Что пишем, а что - в уме?
Жители элитного жилого комплекса “High Vill Астана” заселились в свои квартиры четыре года назад, но по сей день воюют с застройщиком. При получении техпаспорта они выяснили, что площадь их жилья на 8, а то и на все 20 квадратных метров меньше той, что указана и, соответственно, оплачена по договору долевого участия.
Лаззат ГАЛИЕВА (на снимке) в 2007 году заключила договор долевого участия с известным в столице застройщиком элитных домов ТОО “High Vill Kazakstan”. По договору женщина выплатила 18 858 000 тенге за 75,19 квадратных метра двухкомнатной квартиры. Вселившись, Лаззат обратила внимание на строчку квитанции, где написано, что коммунальные услуги предоставляются за квартиру площадью 64,8(!) квадратных метра. Рачительная хозяйка вызвала специалистов республиканского государственного предприятия “Центр по недвижимости по городу Астане” Министерства юстиции. В результате их замеров выяснилось, что г-жа Галиева проживает в квартире площадью не 75,19 “квадратов”, как она полагала, а 66,6. Она сразу направила письменную претензию застройщику.
- Это наглый обман. Купив квартиру площадью якобы 75,19 кв. м, я переплатила 2 154 406 тенге за недостающие 8,59 “квадратов”! - возмущается Лаззат Галиева.
Именно эту сумму она потребовала от застройщика вернуть. Однако у него нашелся свой ответ. На трех листах генеральный директор ТОО “High Vill Kazakstan” Ким Ин расписывает Галиевой тонкости договора долевого участия, а именно пункта 1.3.1, где оговорено, что “оплате подлежит расчетная площадь квартир, которая определяется путем замера по внутренней части внешних стен по периметру всей квартиры и застекленной лоджии. При этом в указанную площадь включена площадь, занимаемая межкомнатными перегородками, шкафами, колоннами, вентшахтами и иными инженерными коммуникациями”.
Лаззат Галиева осталась недовольна таким ответом и обратилась в суд. Алматинский районный суд Астаны не удовлетворил ее иск, ссылаясь на ту же пресловутую расчетную площадь. “Общая площадь застройки квартиры указана как 75,1 кв. м, согласно техническому плану - 66,6 кв. м. Уменьшение площади квартиры истца на 8,9 кв. м произошло ввиду того, что техниками РГКП производятся замеры по внутренней части внешних стен по периметру всей квартиры и застекленной лоджии, при этом в указанную площадь не включена площадь, занимаемая межкомнатными перегородками, шкафами, колоннами, вентшахтами и иными инженерными коммуникациями”, - говорится в решении суда.
Однако эти выводы суд апелляционной судебной коллегии по гражданским и административным делам суда Астаны, в который обратилась Лаззат, назвал необоснованными.
- Согласно правилам проведения инвентаризации объектов недвижимости, СНиП, понятие “расчетная площадь” неприменимо при определении размера квартиры. К тому же из договора обслуживания квартиры жилого дома “High Vill Астана” установлено, что услуги предоставляются истице за квартиру площадью 64,8 кв. м, - говорится в решении суда апелляционной инстанции, которая удовлетворила иск Галиевой.
Но недолгой была радость истицы - решение суда отменила и кассационная инстанция. Позже Лаззат направила ходатайство о пересмотре судебного решения в Верховный суд, но и тут получила отказ.
- Застройщик ввел понятие “расчетная площадь”, чтобы элементарно ввести в заблуждение своих дольщиков. Почему на стадии заключения договора и сбора денег указывается одно количество квадратных метров, а при вводе в эксплуатацию - значительно меньшее? К тому же специалисты РГКП “Центр по недвижимости по г. Астане” открывали все дверцы встроенной мебели, то есть делали замер с учетом ее площади. Гипсокартон, которым обшили стены, вентшахты, колонны и межкомнатные перегородки, не могут занимать почти 9 квадратных метров! - настаивает Лаззат Галиева.
Ее соседи и собратья по несчастью имеют такие же претензии к ТОО “High Vill Kazakstan”. Например, жильцы ЖК “High Vill Астана” Сауле НОГАЙБАЕВА и Ержан КАБИЕВ утверждают, что застройщик взял с них лишние деньги аж за 11 и 20 квадратных метров соответственно.
- Я вызывала специалистов Центра по недвижимости по г. Астане, когда готовила техпаспорт. Их замеры меня ошарашили - площадь квартиры уменьшилась на 11 “квадратов”! Это же площадь целой комнаты! - возмущается Сауле Ногайбаева.
Она, как и Лаззат Галиева, отправляла претензии к застройщику, но получила тот же ответ: у ТОО “High Vill Kazakstan” своя методология расчета, отраженная в договоре долевого участия. Обращаться в суд она уже не видит смысла, потому что ее соседка Галиева безнадежно проиграла дело.
Жильцы ЖК “High Vill Астана” считают, что застройщик ТОО “High Vill Kazakstan” нагло обманул их. Впрочем, такого же мнения придерживаются и юристы. Мы обратились за комментарием к независимому юристу Нурлыбеку ЮСУБАЛИЕВУ.
- В описанных примерах условия договора, на которые ссылается застройщик, изначально ущемляли права покупателей, потому что у них неоднозначное толкование. Есть термины, которые определены законом, - это “общая площадь”, “жилая” и “нежилая”. Все. Никакого понятия “расчетная площадь” ни в одном законе не существует. Получается, застройщик действует в обход закона, придумывая свои понятия и вводя тем самым в заблуждение клиента, - говорит г-н Юсубалиев.
А клиентам остается только сожалеть о потерянных деньгах и советовать всем, кто собирается приобрести квартиру, внимательно читать условия договора и уточнять значение неизвестных, не отраженных в законах понятий.
Лэйла БАСАРОВА, фото автора, Астана, e-mail: ast@time.kz