Век работы не видать?
В КУИС уверяют: 47 процентов осужденных трудоустроены. Верится с трудом - во многих колониях огромные пустующие площади с морально устаревшим и неработающим оборудованием.
На днях в Астане прошел международный форум на тему “Ждет ли общество экс-заключенных?”. В ходе дискуссии мнения участников кардинально разделились: правозащитникии диполоматы из Великобритании и Норвегии заявили о бездействии сотрудников акиматов в таком серьезном вопросе, как трудоустройство и реабилитация бывших зэков. Однако чиновники, по долгу службы обязанные с августа 2010 года работать с экс-заключенными, упирали на то, что с такой категорией людей могут справиться лишь полицейские.
Это самое большое заблуждение - именно работники муниципалитетов с сильной социальной программой могут и должны помочь человеку, который только вышел из тюрьмы, - считает региональный директор представительства “Международная тюремная реформа в Центральной Азии” Сауле МЕКТЕПБАЕВА (на снимке слева). - У нас работает несколько проектов, в рамках которых мы обучаем сотрудников акиматов развивать в партнерстве с бизнесом программы трудоустройства. К сожалению, мы часто забываем, что социальная часть самая важная, но при этом мы не хотим, чтобы 15 тысяч человек, ежегодно выходящих на свободу, вновь возвращались за колючую проволоку.
Специалисты провели исследование и пришли к выводу: если принять программу по трудоустройству бывших заключенных, экономия бюджета на содержание осужденных составит порядка 22 миллиардов тенге за 2014-2020 годы.
- Сегодня около 80 процентов заключенных - люди до 40 лет. Это наиболее трудоспособный и деторождаемый возраст, - говорит директор Центра мониторинга прав человека Ардак ЖАНАБИЛОВА (на снимке справа). -Путем трудоустройства бывших заключенных, работы по их ресоциализации можно решить немало проблем: погашать судебные иски, которые заключенные не могут оплачивать годами, - в тюрьмах нет работы. Во-вторых, появится возможность поддерживать их семьи материально. Но пока мы видим обратную ситуацию: бедная женщина сутки тратит на дорогу, привозит в колонию на свидание к мужу или сыну огромные баулы с продуктами и одеждой, а все потому, что существующие в колониях предприятия РГП “Енбек” не могут обеспечить всех желающих работой.
По словам г-жи Жанабиловой, человеку нужно дать шанс начать новую жизнь, но трудовые квоты для бывших заключенных, предоставляемые акиматами, проблему не решат - заключенным нужно дать профессию, а не квоту.
Существующих трех процентов квоты, конечно, мало, - считает заместитель акима Мангистауской области Ануар ЧУЖЕГУЛОВ (на снимке слева). - Но администрация колонии, а также предприятия РГП “Енбек” тоже не должны оставаться в стороне. В наших колониях готовят людей по невостребованным специальностям. Вопрос к руководству КУИС: в одной нашей колонии готовят токарей на старых, изношенных станках. Есть новые и современные, стоят не так дорого - около двух миллионов тенге. Для нужд колонии необходимо четыре станка - это не такие уж и большие деньги.
Заместитель министра труда и социальной защиты населения Кайрат АБСАТТАРОВ (на снимке справа) долго и с особым задором говорил о программе “Дорожная карта”, работая в которой, можно улучшить финансовое положение бывших заключенных и даже получить кредит на покупку жилья.
- Все это хорошо звучит, - парировала директор фонда “Право” Ольга РЫЛЬ, в прошлом высокопоставленный сотрудник МВД РК. - Меня интересует, есть ли для трудных подростков вакантные места в вашей “Дорожной карте”? Почему такие подростки всегда обделены вниманием государства? Я уже несколько лет занимаюсь с трудными подростками, и за это время всего один парень, освободившийся из малолетки, вернулся обратно в тюрьму. Остальные влились в общество и начали учиться, работать.
Кайрат Абсаттаров пообещал поднять этот вопрос в своем министерстве и придумать схему, как охватить трудоустройством малолеток.
За всей этой полемикой внимательно наблюдали сотрудники посольств Великобритании и Норвегии, а также руководители центрального офиса “Международной тюремной реформы”. Сидящие рядом с ними начальники отделов и управлений труда и социальной защиты населения акиматов вели себя по-разному: одни откровенно зевали, другие периодически покидали зал, чтобы ответить на телефонные звонки, третьи что-то лихорадочно записывали. Вели свои конспекты и сотрудники Генеральной прокуратуры и КУИС.
Итоги заседания подвела депутат мажилиса Светлана БЫЧКОВА. Она поблагодарила собравшихся за активное участие в работе форума и сообщила о том, что в нижнюю палату поступил проект закона уголовно-исполнительного кодекса, который с учетом прозвучавших мнений потребует изменений и дополнений.
Между тем двое бывших осужденных, которых пригласили в качестве гостей, так и не смогли выступить - регламент не позволил. Зато в кулуарах их окружили журналисты, и вчерашние зэки с видимым удовольствием рассказывали, с каким трудом им удалось преодолеть все препоны, которые чинили сотрудники местных исполнительных органов, и через что пройти, чтобы вернуться в общество нормальными людьми, получить специальности и заработать скромный капитал. А тем временем высокопоставленные казахстанские чиновники, одергивая деловые костюмы от известных кутюрье, покидали форум на персональных джипах. Как говорится, сытый голодного не разумеет...
А между тем на проект по дальнейшему трудоустройству бывших заключенных МИД Норвегии уже выделил 238 840 долларов.
За решеткой наиболее востребованная специальность - швея. Но на воле зэкам-швеям работы нет.
Массовая безработица в колониях приводит к бесцельному шатанию, разборкам, азартным играм...
Тохнияз КУЧУКОВ, фото Нурзата КАРИМА, Алматы - Астана