6341

Тренировочный пролёт

Здесь собирают современные тренажеры
для казахстанской армии.

Актюбинские военные прокуроры подрезают крылья Родины

ТОО “Алматыэнергосервис” отвергает обвинения военной прокуратуры Актюбинского гарнизона в поставке бракованных авиатренажеров для нужд армии. Эти уникальные инновационные разработки казахстанских специалистов не имеют аналогов в республике, ими активно интересуются в других странах. Но надзорный орган без проведения соответствующей экспертизы почему-то обвинил их в неполноценности.

На минувшей неделе некоторые СМИ со ссылкой на помощника военного прокурора Актюбинского гарнизона Ербола СЫЗДЫКОВА распространили прямо-таки шокирующую информацию. Мол, ознакомительные полеты на тренажерах выявили “грубейшие нарушения”: их детали и узлы делались из запчастей списанных самолетов и вертолетов, а компания-производитель вообще не имеет лицензии “на разработку и производство вооружения и военной техники”. Мы обратились к руководству “Алматыэнергосервиса” с просьбой прокомментировать ситуацию. В компании нам не только дали разъяснения, но и показали свои производственные мощности.
Вообще, ТОО “Алматыэнергосервис” хорошо известно в наших военных кругах - фирма зарекомендовала себя как надежный поставщик качественных тренажеров танков и БТР для Военного института сухопутных войск. А три года назад компания начала разрабатывать учебные машины для нужд военной авиации. Уже имея положительный опыт сотрудничества с “Алматыэнергосервисом”, Минобороны РК в рамках гособоронзаказа заказало компании три авиатренажера - вертолет Ми-17, самолет Л-39 и тренажер для руководителей полетами. Разумеется, серьезная комиссия предварительно проверила компанию на соответствие квалификационным требованиям и подтвердила: “Алматыэнергосервис” им вполне соответствует. Машины предназначались курсантам Военного института Сил воздушной обороны в Актобе. Контракт был заключен в 2012 году на сумму 1,074 млрд. тенге. Срок исполнения договора - 30 октября 2013 года. К этой дате тренажеры должны были уже работать.
Согласно условиям договора заказчик, то есть Минобороны, обязался подготовить в институте специальное помещение для установки тренажеров. Однако эта процедура сильно затянулась. Естественно, сотрудники компании прекрасно видели, что площадка еще не готова. Поэтому уже с апреля 2013 года руководство ТОО “Алматыэнергосервис” принялось бомбардировать военное ведомство письмами, выражая беспокойство по поводу проволочек с помещением. А чтобы не терять времени, инженеры компании завозили в институт детали оборудования. Но сразу все установить не могли - дорогущей электронике могло повредить соседство со строительным мусором и пылью. В итоге по вине заказчика площадка после ремонта была введена в эксплуатацию только 9 ноября (хотя, напомню, срок контракта истекал 30 октября). При том, что “Алматыэнергосервису” нужен был еще хотя бы месяц на монтаж оборудования! Руководители ТОО признают: возможно, они погорячились, начав монтаж оборудования в не готовом к этому помещении. По идее, на их месте следовало в день истечения контроля - 30 октября - зафиксировать факт неготовности площадки, развернуться и уехать, а потом выставить Министерству обороны иск. Как бы то ни было, стороны в конце концов нашли компромисс: инженеры “Алматыэнергосервиса” завершат инсталляцию тренажеров и сдадут их в эксплуатацию до новогодних праздников. А к тому времени оборонное ведомство уж точно успеет подготовиться к “встрече” чудо-техники.
Но тут на авансцене появились… военные прокуроры.
- Насколько нам известно, у актюбинского военного прокурора в институте в это время проходила плановая проверка (по крайней мере, мы хотим верить в то, что она была плановой), - рассказывает юрист “Алматыэнергосервиса” Людмила КУЛАГИНА. - По ее результатам проверяющие заявили о нарушениях при исполнении договора о поставке тренажеров. Но мы со всей ответственностью заявляем: эти выводы основаны на субъективном мнении помощника военного прокурора Актюбинского гарнизона и не подтверждаются ни документами, ни фактами. К тому же в 2013 году нас - по тем же вопросам - уже проверяла Алматинская военная прокуратура. Проверка шла три месяца, и в итоге мы ее прошли без замечаний. Спрашивается, что такого увидели актюбинские стражи закона?
Что ж, вопрос, конечно, интересный, и мы к нему еще вернемся. А пока отметим: до этого момента в качестве авиатренажеров отечественного производителя никто - в том числе спецы Мин-обороны - не сомневался. И вдруг… спецы становятся истцами! Аккурат после претензий актюбинских стражей закона в МО решают подать в суд на “Алматыэнергосервис”, обвинив фирму в… нарушении сроков поставки оборудования! Вот уже воистину - с больной головы на здоровую…
Впрочем, военных чиновников отчасти можно понять: череда громких скандалов, сотрясавших оборонное ведомство  в последние годы, по всей видимости, отбила у его подчиненных желание “бодаться” с прокурорами. А тут все одно к одному: сроки исполнения контракта сорваны, стражи закона возбудились… Короче, самое время идти на поклон к Фемиде. А ведь, по большому счету, не вмешайся в процесс актюбинские законники в погонах - и через месяц-другой будущие военные летчики получили бы свои тренажеры, а их изготовители - положенные деньги к обоюдному, так сказать, удовольствию.
А руководители военного министерства еще и набрали бы очки в глазах руководства страны - за благое дело: как никак поддержали отечественного производителя! Тем более что глава государства справедливо считает такую поддерж­ку одним из основополагающих условий конкурентоспособности Казахстана. Вот что говорил Нурсултан НАЗАРБАЕВ, выступая в апреле 2013 года (как раз в то время, когда “Алматыэнергосервис” начал встревоженную переписку с Мин-обороны) на заседании совета иностранных инвесторов:
- Мы поставили перед собой масштабную цель - войти в тридцатку наиболее развитых экономик мира. Сильная экономика - это сильное предпринимательство, высокая конкурентоспособность отечественных предприятий, их кооперация. Поддержка отечественного бизнеса обозначена мной как второе по важности направление нового политического курса.
Вот эти бы президентские слова да прокурорам в уши!
Увы, из-за их “компетентного” вмешательства в высокотехнологичное производство в пролете оказались все - и военные, и фирма-заказчик, и республиканский бюджет (на который легла дополнительная нагрузка в виде пени, штрафов, расходов на оплату труда экспертов и т. п.). А самое главное - это может пагубно сказаться на безопасности полетов.
Впрочем, наших чиновников в погонах это, похоже, не слишком заботит. Во всяком случае, дальнейшее развитие событий красноречиво свидетельствует: президентскую установку о вхождении страны в тридцатку наиболее развитых экономик мира в военной прокуратуре воспринимают, мягко говоря, без энтузиазма.
- В декабре наш руководитель получает уведомление о расторжении контракта на поставку тренажеров, - продолжает свой рассказ Людмила Кулагина. - Хотя невыплаченная нам сумма по контракту осталась - 196 млн. тенге. При этом заказчик тут же требует гарантии завершения работы, после которой компании выплатят оставшуюся сумму. В это время военный прокурор Актюбинского гарнизона утверждает: именно по его представлению расторгли контракт. Ничего подобного! Поскольку дата расторжения контракта 14 декабря, а акт прокурорского реагирования датирован 27 декабря. 29 декабря военный прокурор отправляет еще одно представление в Минобороны, обвиняя “Алматыэнергосервис” в том, что у нас нет лицензии, в фальсификации стандартов и очень настоятельно требует рассмотреть предмет нашей квалификации.
15 января по представлению прокуратуры военно-следственное управление возбуждает дело. Следователь ВСУ начинает вести опрос. По основному вопросу - соответствует ли компания квалификационным требованиям - информация следователю была предоставлена исчерпывающая. Прокурор видит, что все его старания ни к чему не приводят. И… дает интервью прессе, которое, на наш взгляд, дискредитирует компанию. Но то, что говорит прокурор в интервью, не соответствует действительности.
В чем же обвиняет “Алматы-энергосервис” помощник актюбинского военного прокурора?
Вот основные тезисы интервью г-на Сыздыкова.
Во-первых, он обвинил “Алматыэнергосервис” в отсутствии лицензии на производство тренажеров. К слову, в компании на это готов ответ: а лицензия согласно законодательству не требуется - достаточно набора сертификатов, которые в наличии. Поскольку авиатренажеры раньше в Казахстане не производились, в “Алматыэнергосервисе” разработали для них специальный стандарт, подготовили все патенты, в том числе на программное обеспечение, разработали технологический процесс. Контракт компания заключила, имея на руках эксперт­ные заключения.
Во-вторых, компания использует детали, снятые со списанных самолетов и вертолетов. Но, по словам заместителя генерального директора “Алматыэнергосервиса” Александра МАТВИЕВСКОГО, это именно тренировочный агрегат, который лишь имитирует настоящий самолет или вертолет.
- Те имитаторы деталей, которые мы изготавливаем (например, органы управления, ручки, переключатели), действительно взяты из деталей отлетавших свое боевых машин, - признается он. - Но это общепринятая практика, глупо ведь резать на части новую технику, чтобы сделать из нее тренажер, который никогда не оторвется от земли. А мы монтируем в старые узлы, от которых остается только механическая часть, новую электронику, датчики. Такой тренажер, по сути, становится новым. Мы ему даем гарантию 3 года, а также устанавливаем срок эксплуатации 15 лет, в течение которого мы полностью отвечаем за тренажер.
В-третьих, в публикациях тренажеры “Алматыэнергосервиса” называются “бракованными”. В компании парируют: а кто их забраковал? Неужто помощник прокурора обладает широкими специальными знаниями, чтобы делать такие выводы? Если это действительно так, остается только восхищаться нашими блюстителями закона. Они, наверное, и пересадку сердца смогут сделать, и в космос полететь без подготовки.
В-четвертых, прокурор заявляет: обучение курсантов на таких тренажерах “не исключало возможного возникновения авиакатастрофы при настоящем полете”. В компании задаются резонным вопросом: если будущий летчик, не занимаясь на тренажере, сразу сядет за штурвал настоящей боевой машины, то разве это убережет его от катастрофы? Тем более что на сегодня в Военном институте Сил воздушной обороны имеется только один авиатренажер,  устаревший морально и физически, - самолета Як-18. Если стараниями прокуратуры “Алматыэнергосервис” не доведет начатое дело до конца, на чем станут учиться летать будущие военные летчики? Обеспечат ли такие “крылья родины” полноценную обороноспособность государства и в случае чего защиту его граждан?
Как тут не вспомнить прошлогоднюю катастрофу в Актобе самолета Л-39, в результате которой погибли молодой курсант и летчик-инструктор. Возможно, трагедии удалось бы избежать, имей летная alma mater в своем арсенале тренажер на базе этого самолета…
Вообще говоря, понять логику сотрудников актюбинского военно-надзорного органа сложно. Видели ли они, как в “Алматыэнергосервисе” делают тренажеры? Автор этих строк видел и готов свидетельствовать: это тяжелая, кропотливая и - подчеркиваю - ручная работа десятков специалистов, которые с нуля разрабатывают алгоритм работы будущей машины, тестируют ее на авиапредприятиях Украины, пишут компьютерные программы, собирают микросхемы…
В итоге будущий летчик садится в авиатренажер, который в деталях имитирует настоящий полет. Перед глазами курсанта - экран с трехмерной картой местности. Кабина тренажера поворачивается и кренится в точности как настоящий самолет или вертолет. Все приборы реагируют на каждое действие курсанта. Честно говоря, мне было сложно поверить, что такую технику способны делать наши, казахстанские, специалисты. Тем не менее это так. Кстати, казахстанское содержание проекта - более 75 процентов. При этом компания работает без государственной поддержки, реинвестируя собственные оборотные средства в новые разработки. “Алматыэнергосервис” рассчитывает начать продажу своих тренажеров в страны Юго-Восточной Азии, регулярно участвует в выставке военного вооружения KADEX. Согласитесь, такую фирму надо всячески поддерживать, а не проверками мордовать! И нет сомнений в том, что глава Минобороны Адильбек Джаксыбеков в отличие от актюбинских стражей закона это понимает.
Между прочим, несмотря на обилие желающих зайти на казахстанский рынок с аналогичной продукцией, изделия “Алматы­энергосервиса” вполне конкурентоспособны не только по качеству, но и по цене. Один отечественный тренажер стоит 470 млн. тенге - вместе с платформой, которая двигает кабину “воздушного судна”. Между тем у конкурентов из одной дружественной страны, граничащей с Казахстаном, аналогичный тренажер (без платформы, кстати) тянет на почти вдвое большую сумму - 850 “лимонов”. Как говорится, комментарии излишни.

Александр МАТВИЕВСКИЙ демонстрирует гордость инженеров “Алматыэнергосервиса”.

В тренажерах более 75 процентов деталей - казахстанское содержание.


Виктор БУРДИН, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы



Поделиться
Класснуть