3109

Заложники большой дороги

Пока в правительстве страны в Астане оживленно обсуждают грандиозные перспективы развития транспортной инфраструктуры страны, в далекой Кызылорде от этой самой инфраструктуры могут пострадать ни в чем не повинные... дачники. По словам местных жителей, им останется разве что перелетать через заградительные бордюры, которые вскоре установят по обочинам международной трассы.

Автобан Западная Европа - Западный Китай, казахстанский участок которого вот-вот запустят в эксплуатацию, грозит отрезать от остального мира садовое товарищество “Труд” близ областного центра. Стройка века кипит! А людям остается только ждать, когда дорога окончательно оставит их в дураках...
Международный транспортный коридор Западная Европа - Западный Китай, сотни километров которого проходят по территории Кызылординской области, должен стать мотором экономического прогресса в регионе. Транзитный потенциал, новые рабочие места в придорожном сервисе, развитие туризма, бизнеса, экономических связей с зарубежными партнерами - поводов радоваться скорой сдаче в эксплуатацию автобана у администрации региона хоть отбавляй.
- Заканчиваются работы на кызылординском участке коридора Западная Европа - Западный Китай, - рассказывает начальник отдела контроля качества и приемки работ КОФ “КазАвтоЖол” Нурбол АБЫЗБАЕВ. - Общая стоимость кызылординского участка проекта 163,5 миллиарда тенге. Это 812 километров современного автобана. В строительстве в Кызылординской области участвуют четыре генеральные подрядные компании и 12 казахстанских субподрядных организаций. Довести транзитный коридор до полной готовности планировалось в марте-апреле 2013 года, но позже сроки завершения строительства были сдвинуты на ноябрь нынешнего года.
А ноябрь-то - вот он, считаные дни отделяют кызылординцев от “праздника большой дороги” - которому рады все, кроме...
Густонаселенное садовое общество “Труд” - часть дачного массива “Сабалак”, по существу, огромного микрорайона на окраине Кызылорды. До “Сабалака” ходят маршрутки, здесь постоянно живут сотни семей, местные дети ездят в ближайшую школу в поселок Тас­богет.
Правда, “Труд” отделен от “Сабалака” пус­тошами, зарослями тугайного леса, сквозь которые прорубили узкие тропинки - в общем, не самый легкий путь до автобусной остановки предстоит ребенку, отправляющемуся грызть гранит науки. Да и для взрослых, идущих на работу или в магазин за покупками, маршрут, прямо скажем, не самый приятный... Стаи бродячих собак, грунтовые тропинки, осенью вынуждающие утопать по щиколотку в грязи, - так что остается напяливать поверх ботинок медицинские бахилы... К тому же вечером освещения никакого.
Словом - явно не Бродвей. Но для многих семей, живущих здесь, дачный домик в садовом обществе - единственная недвижимость, так что никакой логистической альтернативы у них нет. Жить-то надо!
Мы давно привыкли к мелким неудобствам, - рассказывает житель “Труда” Жахан КУЛАМКАДЫРОВ (на сним­ке), - и без нужды жаловаться не станем. Народ у нас дружный, с проблемами справляемся сами, но тут такое дело, что остается только руками развести...
А дело в том, что единственный нормальный съезд к “Труду” - с трассы, которая остается под “европейско-китайской” магистралью, то есть в буквальном смысле слова накрывается ею. Западная Европа - Западный Китай строится на базе старой дороги республиканского значения Шымкент - Самара, действовавшей многие десятилетия. Мелкие автомобильные “тропы” выводят на трассу Шымкент - Самара по всей области. Но где-то проектировщики предусмотрели съезды, мосты, трубопроводы и даже скотопрогоны, дающие возможность местным жителям без проблем соседствовать с “трассой века”. А в районе “Труда” - нет. Почему? Сегодня на этот вопрос никто не ответит. Пока транспорт­ный коридор еще не запущен, из садового товарищества автомобилисты выезжают прямо на участок строящегося автобана.
- А завтра здесь установят ограничительные бордюры: через них на машине не проедешь - разве только взлететь... И мы будем отрезаны от остального мира! - говорит Жахан, у которого есть свой железный конь. - Ни угля привезти, ни человека в больницу или куда-то еще доставить. Вы бы видели, как нас в дебрях “Сабалака” “скорая” обычно разыскивает! Удобнее самим привозить заболевших в лазарет. Но с каждым днем приближается угроза полной “блокады”. Ясно, что из-за нас перекраивать транспортный коридор международного значения теперь никто не станет. Но скажите: что нам делать?!
- А мост через канал, по которому наши дети-школьники по утрам переходят до остановки, вы видели?! - вступают в разговор соседи Куламкадырова.
Врать не буду - видела, но и только: прогуляться по нему не решилась. А ведь мостом этим пользуются все жители массива “Сабалак”! Уже несколько лет это сооружение в аварийном состоянии: во время ледохода покорежило опоры моста, они вот-вот рухнут, но... другой дороги “к цивилизации” у дачников нет.
- Мы обращались в администрацию города, когда поняли: еще один-два ледостава, и ходить придется в буквальном смысле “по воздуху”, - говорят люди.
Но навести мосты с городской властью жителям “Труда” не удалось - чиновники им даже не ответили.
- Боимся больше всего за детей, дежурим по утрам и вечерам в дни учебы - переводим их с берега на берег. Особенно страшно зимой. А что делать? - разводят руками “трудовики”.
Честно говоря, очень хотелось бы найти ответ на другой “проклятый” вопрос: кто виноват? И уж совсем хорошо было бы узнать, кто и когда вспомнит о двух сотнях семей, ставших, по сути, заложниками большой дороги.

Наталья ДЕНИСОВА, фото автора, Кызылорда

Поделиться
Класснуть