Всем - по сто
Дождались. В Алматы начали действовать платные парковки, в пользе которых нас настойчиво пытались убедить чиновники. Правда, проект запустили без лишнего шума и помпы, как бы между делом, не заостряя внимания горожан на знаковом, в общем-то, событии. Видимо, расчет здесь прост, как извечное “стерпится-слюбится”. Пока работают всего четыре парковки, но постепенно будут подключать и остальные: к лету должны начать действовать и оставшиеся 38.
Подъезжаю к перекрестку Фурманова - Казыбек би. Здесь прямо напротив офиса одного из коммерческих банков работает платный паркинг. Этот автомат установили первым в Алматы. Он долго “пахал” в тестовом режиме и был своего рода подопытным кроликом. Сюда привозили журналистов, чтобы показать, как будут действовать паркоматы, на нем тестировали технику. Неудивительно, что он начал работать в числе первых. Перед парковкой - информационный щит и знак, предупреждающий, что место под солнцем на этом перекрестке платное. Ко мне тут же подбегает парнишка в привычном для любого алматинца желто-зеленом жилете и говорит, что за стоянку нужно рассчитаться. Но это не работник набившего оскомину “Алматыпаркинга” - новый штат нанимают организации, выигравшие тендер на оборудование парковочных мест. Хотя, по сути, молодые люди выполняют практически те же функции: помогают заехать и выехать и не отвечают за сохранность авто. Выхожу из машины.
- Сто тенге в час, - добавляет парковщик.
- А если я меньше часа простою? - зондирую почву.
- Все равно нужно будет платить, - слышу в ответ.
Верно, за парковку придется раскошелиться в любом случае, даже если ты задержался здесь всего на минуту. Парень тут же достает смартфон и фотографирует номер моей машины. Операционная система, которая установлена в мобильном, завязана с паркоматом, в который моментально поступает вся информация. Таким образом можно проконтролировать, какой автомобиль и как долго простоял на паркинге. На место я возвращаюсь минут через десять. Подхожу к автомату для оплаты. Зеленый жилет тут же возникает рядом со мной и пытается помочь. Экран паркомата - сенсорный. Одно прикосновение - и на нем высвечивается необходимая информация. Вверху разновидность номера: государственный казахстанский, желтый иностранный или, предусмотрено даже это, киргизский. Выбираю нужный. Тут же является виртуальная клавиатура, при помощи которой необходимо набрать номер, после чего высвечивается сумма, которую придется заплатить. Автомат принимает монеты и купюры вплоть до десяти тысяч тенге. Это указано на самом устройстве. Но все оказалось не так просто. Сначала мы вместе с парковщиком с десяток раз пытались отправить в лоно автомата две монеты по 50 тенге - он их постоянно “выплевывал”. Потом я достала из кошелька сотню - та же история.
- Может, вы у меня так деньги возьмете? - предложила я парковщику, который тщетно пытался “накормить” технику деньгами.
- Нет, так нельзя, - не повелся он.
За стоянку я все же расплатилась, но уже купюрой в 200 тенге. Видимо, емкость, в которую поступают монеты, была переполнена, все-таки за несколько дней работы городское ноу-хау уже начало оправдывать свое существование. В будни здесь яблоку негде упасть. Место бойкое, вокруг куча всевозможных организаций, поэтому и на парковке всегда аншлаг. Правда, по мнению завсегдатаев, движение здесь стало гораздо более интенсивным. Нет такого, как раньше: приехал, бросил машину - и в офис. Обычные клерки теперь вынуждены ставить авто в других местах, подальше, не то денег не напасешься. Здесь же задерживаются только владельцы черных джипов с крутыми номерами. А в общем-то, народ на все происходящее реагирует сдержанно-нервозно.
- Совсем уже обложили, за все деньги дерут, - возмущается один из припарковавшихся, но все же идет по своим делам. Большинство проглатывают неприятную новость: подходят к паркомату и платят.
Чтобы понять, будет ли достигнута главная цель алматинских чиновников, которые затеяли этот проект, исходя, по их словам, исключительно из высоких и благородных целей, нужно время. Пересядут ли люди, прижатые к стенке платным паркингом, на общественный транспорт? Не факт. Скорее, в близлежащих домах и на прилегающих клумбах появится еще больше машин. Улучшится ли экологическая обстановка в городе? Опять же вопрос риторический. Рассуждать о цивилизованных подходах к решению этой проблемы и кивать на Запад можно будет лишь после того, как в Алматы заработает развитая, удобная и доступная сеть общественного транспорта. Пока этого не произойдет, власти и люди так и останутся по разные стороны “автомобильных баррикад”.
Где стоим?
42 паркомата, как и было обещано, появятся в Алмалинском и на некоторых улицах Медеуского района. В среднем они рассчитаны на 10-15 машин. Сейчас работают всего четыре стоянки: на перекрестках Фурманова - Казыбек би, Жибек жолы - Зенкова, Зенкова - Гоголя и на участке по улице Богенбай батыра между проспектом Достык и улицей Калдаякова. Оставшиеся должны появиться к лету, более точных дат никто не называет.
За сколько стоим?
Время работы платных парковок с 8.00 до 20.00. Стоимость часа - сто тенге. Эти правила едины для будней, выходных и праздничный дней, так что разницы в оплате не будет. Бесплатно смогут парковаться только инвалиды и участники Великой Отечественной войны, машины со служебными номерами, принадлежащие госорганам, при этом на каждом паркинге будет предусмотрено место для автомобилей экстренных служб. А вот тем, кто живет возле платной стоянки, на снисхождение со стороны городских властей рассчитывать не приходится. Тема о том, что именно они окажутся в самом невыгодном положении, обсуждалась неоднократно. Власти, как водится, обещали вопрос рассмотреть, но, видимо, до него так и не добрались. Поэтому людям придется платить на общих основаниях или искать другое место для парковки.
Как накажут?
В Административный кодекс РК все еще не внесли изменения, которые хоть как-то могли бы отрегулировать этот момент. В документе до сих пор нет статьи, предусматривающей штраф за неоплаченную парковку, хотя о их необходимости говорят уже целый год. Подобные алматинским паркинги вскоре должны появиться и в Астане. Так что власти двух столиц активно работают над этим вопросом, но когда он решится, непонятно. Так что пока основной расчет на честность и совестливость человека, который энное количество времени простоял на платном участке. По идее, он может развернуться и со спокойной душой уехать. Самое большое наказание, которое ему грозит, - передача дела в административный суд, который может потребовать только возмещения платы за парковку. Понятно, что вряд ли кто-то станет связываться с нарушителем из-за ста-двухсот тенге - судебные издержки куда дороже.
Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы