4387

Запчастный интерес

Всю уходящую неделю в Алматы не работали 35 магазинов, торгующих автозапчастями на машины марки Toyota и Lexus. Этой акцией предприниматели хотели привлечь внимание общественности к проблеме, возникшей из-за запрета ввоза на территорию Казахстана так называемых “серых” запчастей. Магазины заработают вновь в понедельник, однако активисты готовят точно такую же акцию - но уже республиканского масштаба.

Два года назад, почти сразу после вступления в Таможенный союз, ряд правообладателей внесли свои товарные знаки в реестр объектов интеллектуальной собственности Таможенного комитета РК. Сейчас в этом перечне находится немало известных мировых автобрендов: Nissan, Mitsubishi, Mersedes, SsangYong и целый ряд других. В этот же список попали и Toyota с Lexus. Именно с этого момента вне закона оказались “серые” запчасти - детали, пусть даже оригинальные, но ввезенные без согласия правообладателя.
- Раньше мы ввозили все автозапчасти из Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), - объясняет один из инициаторов создания Союза независимого автобизнеса Казахстана Александр СУНДУКОВ (на снимке). - В этой стране расположены огромные склады зап­частей, на которых есть все. Там продаются оригинальные запчасти, произведенные в Японии, только цены на них ниже, чем где-либо. Дело в том, что производитель отдает Эмиратам этот товар с большой скидкой, его с минимальными транспортными расходами привозят в страну и оттуда распродают по всему миру. Официальные дилеры, работающие в Казахстане, покупают те же самые запчасти, только на складах в Бельгии. Здесь они стоят дороже из-за больших транспорт­ных и иных расходов. Когда появился запрет, мы были вынуждены поставлять запчасти через Россию: наши соседи привозят их опять же из ОАЭ, а мы их перекупаем. Это абсолютно законно: мы можем приобретать товар, легально ввезенный в одну из стран Таможенного союза. Но только из-за такой схемы у нас серьезно возросли расходы, и цены на запчасти поднялись сразу на 20 процентов. При этом у официальных дилеров на некоторые позиции они возросли в полтора-два раза.
Сейчас в Казахстане зарегистрировано около 3,7 миллиона автомобилей, свыше миллиона из которых - марки Toyota и Lexus. 70 процентов всех “японцев” по мировым меркам уже старички: этим машинам от семи лет и больше. Как говорят представители Союза, беда официальных автодилеров в том, что они привозят в Казахстан запчасти только на те автомобили, которые продают сейчас или продавали когда-либо.
- Официальные дилеры не в состоянии на сто процентов обеспечить потребности рынка, - продолжает Сундуков. - Например, у них в наличии практически нет запчастей на праворульные авто и машины, привезенные из Америки. Если вы сделаете заказ, то деталь будет идти от двух недель до 60-90 дней. Все это негативно отражается на автомобилистах, которые вынуждены переплачивать и ждать.
Впрочем, Toyota Motor Corporation, защищающая свои права, делает это в рамках действующего законодательства. В Ассоциации казах­станского автобизнеса, куда мы обратились за комментариями, попросили выслать официальный запрос и по­обещали в ближайшее время ответить на все вопросы. Но отметили, что и дальше будут продолжать борьбу с незаконным ввозом автозапчастей, которые зачастую не отвечают ни техническим требованиям, ни нормам безопасности. Итогом этой работы сейчас стало письмо-предупреждение, которое на минувшей неделе разослала в магазины, торгующие запчастями для Toyota и Lexus, одна из крупных юридических фирм, защищающая интересы официального представителя японского автогиганта - Toyota Motor Corporation (ТМС). В нем, в частности, говорится: “...немедленно прекратить и не допускать впредь любое использование товарных знаков Toyota, включая ввоз, хранение, предложение к продаже и продажу товаров, обозначенных товарными знаками Toyota... В течение 15 дней после получения настоящего письма оплатить в пользу ТМС штраф в размере 470 евро...”. В случае же, если получатель письма не выполняет эти требования, ТМС оставляет за собой право обратиться в правоохранительные органы.
Правда, никто из владельцев магазинов платить пока не стал, все ждут, как ситуация будет развиваться дальше.
- В моем понимании нет такого выражения “серые запчасти” - есть оригиналы и дубликаты, - говорит начальник отдела запас­ных частей одного из крупных автосервисов Алматы Сергей МИХЕЕВ. - Чтобы там ни говорили официальные представители Toyota, большинство предпринимателей ввозят именно оригинальные детали. Продавцы в магазинах или на рынке говорят открыто, какая запчасть сделана в Японии, где дубликат, а где китайская подделка. Но противостояние продолжается, и оно отражается на нашей работе. Рядовые СТО заботятся примерно о 80 процентах автомобилей, находящихся в Казах­стане. Сейчас вы не сможете сразу же загнать на ремонт автомобили марки Toyota и Lexus на станции, принадлежащие официальным дилерам. Вам придется ждать.
Сегодня представители Союза независимого автобизнеса Казахстана добиваются того, чтобы в законодательные акты, регулирующие взаимоотношения в сфере интеллектуальной собственности, были внесены изменения, которые бы позволили беспрепятственно ввозить в страну оригинальные запчасти.
- Мы за то, чтобы государство боролось с подделками, - говорит Сундуков. - Но в этой ситуации под ударом оказываются не только они. Ведь законы страны должны защищать своих граждан, а не интересы иностранных компаний. Сейчас люди, которые занимаются этим 15-20 лет, рискуют остаться без работы. Нужно отстаивать их права и делать все, чтобы снизить цены на запчасти и вернуть людям право выбора.

Возвращаясь к напечатанному

Большая чистка?

На днях родное МВД обнародовало любопытные цифры о количестве автомобилей с киргизскими номерами, находящихся на территории Казахстана. Со ссылкой на данные комитета таможенного контроля Минфина полицейское ведомство сообщило: в нашу страну въехало около 200 тысяч таких машин, а владельцы только тысячи из них прошли процедуру таможенного оформления. 

Недавно наша газета писала о том, что проблема киргизских авто, часть которых находится в стране незаконно, решается вяло и неспешно (см. “Киргизский тупик”, “Время” от 20.11.2013 г.). Причины такой нерасторопности -
в нехватке кадров и несогласованности в работе структур, которые и должны навести порядок в этой сфере. Судя по всему, в МВД решили взбодрить своих подчиненных на местах и заявили, что теперь рейды по выявлению “киргизов”, незаконно бороздящих просторы нашей страны, возобновятся и станут регулярными. Когда и где начнутся “чистки” автомобильных рядов, пока не сообщается.
“Только в текущем году по вине водителей автомобилей с кыргызскими номерами в ДТП погибли 49 человек, ранен 271, - объясняет причины своего рвения МВД в распространенном пресс-релизе. -
Совершено более 21 тысячи нарушений правил дорожного движения, по которым наложено 11,5 тысячи штрафов на сумму около 100 миллионов тенге. Из них взыскано только 25 процентов. С помощью автоматических систем фиксации выявлено свыше 14 тысяч нарушений ПДД, совершенных водителями автомашин с номерами Кыргызстана, на сумму 185 миллионов тенге”.
Вместе с тем полицейские признают, что владельцы таких авто не торопятся платить: предписание о наложении штрафа может быть оформлено только тогда, когда известен владелец транспорт­ного средства, а информации о них в базах данных полицейских попросту нет: машины зарегистрированы в другой стране. Представители МВД обратились к казахстанцам, владеющим такими автомобилями, с призывом оформить их в таможенных органах и полиции. Будет ли услышан этот глас?..

Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть