7731

Учитель, перед кошельком твоим...

Елена БАТЫРШАЕВА, преподаватель русского языка и литературы: Я поддерживаю политику президента, который призывает бороться с коррупцией. Что противо-правного я совершаю?

Елена  БАТЫРШАЕВА (на снимке) - один из немногих педагогов, способных открыто выражать свое мнение.
- Я, в общем-то, была аполитичным человеком, 10 лет проработала учителем русского языка и литературы, - рассказывает Елена. - Несколько лет назад в школу, где я тогда работала, пришла новый директор. И в школе расцвела коррупция. С меня постоянно на что-то собирали деньги. В частности, на ремонт класса. Я не понимаю, почему в нашей стране сложилась такая ситуация, что ремонт кабинета ложится на плечи учителя! Государство выделяет на это деньги, и немалые. Куда они уходят? У меня было два пути: собрать эти деньги с учеников либо заплатить самой. Но с учеников мы не имеем права собирать. Хотя наши бедные учителя, конечно, как-то исхитряются все-таки собрать деньги, умоляют родителей... Но мне было проще заплатить самой.
- О каких суммах идет речь?
- 10 тысяч тенге. Для учителя это ощутимо - на тот момент моя зарплата составляла 70 тысяч. На олимпиады сдавали деньги - тоже по 10 тысяч тенге: у нас в школе два года подряд проходили олимпиады по русскому языку и литературе, и мне поручали накрывать стол для учителей из других школ. Заставляли нас покупать какие-то журналы стоимостью 700 тенге. Кроме того, учителям нужно было сдавать деньги, чтобы ублажить контрольно-ревизионную комиссию (КРУ), которая контролирует финансовые расходы школ. В общем, бесконечно были различные поборы.
В какой-то момент мне это все надоело. Начала возмущаться. Отправила письмо на сайт акиму, изложив в нем все свои претензии, ведь фактов коррупции в школах я видела немало. Но комиссия, которая пришла по моему письму, заявила открытым текстом (у меня даже есть видеозапись): давать взятку КРУ - это нормально. Ну как так?!
- Что было потом?
- Я решила привлечь внимание СМИ к этой проблеме, обратилась на один небезызвестный телеканал. Приехала съемочная группа, но когда я сказала, что обращаюсь к своему президенту, журналистка меня грубо оборвала, заявив: не надо пафоса. При том, что этот канал с утра до вечера восхваляет президента. Получается, они лицемерят! Для чего они тогда работают, если не хотят донести слово простого гражданина до власти?
Я ушла из той школы, оставшись неуслышанной, но решила на этом не останавливаться. В итоге меня пригласили в управление образования, сказали, что я права, и предложили работу в другой школе.
На мой взгляд, образование у нас катится вниз, и первая причина такого положения дел - низкая зарплата учителей. Я разговариваю с учениками, студентами - никто не хочет работать учителем. При этом учитель боится всех и вся: директора школы, завуча, всякие комиссии - он не уважаем, не защищен.
Считаю, что сегодня наше образование держится благодаря тем учителям, которые начинали работать еще в советское время. Но они все уже предпенсионного или пенсионного возраста и лет через пять уйдут. И мы в любом случае столкнемся с дефицитом кадров. Я знаю, что сейчас на специальности учителя русского языка и литературы прак­тически нет студентов. А те, кто учится, говорят, что после окончания вуза в школу работать не пойдут.
Кто сегодня приходит в школу из молодежи? Те, кому больше просто некуда идти. Чему они могут научить наших детей? Ни-че-му!
Вторая проблема: как могут не свободные морально учителя воспитывать свободных детей? У меня с детьми всегда были доверительные отношения. Как-то они говорят мне: “Елена Даулетовна, нам не нравится качество еды в столовой”. Я говорю: “Пожалуйтесь директору”. А они мне: “Да вы что, нас будут ругать, нас будут травить”. Я ужаснулась: наших детей воспитывают в страхе! Какое поколение мы растим? Они изначально уверены, что на хорошую работу можно устроиться, только заплатив взятку или с помощью родственников, а знания, мол, никому не нужны. Немало и тех, кто мечтает вообще отсюда уехать. Ну разве это не страшно? А мы ведь стремимся в тридцатку развитых стран мира!
- Какие еще проблемы вы как человек, знающий эту систему изнутри, видите в сфере отечественного образования?
- Еще одна проблема - взяточничество и коррупция. Сейчас - и это ни для кого не секрет - директорами школ становятся за деньги. Этого даже не скрывают. Я считаю, что это наносит страшный урон образованию. Директором должен быть грамотный профессионал, а я знаю случаи, когда директор, извините, двух слов связать не может. И он, выложив за свою должность кругленькую сумму, начинает ее судорожно “отрабатывать”. Конечно, сейчас с меня уже никто ничего не собирает - я научилась защищать свои права и теперь спокойно работаю.
- Вы написали в соцсетях, что вам предложили вступить в проф­союз учителей. Согласились?
- Да, я вступила в профсоюз учителей. Конечно, мне очень хочется, чтобы учителя, которые попали в такую же ситуацию, как и я, приходили к нам. Мне хочется помочь им, сказать: не бойтесь! Давайте вернем нашей профессии статус престижной. К сожалению, наши учителя совершенно не верят ни в какие профсоюзы, они просто платят проф­союзные взносы, но никогда не приходят за помощью.
- За то время, что вы так активно боретесь, вам приходилось сталкиваться с давлением?
- На следующий день после митинга против девальвации, в котором я участвовала, я обнаружила, что у моей машины проколоты все четыре колеса и возле квартиры перерезаны телефонные и домофонные провода. В социальной сети мне периодически пишут какие-то незнакомые личности, чтобы я прекратила “свою деятельность”. Я только не могу понять: какую “деятельность”? Я поддерживаю политику президента, который просит меня бороться с коррупцией. Что противоправного я совершаю? Мы должны критиковать правительство, указывать на его недостатки. А как иначе они узнают мнение народа?
А наша власть почему-то настолько закрылась от общения, настолько оберегает себя законами, что даже смешно. Такая глупая политика ни к чему хорошему не приведет.
Но, надо признать, кое-какие выводы наверху все-таки делают.
- Что вы имеете в виду?
- Например, в управлении образования Алматы сейчас создана общественная комиссия по развитию образования, которая в числе других будет рассматривать и проблему поборов в школах. Меня включили в эту комиссию. Наде­юсь, она будет реально работать. Но я хочу еще раз отметить: пока у учителя не будет достойной зарплаты, все эти реформы, которые проводит Министерство образования и науки, - утопия. Не будет качественного образования, пока не будет хороших кадров. А хорошие кадры не появятся, пока труд учителя не будет достойно оплачиваться.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть