6360

Толчок отсчёта

Проживающие в частном секторе алматинцы в недоумении: почему они должны платить за канализацию, которой отродясь не пользовались?

Нужно ли платить за канализацию тем, кто к ней не подключён?

В Алматы все сильнее разгорается скандал, в центре которого стали жители частного сектора. Людям, чьи дома никогда не были подключены к центральной канализации, пришли счета на ее оплату. Сейчас противостояние коммунальщиков и горожан грозит перерасти в “войну”.

Началось все в октябре, когда стали приходить первые квитанции с графой “Канализация”. Народ начал роптать. В офисах ГКП “Тоспа су” - дочерней организации “Алматы су”, которая обеспечивает отведение и очистку сточных вод в Алматы, начался ажиотаж. Люди пытались выяснить, почему они должны платить за то, чем никогда не пользовались.
- Мне пришел долг в 12 тысяч тенге, начисленный с 2010 года, - говорит жительница микрорайона “Ужет” Гульсум БЕКТАСОВА. - Сейчас я пытаюсь понять, за что меня заставляют платить. У всех жителей частного сектора есть септики или обычные сливные ямы, за их очистку мы отдаем деньги ассенизаторам. У некоторых эта сумма доходит до 60 тысяч тенге в год. Получается, что теперь мы будем платить дважды.
Лидии МАРЕНКО пришел счет на 15 тысяч тенге. Но проблема в том, что эту сумму насчитали за последние три года, а дом, в котором живет женщина, был построен только год назад!
- Раньше здесь не было не то что канализации, самого дома, - недоумевает Лидия. - Мне интересно знать, на каком основании были сделаны расчеты. Я обратилась с письмом в “Тоспа су” и жду ответа. Квитанции за ноябрь за другие комуслуги уже оплатила, но вот за канализацию раскошеливаться не стала. Жду, чем все закончится, как и все мои соседи. Они в полном недоумении, все пытаются получить разъяснения, но пока мы толком ничего не знаем. Ситуация крайне странная: думаю, что примерно 90 процентов потребляемой нами воды уходит на технические нужны: полив, бассейн, мытье машин. А платить нас заставляют, основываясь на количестве потребленной воды. Эта схема совершенно некорректна.
Ситуация действительно более чем странная. Чтобы разобраться в этой истории с душком, мы обратились к виновникам канализационных баталий - коммунальщикам.
- Почему плату за пользование канализацией стали начис­лять именно сейчас, а не пять или десять лет назад?
- Во-первых, в Водоканал пришло новое руководство, - попытался объясниться начальник управления энергетики и коммунального хозяйства акимата Алматы Мурат КУНЕВ (на снимке). - Во-вторых, сейчас мы стали больше внимания уделять вопросам экологии. И в-третьих, есть несколько судебных решений, принятых в 2010 году, в которых говорится, что “действия предприятия (ГКП “Тоспа су”. - Ред.) по выставлению счетов за услуги по отведению и очистке сточных вод жителям, не присоединенным к канализационным сетям, признаны правомерными”.
- Решение было принято три года назад. Почему так долго ждали?
- Все это время шла интенсивная переписка с различными структурами. Представители ГКП “Тоспа су” за это время получили подтверждение от уполномоченных государственных органов в области экологии и санитарно-эпидемиологического контроля о том, что эта организация является единственной, предоставляющей услуги канализационной системы в городе Алматы. Слив стоков производится только в одном месте, созданном на базе этого предприятия. Туда приезжают все ассенизаторы, сливают всю воду в специальную яму, а платят только за промывку емкости своей машины всего 830 тенге. Но ведь сточная вода попадает в общую канализацию. Потом она идет по коллектору в очистные сооружения. В городе около 80 процентов жилого фонда составляет частный сектор. Примерно 60 тысяч домов не подсоединены к городской канализации, при этом они потребляют около 10 миллионов кубометров воды в год. Возникает вопрос: куда эта вода сливается после использования? Наверное, процентов сорок уходит на полив, а остальная часть идет на другие нужды и превращается в сточную воду. Так что жители домов вносят существенную лепту в функционирование городской канализации, но при этом платят только ассенизаторам.
- Но ведь люди правы в том, что сейчас им придется платить дважды: и ассенизаторам, и “Тоспа су”. Пусть тогда это предприятие создаст свою ассенизаторскую службу, которая централизованно будет вывозить сточные воды.
- Сейчас ассенизаторские машины - это конкурентный рынок, на котором в основном работают представители области. И их, конечно, сложно контролировать. Мы уже думали, как этот вопрос можно отрегулировать. Допустим, составить список таких машин и обязать их отдавать часть денег, собранных с жителей “Тоспа су”. Но чтобы сделать это, нужно провести очень большую работу, внести поправки сразу в несколько законодательных актов. Чтобы подключить эти дома к канализации, тоже уйдет очень много времени. Но наводить порядок нужно. По правилам, вы­гребная яма должна быть герметичной и водонепроницаемой, но это не всегда соблюдается. Большей частью вода уходит в грунт.
- Тем более. Она же не попадает в канализацию. За что тогда платят люди? И почему в таком случае в счетах указано, что размер канализационных стоков равен количеству потреб­ляемой воды?
- Есть методика определения объемов предоставленных услуг водоснабжения и водоотведения, утвержденная приказом председателя Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 26 сентября 2011 года. В ней говорится, что “...объем предоставленных услуг водоотведения принимается равным объему предоставленных услуг водоснабжения (питьевого, технического, горячего)...”. Мы хотим добиться того, чтобы люди стали более дисциплинированными и не пускали воду в грунт, строили нормальные септики.
- Вы думаете, это поможет?
- Возможно. Начинать с чего-то нужно.
- Это не связано с тем, что коммунальщики таким способом пытаются залатать дыры, образовавшиеся в их бюджете?
- Та сумма, о которой идет речь, не такая существенная.
- Вам не кажется, что вы ущемляете права горожан?
- Есть судебное решение по этому вопросу, подтверждающее, что все в рамках закона.
- То есть ждать каких-то изменений бесполезно, нужно идти и платить?
- Пока так. Мы будем искать и другие пути решения этой проблемы, но в то же время не будем пускать все на самотек.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть