3360

Всем - по сто

Дождались. В Алматы начали действовать платные парковки, в пользе которых нас настойчиво пытались убедить чиновники. Правда, проект запустили без лишнего шума и помпы, как бы между делом, не заостряя внимания горожан на знаковом, в общем-то, событии. Видимо, расчет здесь прост, как извечное “стерпится-слюбится”. Пока работают всего четыре парковки, но постепенно будут подключать и остальные: к лету должны начать действовать и оставшиеся 38.

Подъезжаю к перекрестку Фурманова - Казыбек би. Здесь прямо напротив офиса одного из коммерческих банков работает платный паркинг. Этот автомат установили первым в Алматы. Он долго “пахал” в тестовом режиме и был своего рода подопытным кроликом. Сюда привозили журналистов, чтобы показать, как будут действовать паркоматы, на нем тестировали технику. Неудивительно, что он начал работать в числе первых. Перед парковкой - информационный щит и знак, предупреждающий, что место под солнцем на этом перекрестке платное. Ко мне тут же подбегает парнишка в привычном для любого алматинца желто-зеленом жилете и говорит, что за стоянку нужно рассчитаться. Но это не работник набившего оскомину “Алматыпаркинга” - новый штат нанимают организации, выигравшие тендер на оборудование парковочных мест. Хотя, по сути, молодые люди выполняют практически те же функции: помогают заехать и выехать и не отвечают за сохранность авто. Выхожу из машины.
- Сто тенге в час, - добавляет парковщик.
- А если я меньше часа простою? - зондирую почву.
- Все равно нужно будет платить, - слышу в ответ.
Верно, за парковку придется раскошелиться в любом случае, даже если ты задержался здесь всего на минуту. Парень тут же достает смартфон и фотографирует номер моей машины. Операционная система, которая установлена в мобильном, завязана с паркоматом, в который моментально поступает вся информация. Таким образом можно проконтролировать, какой автомобиль и как долго простоял на паркинге. На место я возвращаюсь минут через десять. Подхожу к автомату для оплаты. Зеленый жилет тут же возникает рядом со мной и пытается помочь. Экран паркомата - сенсорный. Одно прикосновение - и на нем высвечивается необходимая информация. Вверху разновидность номера: государственный казах­станский, желтый иностранный или, предусмотрено даже это, киргизский. Выбираю нужный. Тут же является виртуальная клавиатура, при помощи которой необходимо набрать номер, после чего высвечивается сумма, которую придется заплатить. Автомат принимает монеты и купюры вплоть до десяти тысяч тенге. Это указано на самом устройстве. Но все оказалось не так просто. Сначала мы вместе с парковщиком с десяток раз пытались отправить в лоно автомата две монеты по 50 тенге - он их постоянно “выплевывал”. Потом я достала из кошелька сотню - та же история.
- Может, вы у меня так деньги возьмете? - предложила я парковщику, который тщетно пытался “накормить” технику деньгами.
- Нет, так нельзя, - не повелся он.
За стоянку я все же расплатилась, но уже купюрой в 200 тенге. Видимо, емкость, в которую поступают монеты, была переполнена, все-таки за несколько дней работы городское ноу-хау уже начало оправдывать свое существование. В будни здесь яблоку негде упасть. Место бойкое, вокруг куча всевозможных организаций, поэтому и на парковке всегда аншлаг. Правда, по мнению завсегдатаев, движение здесь стало гораздо более интенсивным. Нет такого, как раньше: приехал, бросил машину - и в офис. Обычные клерки теперь вынуждены ставить авто в других местах, подальше, не то денег не напасешься. Здесь же задерживаются только владельцы черных джипов с крутыми номерами. А в общем-то, народ на все происходящее реагирует сдержанно-нервозно.
- Совсем уже обложили, за все деньги дерут, - возмущается один из припарковавшихся, но все же идет по своим делам. Большинство проглатывают неприятную новость: подходят к паркомату и платят.
Чтобы понять, будет ли достигнута главная цель алматинских чиновников, которые затеяли этот проект, исходя, по их словам, исключительно из высоких и благородных целей, нужно время. Пересядут ли люди, прижатые к стенке платным паркингом, на общественный транспорт? Не факт. Скорее, в близлежащих домах и на прилегающих клумбах появится еще больше машин. Улучшится ли экологическая обстановка в городе? Опять же вопрос риторический. Рассуждать о цивилизованных подходах к решению этой проблемы и кивать на Запад можно будет лишь после того, как в Алматы заработает развитая, удобная и доступная сеть общественного транспорта. Пока этого не произойдет, власти и люди так и останутся по разные стороны “автомобильных баррикад”.

Где стоим?
42 паркомата, как и было обе­щано, появятся в Алмалинском и на некоторых улицах Медеуского района. В среднем они рассчитаны на 10-15 машин. Сейчас работают всего четыре стоянки: на перекрестках Фурманова - Казыбек би, Жибек жолы - Зенкова, Зенкова - Гоголя и на участке по улице Богенбай батыра между проспектом Достык и улицей Калдаякова. Оставшиеся должны появиться к лету, более точных дат никто не называет.


За сколько стоим?
Время работы платных парковок с 8.00 до 20.00. Стоимость часа - сто тенге. Эти правила едины для будней, выходных и праздничный дней, так что разницы в оплате не будет. Бесплатно смогут парковаться только инвалиды и участники Великой Отечественной войны, машины со служебными номерами, принадлежащие госорганам, при этом на каждом паркинге будет предусмотрено место для автомобилей экстренных служб. А вот тем, кто живет возле платной стоянки, на снисхождение со стороны городских властей рассчитывать не приходится. Тема о том, что именно они окажутся в самом невыгодном положении, обсуждалась неоднократно. Власти, как водится, обещали вопрос рассмотреть, но, видимо, до него так и не добрались. Поэтому людям придется платить на общих основаниях или искать другое место для парковки.


Как накажут?
В Административный кодекс РК все еще не внесли изменения, которые хоть как-то могли бы отрегулировать этот момент. В документе до сих пор нет статьи, предусматривающей штраф за неоплаченную парковку, хотя о их необходимости говорят уже целый год. Подобные алматинским паркинги вскоре должны появиться и в Астане. Так что власти двух столиц активно работают над этим вопросом, но когда он решится, непонятно. Так что пока основной расчет на честность и совестливость человека, который энное количество времени простоял на платном участке. По идее, он может развернуться и со спокойной душой уехать. Самое большое наказание, которое ему грозит, - передача дела в административный суд, который может потребовать только возмещения платы за парковку. Понятно, что вряд ли кто-то станет связываться с нарушителем из-за ста-двухсот тенге - судебные издержки куда дороже.

Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть