на его месте построен 9-этажный жилой дом. Дом купца Мурова - образец типовой застройки города Верного начала ХХ века. В 1990-х годах была проведена его реконструкция, в результате которой был утрачен резной декор фасада здания, перестроено крыльцо, стены обшиты современным синтетическим материалом, проведена перепланировка внутренних помещений. Дом полностью утратил первоначальный облик и теперь не представляет собой архитектурной ценности.
- Мы контролируем сохранность тех архитектурных объектов, которые входят в список местного значения, а любые работы, связанные с памятниками республиканского значения, согласуются с Министерством культуры, - поясняет руководитель отдела историко-культурного наследия и музейно-библиотечной работы управления культуры города Алматы Ляззат САГИНДИКОВА. - Согласно закону мы должны полностью сохранить облик этих зданий в том виде, в котором они существовали первоначально.
- Вы видели, что сделали со зданием Верненского женского училища? Там сейчас ресторан быстрого питания.
- Это здание не входит в список памятников. Это просто старый дом. Поэтому там можно было оборудовать магазин или кафе, разрешение на это, предварительно согласовывая проект, дает управление архитектуры и градостроительства.
- Кто решает, как будет выглядеть памятник после ремонта? Сейчас здания перестраивают так, что от оригинала практически ничего не остается.
- Это решает целая комиссия, состоящая из архитекторов, дизайнеров, художников. Всегда есть проект, который утверждается заранее. Это долгий процесс. У нас есть заключение по Казахскому театру кукол, который недавно был отреставрирован. В нем говорится, что объект был ветхим и сейсмоопасным.
- Поэтому его и не попытались сохранить в первоначальном виде?
- Проект утвердила комиссия, и мы дали разрешение на его реализацию.
Зато, как говорят сторонники подобных переделок, в театре сейчас не один, а два зрительных зала. Залов-то два, а того здания, которое было, уже нет...
Алматинский “шанхай” во всей красе.
Стеклянно-деревянный Театр кукол теперь не узнать.
Оборудовать магазины можно, практически не нарушая облика здания.
Центральный гастроном на своем веку пережил несколько реконструкций.
Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы