На Достыке тучи ходят хмуро...
Перед любым путником, когда он едет на Достык, встает выбор Ильи Муромца: “Направо пойти - коня потерять. Налево пойти - голову сложить...”. Если действительно направо пойдешь, то автодорогу до станции Достык без проблем не преодолеть. За зиму здесь выпадает столько снега - Заполярью не снилось! А юго-восточный ветер евгей может запросто опрокинуть не только большегрузные фуры, но и вагоны. Это зимой. А с наступлением весны становится и вовсе весело. 160-километровый отрезок пути превращается в сущий ад. От ям и колдобин самому Шумахеру не увернуться. Словом, не один добрый молодец рискует остаться здесь без коня...
Можно, конечно, по-ехать другим путем - железнодорожным. На вокзале станции Бесколь, несмотря на ранее утро, сотни пассажиров, ожидающих отправки. Покупаем за 576 тенге билет на пригородный поезд. Этот состав едет на Достык из Актогая. В народе его с доброй иронией называют бичевозкой. Чем обязан такому прозвищу безобидный паровоз с двумя плацкартными вагонами, не поймешь, пока не сядешь в него - пробиваясь сквозь толпу, преодолевая баррикады из баулов и тюков на перроне, орудуя локтями, зубами и сумками. По-другому здесь нельзя: на билетах-то места не указаны. Самые шустрые занимают верхние полки, а остальные забивают нижние. На одной полке умудряются усесться до трех человек. О таких неизменных атрибутах железной дороги, как матрац, подушка и чай, здесь никто и не вспоминает.
...Поезд, как отбившаяся от стада корова, останавливается на каждом разъезде, набивая вагон новыми пассажирами. Дышать нечем. Среди этой толпы местные тетки как-то умудряются еще и приторговывать пирожками и пепси-колой.
Пограничный поселок Достык расположен в самом сердце Джунгарских Ворот - знаменитом горном проходе, через который пролегал Великий Шелковый путь. В 1959 году на участке Актогай - Дружба начали ходить первые поезда, однако затем отношения с Китаем ухудшились, и поселок был заброшен. Жизнь вернулась в эти края спустя три десятилетия, когда в 1990 году наконец произошла долгожданная стыковка железных магистралей СССР и КНР.
Станция Достык встречает нас хмурой пасмурной погодой и холодным пронизывающим ветром.
- Сегодня спокойно, вчера здесь камни летали, люди из дома носа не высовывали, - успокаивает нас вокзальный таксист.
- Вы здесь постоянно таксуете? -
спрашиваем мы, занимая места в салоне его старенькой “Ауди”.
- Нет, я работаю на “КеденТрансСервисе”. Пятнадцать дней там - перекидываем груз из узкоколейки на широкую, а в остальные дни таксую.
Достык - единственная станция в Казахстане, где из-за различия ширины железнодорожного полотна с соседним государством приходится перегружать все грузы.
- Работаем в несколько смен, - продолжает таксист, - наша бригада успевает перегружать до трех вагонов. Каждый из нас на себе переносит в день по три тонны. Зарплата сейчас хорошая, на руки получаем до 90 тысяч тенге.
Такси заворачивает на главную улицу станции - Алибаева.
Выстроенные в два ряда старые обшарпанные двухэтажки, нагло выглядывающие между домами полные контейнеры с мусором, пасущиеся тут же коровы. Здесь живут в основном молодые семьи, которые приехали за длинным рублем несколько месяцев назад. Через год у них будет свое жилье. Только за последние два года здесь сданы в эксплуатацию жилой городок из восьми трехэтажных домов на 216 квартир и семь многоэтажек на 153 квартиры.
- Я отвезу вас в гостиницу “Достык”, она новая, командированные еще не успели ее испортить, -
говорит напоследок таксист.
Хотелось поскорее в душ, но гостиница вдруг погрузилась во мрак.
- Не переживайте, здесь каждый вечер стали отключать свет, - стала успокаивать дежурная. Пришлось ложиться спать.
Утром следующего дня наносим визит вежливости поселковому акиму Куандыку МУХАМЕТКАЛИЕВУ.
- Средний возраст жителей Достыка составляет 35 лет, а их численность перевалила за восемь тысяч, - стал рассказывать аким. - В начале 90-х годов здесь насчитывалось менее сотни человек. Бригадам негде было жить - локомотивы становились для них и домом, и рабочим местом. Зато теперь у каждой семьи железнодорожников есть свои комфортабельные квартиры. В прошлом году построили детский сад на 280 мест. Идет рост рождаемости: в этом году в первый класс пошли аж 200 малышей.
- Ну, при таких перебоях со светом и в следующем году можно ожидать улучшения демографической ситуации в этом суровом крае, -
шутим мы.
- У нас нет безработных, бомжей и тунеядцев, - перечисляет аким. - Каждую весну как можем озеленяем поселок. Только в прошлом году высадили три тысячи саженцев, в этом планируем довести это количество до семи тысяч. Молодые саженцы поливаем путем капельного орошения.
Впрочем, как мы ни искали, но тех трех тысяч саженцев не нашли. Зелень нам встретилась лишь на центральной улице, да и та порядком подвысохшая.
Зато “полюбовались” на новую больницу. Здесь ее прозвали “пентагоном” - благодаря размаху строительства. Двухэтажное здание поликлиники на 150 посещений в день, стационар на 50 коек, состоящий из пяти блоков: детское и терапевтическое отделения, хирургический блок, роддом, столовая, автономная котельная, морг с холодильными камерами. Говорят, на церемонии открытия этот больничный комплекс заполняли здоровыми станционными жителями, чтобы не пустовал. Но если учесть, что в будущем в поселке будут проживать 30 тысяч человек, то этот размах, может быть, оправдан?
Еще один полупустующий, но не менее важный объект, где мы не преминули побывать, - детский сад на 280 мест. Когда-то выделенные на его строительство миллионы осели в карманах нерадивых подрядчиков. Но хищения не помешали снова выделить бюджетные деньги на новое строительство. Хоромы были возведены по оригинальному проекту с использованием передовых технологий и современных строительных материалов. Сейчас здесь воспитываются 180 детей. Недобор коллектив намерен восполнять еще неродившимся малышами, чему позавидовали бы все городские мамы - очередницы в детские сады.
Есть в Достыке свои достопримечательности - два танка и ветряная мельница.
Танки остались после вооруженного конфликта на советско-китайской границе в 1969 году. В районе озера Жаланашколь они тогда держали линию обороны. Затем все утихло, а танки просто закопали. На всякий случай. А обнаружили столь внушительную технику рабочие, когда производили расчистку площадки под строительство.
Извлеченный из земли танк выглядел вполне боеспособным. Время лишь покрыло легкой ржавчиной броню, а орудие и боеприпасы сохранились в боевом состоянии, словно кто-то их надежно законсервировал.
Оказывается, за сорок лет жителями Алакольского района уже найдено около десяти таких танков. А сколько покоится еще в земле, нам никто из военных не решился сказать.
На окраине поселка сохранился еще ветряной генератор, правда, в полуразрушенном виде. Его здесь установили к 10-летию открытия Достыка. К сожалению, он и дня не проработал - так и стоит. Между тем на китайской стороне можно разглядеть около ста ветряных генераторов, добывающих электричество для соседей.
День близится к концу. Возвращаемся в гостиницу. Опять перебои со светом. О завтрашнем дне думать не хочется - ведь обратно опять в бичевозке...
Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Талдыкорган, тел. 87011111835, e-mail: tld@time.kz, Талдыкорган - Ушарал - Достык