Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось
Приаралье захлестнула новая волна детских суицидов. По данным прокурора Кызылординской области Сапарбека НУРПЕИСОВА (на снимке), если в 2012 году произошло 11 детских самоубийств, то за первые 10 недель текущего года зарегистрировано 10 суицидальных случаев - один в неделю.
Детские правозащитники изучают каждый случай с маленьким самоубийцей.
- Добровольно уходят из жизни чаще дети из малообеспеченных, состоящих на учете как неблагополучные, а также многодетных семей, - рассказывает директор областного департамента по защите прав детей Арман КАРЖАУБАЕВ (на правом снимке). - Виноваты, получается, взрослые, не сумевшие адаптироваться в социуме, с ними их дети делят эту трудную жизнь. Государственные органы давно должны понять: работать над детскими проблемами надо через призму семьи. Благополучна семья - все в порядке с ребенком.
Увы, как должно быть и как есть - две большие разницы. Органы внутренних дел, система образования, комиссии по делам несовершеннолетних при акиматах “живут” - планируют, отчитываются - в цифрах. Порой кажется, что человеческие проблемы для них - категория второстепенная, и досадно им только, когда цифири портят показатели.
- При всем при этом между ведомствами отсутствуют тесные связи, - утверждает Каржаубаев. - По одной и той же проблеме образование работает отдельно, полиция отдельно, комиссии по делам несовершеннолетних вообще склонны скорее лишать граждан родительских прав, чем думать о том, как помочь семье выправить негативную ситуацию.
Настя КУЗНЕЦОВА из Кызылорды лишь в 10 лет пошла в первый класс. Да и то в середине года. И лишь благодаря стараниям специалистов облдепартамента по защите прав детей. Да, девочка из неблагополучной семьи, тем не менее непутевые родные девочку любят, а на вопрос, почему ребенок к 10 годам даже читать не умеет, разводят руками: “Так получилось...”. А как у наших “доблестных” госорганов так получилось?
- Насти почему-то не было в списках органов регистрации с рождения. В органах опеки и попечительства девочку тоже не знали, хотя родителей часто навещали участковые полицейские, которые даже не догадались хотя бы в ИДН сообщить, что вот там-то неблагополучно проживает ребенок, - сокрушается Арман Молдабаевич. - А куда смотрели педагоги близлежащей школы, когда совершали подворные обходы с целью учета будущих первоклассников? Увы, за последние два года мы не обнаружили ни одного ребенка, не посещавшего школу по субъективным причинам.
Зачем государство держит в учреждениях образования психологов, если те не замечают суицидального поведения у детей, а если и замечают, то ничего не делают? - задается очередным вопросом наш собеседник и повествует о печальной судьбе Болата ОНЕРБАЕВА, воспитанника школы-интерната №3, повесившегося несколько месяцев назад на поясе от кимоно на трубе в спальне этого учреждения:
- Болат и его брат поступили в интернат в позапрошлом году. У мальчиков были конфликты с отчимом. В семье, состоящей на учете как неблагополучная, четверо детей: двое от первого брака матери, двое от второго. Болат нелады с родными переживал сильно. До того как он покончил жизнь самоубийством, у него уже была попытка суицида. Школьный психолог знал, что у ребенка неблагополучная семья, депрессивное настроение и была неудачная попытка свести счеты с жизнью. Он должен был быть рядом с Болатом везде и всюду!.. Сейчас, уже после случившегося, ушел с работы по собственному желанию интернатский психолог, уволилось и руководство, но ребенка, увы, не вернешь...
Примечательно, что волна подросткового суицида синхронна всплеску детской преступности. Очевидно, причины этих происшествий идентичны. В 2012 году наблюдался рост преступлений, совершенных несовершеннолетними кызылординцами. В некоторых районах области ситуация просто катастрофическая. К примеру, в Аральском районе количество подростковых преступлений выросло на 360 процентов, в Казалинском - на 550 процентов. Каждое 14-е преступление дети совершили будучи пьяными! На учете у наркологов сотни курящих подростков. Более 50 малолеток задержаны в прошлом году полицейскими за распитие спиртных напитков в общественных местах.
- У наших школьников очень низкое правовое воспитание, - констатирует прокурор Кызылординской области Сапарбек Нурпеисов. - А такое бывает, когда органы, работающие с детьми, к профилактике подростковой преступности относятся формально.
Наталья ДЕНИСОВА, фото автора, Кызылорда