2975

Накатались - в хлам!

Реализация программы по утилизации старых автомобилей в Казахстане может начаться уже в 2015 году

В начале этой недели снова всплыла тема утилизации отживших свой век автомобилей. На одном из заседаний вице-премьер Бакытжан САГИНТАЕВ сказал, что “правительство Казахстана, возможно, разработает стимулирующие программы по утилизации”. По словам чиновника, они должны будут содействовать более скорому обновлению автопарка.

Судьбой отечественного авто­хлама наши чиновники озаботились почти год назад. 20 февраля 2013 года депутат мажилиса Турсунбек ОМУРЗАКОВ обратился к премьер-министру Серику АХМЕТОВУ с предложением создать в Казахстане программу по утилизации старых автомобилей (см. “Тачка как подачка”, “Время” от 23.2.2013 г.). Тогда немногие отнеслись к словам чиновника всерьез, решив, что это очередное популистское заявление. Но все оказалось не так: уже проходили встречи специалистов, которые обсуждали, как можно реализовать этот проект. Было установлено, что утилизации подлежат примерно 450 тысяч старых и не находящихся в эксплуатации автомобилей. Появились и первые цифры, касающиеся размера компенсации, которую будет получать владелец за свой “антиквариат”, - полторы-две тысячи долларов
(см. “Когда автомобиль - не роскошь, а просто хлам”, “Время” от 7.3.2013 г.). С тех пор об этой теме вроде забыли. Но на самом деле работа в этом направлении не прекращалась.
Как нам стало известно, специалисты Ассоциации казахстанского автобизнеса еще в ноябре прошлого года представили на рассмотрение правительства РК концепцию утилизации вышедших из эксплуатации автомобилей. Это двухсотстраничный программный документ, над которым аналитики ассоциации работали почти весь прошлый год. В его основу легло исследование состояния казахстанского автопарка. Специалисты выявили самые проблемные регионы, подсчитали количество автомобилей, какими должны быть мощности предприятий, на которых будет производиться утилизация, необходимое количество шрейдерных заводов по переработке металла, предполагаемые затраты и экономические выгоды.
- Нам предстоит построить целую новую отрасль, - рассказали нам в Ассоциации казахстанского автобизнеса. - Предполагается, что в ее рамках будут работать целые комплексы по переработке вторичных отходов, и речь идет не только об автомобилях. Утилизироваться будет и сельскохозяйственная, габаритная бытовая техника - холодильники или стиральные машины например, другие технические приспособления. Сейчас мы получили заказ от правительства на разработку более детальной модели, по которой в дальнейшем можно будет реализовывать эту систему. Тогда примерно в 2015 году мы смогли бы ее внедрить. Сейчас нужно подготовить целый пакет законодательных документов, найти инвесторов. Предстоит огромная работа.
В идеале перед разработчиками программы стоит задача создать в Казахстане систему рециклинга - повторного использования или возвращения в оборот отходов производства. Например, автомобильный концерн BMW заявляет, что 98 процентов запчастей, применяющихся при сборке их машин, можно использовать еще раз. А Япония обеспечивает свой рынок металлом именно за счет отлаженной системы рециклинга: они делают из него новые автомобили и другую технику.
Впрочем, по сути хорошая и нужная идея в казахстанских реалиях может стать карикатурой на программы утилизации, успешно действующие в западных странах. Например, сразу возникает вопрос, кто будет определять, какой автомобиль нужно отправлять под пресс, а какой еще может пару-тройку лет бегать по нашим дорогам. Предполагается, что под промышленный нож попадут машины, которые уже не эксплуатируются, и 20-30-летние “старички”. Но одно дело колымаги, гниющие во дворах, - с ними большинство владельцев расстанутся безболезненно. А как быть с теми ветеранами автопрома, которые все еще ездят? Не секрет, что такими машинами буквально заполонены Алматинская и Южно-Казахстанская области. К примеру, большинство бомбил в южной столице рассекают на “фольксвагенах” и “ауди”, произведенных еще в те времена, когда Казахстан был частью СССР. У их владельцев нет денег на покупку нового авто, и этих людей никакими калачами не заманишь на утилизационный пункт. Выход из ситуации один: отсеивать автохлам во время техосмотра.
- Нужно ужесточать государственный контроль за теми автомобилями, которые не могут пройти технический осмотр, - считает председатель республиканской Ассоциации центров технического осмотра автотранспортных средств Александр ПОЛОНСКИЙ (на снимке). - Они не должны ездить по нашим дорогам, потому что представляют опасность для окружающих. А выявлять их нужно в центрах технического осмотра. Владелец обязан либо привести машину в надлежащее состояние, либо утилизировать ее.
- Думаю, вы сами прекрасно понимаете, что эта схема не начнет работать до тех пор, пока талон о прохождении технического осмотра можно будет купить, что сейчас и происходит.
- Нельзя говорить, что эта сфера полностью коррумпирована. Да, среди таких центров есть те, которые, как бы вам сказать... безобразничают. Их наказывают, а большинство предпринимателей, занимающихся техническим осмотром, не допускают никаких нарушений.
Что бы ни говорили, “безобразники” все-таки есть, и именно из-за них программа по утилизации автомобилей может забуксовать. Не факт, что окажется популярной и предлагаемая схема: сдал старый автомобиль, купил “в масле” казахстанской сборки. У многих просто нет денег на такую обновку, да и к отечественному автопрому у большинства автолюбителей до сих пор предвзятое отношение.
- Конечно, для людей в этом все равно будет выгода: после утилизации старой машины они получат сертификат и смогут потратить на покупку новой - пусть на тысячу долларов, но меньше, - говорит председатель Независимого автомобильного союза Эдуард ЭДОКОВ (на снимке). - Но весь вопрос в том, что покупатели смогут приобрести взамен. Те недорогие марки, которые предлагают наши производители, морально устарели. Это ситуация, когда человеку вместо копья дадут лук, а не пулемет или автомат. Мне как потребителю эта утилизационная программа, как говорят, ни уму ни сердцу. Хороший автомобиль я все равно не куплю, а менять шило на мыло нет смысла.


Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы

P.S. На следующей неделе Ассоциация казахстанского автобизнеса будет проводить отчет о своей работе. В числе прочего должна прозвучать и более детальная информация, касающаяся утилизационной программы. В ближайших номерах мы обязательно об этом расскажем.

Поделиться
Класснуть