3274

Куда мы катимся?

Вчера алматинским журналистам решили показать, как работают муниципальные автобусные парки. Правда, картинка получилась приглаженной - везде нас ждали и встречали целыми делегациями. Несмотря на внешнее благообразие, чиновники все же признали, что в транспортной сфере еще немало проблем. 

Руководитель управления пассажирского транспорта акимата города Алматы Талгат АБДЫКАРИМОВ (на правом снимке) попытался рассказать о своих достижениях. Он рапортовал о том, сколько новых автобусов и троллейбусов было закуплено, насколько увеличилось количество перевозимых пассажиров и какие маршруты появились. Но Талгата Абдыкаримовича снова и снова спускали на бренную землю не самыми приятными вопросами. Приходилось кивать на будущие достижения.
В 2015 году в Алматы должна заработать система электронного билетирования. В ней транспорт­ное начальство видит чуть ли не панацею: когда из сферы общественных перевозок уйдут наличные деньги, с ними канут в Лету и гонки, которые устраивают водители, грязные и прокуренные салоны и хамское отношение к пассажирам. Все будет чинно-благородно: сотрудники автопарков перестанут гоняться за прибылью, потому что с введением новой системы появится и совершенно другой принцип работы - свою зарплату водитель будет получать за километраж, который в день наматывает его автобус или троллейбус, время прохождения рейса и его регулярность, а не за размер выручки.
Впрочем, пока наличка остается той больной мозолью, на которую постоянно наступают перевозчики, и не важно - частные они или государственные. В ходе рейда журналистам показали, как идет рутинная работа в муниципальном автобусном парке, который чиновники с помпой открыли в декабре 2010 года. На стендах диспетчерской - выговоры и предупреждения водителям-нарушителям. Такой список вывешивают каждый день. Пробегаю глазами - в каждом примерно по 20 фамилий. Вечером ездить невыгодно - пассажиров слишком мало, поэтому водители и предпочитают досрочно заканчивать свой рабочий день. А припозднившиеся алматинцы в это время мерзнут на остановках.
Еще одно нарушение - сбор денег с пассажиров автобусов, оборудованных валидаторами. На это тоже есть свой черный список. В автопарке даже придумали особый вид наказания: за каждые собранные пять тысяч тенге из зарплаты проштрафившегося водителя вычитают 20 тысяч. На одних действует, другим все равно.
- Своей работой дорожат семейные, возрастные люди, которым есть что терять, - говорит начальник алматинского троллейбусного парка Толеген КУДАЙБЕРГЕНОВ. - Да, случаи, когда водители собирают деньги наличными, а вместо них выдают бумажки, есть. Я лично увольняю тех, кто попадается на этом несколько раз. Это в основном молодые ребята. Но в нашем парке размер выручки практически не влияет на зарплату, и мы хотим отойти от этой системы.
Вообще работа (хотя в данном случае это слишком громкое слово) валидаторов стала чуть ли не главной темой разговоров. По ним прошлись и журналисты, и чиновники. Как оказалось, сталкивался с хитрой системой обилечивания пассажиров даже зам­акима города Алматы Юрий ИЛЬИН (на снимке).
- Когда вы в последний раз ездили на автобусе? - спросила я его.
- Буквально на прошлой неделе, просто решил проехать, посмотреть. Зашел как обычный пассажир и, честно говоря, сразу же сделал замечание: валидатор в салоне почему-то не работал, а вместо билетов водитель выдавал какие-то бумажки. Я знаю, что есть факты, когда водители специально отключают валидаторы, а потом утаивают деньги, собранные с пассажиров. Сейчас мы будем увеличивать защиту валидаторов, устанавливать камеры видеофиксации, которые будут следить за процедурой оплаты проезда. Эти проблемы есть не только в частных, но и в муниципальных парках, и это надо признать.
- Вы сами как считаете, какие проблемы сегодня существуют в работе алматинского общественного транспорта?
- К сожалению, у нас дефицит квалифицированных водителей общественного транспорта, - не стал юлить Юрий Ильин. - Возле второго муниципального автобусного парка, который мы сейчас строим, будет открыта специальная авто­школа. За счет этого мы надеемся хотя бы частично решить проблему кадрового голода. Кстати, там будут занятия по этике. Пока же ситуация такова, что все, кто имеет права определенной категории, могут прийти на собеседование. Уточняем предыдущую историю его работы и, если она нас устраивает, берем его в штат. Проблемы есть и в культурном поведении водителей.
Как выяснилось, проверочные вояжи почти каждую неделю устраивает и Талгат Абдыкаримов.
- Я одеваюсь попроще и сажусь в первый подъехавший автобус, - говорит он. - По пути записываю в блокнот все недочеты, а потом звоню директору автопарка и рассказываю о них. Правда, иногда водители меня узнают, тогда они сразу начинают объявлять все остановки и ведут себя вежливо...
Увы, но господина Абдыкаримова не клонируешь и не посадишь в каждый автобус. Так что пока придется ездить так, как это решит водитель...

Перед выходом на маршрут водителей тестируют на алкоголь.

Только факты

За одну смену только водители муниципального автобусного парка сдают в кассу от пяти до шести миллионов тенге. Монеты сортируют при помощи специальной машины, пересчитывают, а потом сдают инкассаторам. В день через кассиров проходит около двух тонн железных тенге. Один водитель должен сдать от 30 до 40 тысяч тенге, план зависит от маршрута и дня недели.
Сейчас разрабатывается проект развития БРТ - это выделенные полосы для скоростного движения общественного транспорта, которые существуют во многих мегаполисах мира. На прошлой неделе состоялись предварительные слушания по этому поводу. Сейчас для работы БРТ предлагается пять транспортных коридоров: проспекты Абая, Толе би, Райымбека, улицы Сейфуллина и Тимирязева. Из них специалисты выберут один, который и станет экспериментальной площадкой для создания целой системы БРТ.


Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

От редакции Проблемы общественного транспорта волнуют не только алматинцев, но и жителей всех больших городов Казахстана. Достаточно вспомнить недавний случай в Караганде, когда водителя автобуса уволили с работы за хамство. А ведь это не единичный случай. В конце концов, если мы называем себя цивилизованным государством, для граждан должны быть созданы комфортные и безопасные условия. Для начала хотя бы в общественном транспорте.

Поделиться
Класснуть